Что изучает регионоведение




Введение

«Регионоведение» как учебная дисциплина сравнительно недавно появилась в планах подготовки специалистов, которых готовит Геодезический факультет МИИГАиК. Её вхождение в круг изучаемых предметов обусловлено повышением роли регионов в формирующейся рыночной экономике России, необходимостью изучать и прогнозировать региональные социально-экономические процессы. Одновременно с широко известной идеей глобализации общественной жизни, также можно отметить и её регионализацию, образование крупных экономических регионов на планете и более меньших по размеру, нередко связывающих в единое целое части экономик разных стран. Особенно растёт интерес к этой дисциплине в России, о чём свидетельствуют открывающиеся специальности, специализирующиеся на региональной тематике, появляются новые учебные пособия. Концепт «нельзя управлять страной, не зная оныя», высказанный М. В. Ломоносовым, звучит особенно остро, когда наша страна борется за мировое лидерство и пытается эффективно проводить технологическую модернизацию, модернизацию социально-экономической жизни, что немыслимо без включения территориального измерения.

В каждой версии курса «Регионоведения» есть свои особенности. В структуре, предложенной в лекционном курсе для студентов Геодезического факультета МИИГАиК, они заключаются в пристальном внимании к картографо-геодезическому информационному обеспечению устойчивого развития территорий, роли кадастровых работ в системе планирования развития регионов и особенностям выработки региональной политики на основе схем территориального планирования, схем градостроительной застройки. В ходе курса будет сделана попытка показать интересную взаимосвязь геодезии и экономики, и, может быть, найти ответ на научный вопрос: как связаны экономический рост в регионах с уровнем развития картографо-геодезических работ?

“Регионоведение” — новая перспективная специальность, отвечающая потребностям настоящего времени. Она дает возможность совместить столь необходимые сегодня технические знания, получаемые студентами, с экономическими; гармонично встроить специальные знания в более широкий социально-экономический контекст, и в итоге овладеть базовыми компетенциями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона, приобрести комплексные знания для умения находить обычные и неординарные рецепты для решения региональных проблем.

Наверное, было бы не совсем правильно понимать содержания «регионоведения» как изучение, описание отдельных регионов. Несомненно, региональное деление и районирование страны входят в наше рассмотрение на лекциях, но в целом понятие «регионоведение» предполагает скорее изучение фундаментальных закономерностей развития региональных сообществ, достигаемые прежде всего методами региональной экономики, а также социологии, этнографии, теории миграций, микро- и макроэкономикой.

И в этом плане можно говорить о «регионоведении» как междисциплинарной области, развивающейся на стыке экономической и географической наук. “Регионоведение” — дисциплина новая, перспективная, но и малоразработанная и сложная, поэтому данный лекционный курс является скорее введением в интересную региональную тематику и нацелен на формирование исследовательского интереса у студентов и развития первоначальных методических приёмов и аналитических способностей.

 

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие положения курса «Регионоведение»

Что изучает регионоведение

Что изучает регионоведение? По-видимому, первый ответ на поставленный вопрос – Регионоведение изучает регионы, точнее хозяйство отдельных регионов, в этом плане оно практически сходится в исследовательском интересе, который предъявляет «региональная экономика». Академик А. Гранберг выделяет составляющими частями хозяйства, экономик отдельных регионов объективные предпосылки экономического развития регионов (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственную структуру, социальную сферу и условия жизни, систему расселения и размещения хозяйства, механизм функционирования и управления экономикой. Вместе они составляют элементы внутренней структуры экономики региона. Внешними будут являться экономические связи региона с другими регионами страны и другими странами. Благодаря межрегиональным экономическим связям, мы можем говорить о системе регионов, где отдельный регион является лишь звеном в общем переплетении. С этой стороны предмет «регионоведения» составляет изучение национальной экономики как системы регионов. Отдельные объекты экономики, такие, как природные ресурсы, население, производство, инфраструктура и т.п., или обобщенно производительные силы, могут по-разному размещаться на территории (по различным регионам). Изучение размещения производительных сил – процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории объектов и явлений – традиционно рассматривается в курсе регионоведения, а в рамках планово-административной системы эта проблема была доминирующей. Предмет регионоведения захватывает изучение региональных аспектов экономической жизни (уровень жизни, финансы и т.д.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: