ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ»
для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 051000.62
Профессиональное обучение (по отраслям)
профилей подготовки «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление», «Транспорт»,
«Машиностроение и материалообработка», «Металлургия»,
«Декоративно-прикладное искусство и дизайн»;
направления подготовки 230400.62 Информационные системы и технологии
профиля подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии»;
направления подготовки 080200.62 Менеджмент
Екатеринбург
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Экология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед. университет», 2012. 17с.
Составители: доц., канд. хим. наук М.В. Слинкина,
доц., канд. хим. наук Г.В. Харина
Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Экология» для студентов заочной формы обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профилей подготовки «Информатика и вычислительная техника», «Энергетика», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Экономика и управление», «Транспорт», «Машиностроение и материалообработка», «Металлургия», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»; направления подготовки 230400.62 Информационные системы и технологии профиля подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии»; направления подготовки 080200.62 Менеджмент
Методические указания включают содержание дисциплины «Экология», соответствующее Государственному образовательному стандарту, задания к индивидуальной контрольной работе и методические указания к ее выполнению, примерные вопросы к зачету (экзамену).
Одобрено на заседании кафедры общей химии.
Протокол от 2012. №.
Зав. кафедрой ОХ Н.Т. Шардаков
Рекомендовано к печати методической комиссией Машиностроитель-
ного института РГППУ. Протокол от 2012. №.
Председатель методической
комиссии МаИ РГППУ А.В. Песков
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© Слинкина М.В., Харина Г.В., 2012 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студента заочной формы обучения над курсом экологии предусматривает изучение программного теоретического материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение индивидуальной
контрольной работы и подготовку к зачету (экзамену). Данные методические указания помогут студентам правильно организовать работу по изучению дисциплины экологии.
Методические указания включают подробное содержание дисциплины «Экология», задания для индивидуальной контрольной работы и вопросы к зачету.
Задания контрольной работы составлены в соответствии с содержанием дисциплины «Экология» и систематизированы по дидактическим единицам ГОС. Каждый студент выполняет свой вариант контрольной работы, состоящий из трех заданий.
К контрольной работе студента предъявляются следующие требования:
1. Номер варианта контрольной работы должен соответствовать двум последним цифрам номера зачетной книжки и обязательно указан на титульном листе.
2. Работа выполняется в тетради (объемом 12 листов) или печатается на листах формата А4. Примерный объем контрольной работы – 8-10 страниц машинописного текста. Шрифт14, кегль Times New Roman, межстрочный интервал 1,5.
3. Перед ответом на вопросы задания необходимо записать полное условие этого задания и его номер.
4. Ответы должны быть четкими, конкретными и полностью соответствовать условиям заданий.
5. В конце каждого ответа следует написать обобщающий вывод и использованную литературу с указанием страниц, содержащих изложенную в ответе информацию.
Контрольные работы, не соответствующие данным требованиям, а также написанные небрежным и непонятным почерком, на рецензирование не принимаются.
Контрольная работа, подписанная студентом, сдается в деканат университета на рецензирование не позднее, чем за две недели до начала сессии.
Уровень выполнения контрольной работы оценивается как «зачтено» или «не зачтено». Незачтенная контрольная работа возвращается студенту для исправления и доработки. Студенты, успешно выполнившие контрольную работу, допускаются к зачету (экзамену).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ЭКОЛОГИЯ»
(согласно Государственному образовательному стандарту)
Наименование дидактической единицы ГОС | Наименование контролируемого элемента содержания дисциплины | Что должен знать студент |
1. Биосфера | Основные понятия и определения экологии | Определение и содержание предмета экологии; объекты и методы изучения экологии, основные понятия и определения |
Учение о биосфере | Основные положения учения; эволюцию, состав и структуру биосферы | |
Фундаментальная роль живого вещества | Живое вещество биосферы и его функции | |
Круговороты веществ в биосфере | Виды круговоротов веществ; движущие силы и значение круговоротов | |
2. Экосистемы | Экосистемы и их разнообразие | Определение экосистемы; струк-туру экосистем; сходство и отличия естественных и искусст-венных экосистем |
Сукцессия экосистем | Определение экологической сук-цессии; виды природных и ант-ропогенных сукцессий; понятия климакса, устойчивости и измен-чивости экосистем | |
Трофические взаимо-действия в экосисте- мах. Экологические пирамиды | Закономерности трофических взаимодействий; функциональ- ную роль консументов, проду- центов и редуцентов; понятие экологической пирамиды | |
Продукция и энергия в экосистемах | Понятие и уровни продуктивнос- ти; закономерности распределе- ния энергии в экосистеме | |
3. Сообщества и популяции | Демэкология и синэкология | Основные понятия демэкологии и синэкологии; основные прин- ципы организации и функциони- рования сообществ и популяций; саморегуляцию |
Биотические связи организмов в биоце-нозах | Паразитизм, конкуренцию, хищ- ничество, мутуализм, симбиоз и др.; значение их для сообщества | |
Структура сообществ | Видовую, пространственную, экологическую структуру | |
Популяция и ее свойства | Понятие, основные свойства и параметры популяции; структуру и динамику популяций | |
4. Организм и среда | Основные среды жизни | Особенности водной; наземно-воздушной, почвенной сред жиз- ни; живой организм как среду жизни |
Экологические факторы среды | Понятие экологического фак-тора; разнообразие и классификацию экологических факторов среды | |
Основные закономер- ности действия эко- логических факторов на живые организмы | Основные закономерности взаимодействия факторов среды и живых организмов; понятие толерантности, лимитирующего фактора | |
Адаптация организ- мов к экологическим факторам | Понятие адаптации, виды адапта-ций организмов к изменениям экологических факторов | |
5. Глобальные экологические проблемы | «Парниковый эффект» | Сущность«парникового эффекта»; естественные и антропогенные источники парниковых газов; последствия «парникового эффекта» для биосферы |
«Озоновые дыры» | Понятие «озоновая дыра»; причины разрушения озонового слоя; последствия для биоты и человека | |
«Демографический взрыв» | Понятие «демографический взрыв»; факторы, влияющие на демографию населения | |
Сокращение биоразнообразия | Понятие «биоразнообразие»; причины сокращения и исчез- новения видов; значение био- разнообразия для устойчивости биосферы | |
6. Антропогенное воздействие на окружающую среду | Основные источники и формы загрязнения окружающей среды | Понятие «загрязнение окружаю- щей среды»; основные источни- ки и формы загрязнения |
Загрязнение атмосферы | Основные источники и формы загрязнения атмосферы; послед- ствия антропогенного загрязне- ния атмосферы для биосферы | |
Загрязнение гидросферы | Основные источники и формы загрязнения гидросферы; послед- ствия антропогенного воздейст-вия на гидросферу | |
Антропогенное изменение литосферы | Основные виды воздействия на почву и литосферу; последствия антропогенного воздействия на почву и литосферу | |
Отходы и их влияние на окружающую среду | Виды отходов и их классификацию; опасность для окружающей среды и человека | |
7. Рациональное природопользова-ние и охрана окружающей среды | Экологические прин- ципы рационального природопользования и охраны окружаю- щей среды | Понятие и классификацию при- родных ресурсов; экологические принципы их рационального использования |
Мониторинг окру- жающей среды и его виды | Понятие, цели, задачи, виды, уровни и методы экологического мониторинга | |
Экологические нор-мативы и стандарты | Понятие, виды и назначение экологических нормативов и стандартов | |
Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы | Основные направления охраны атмосферного воздуха, воды и почв | |
Экозащитная техника и технологии | Основные виды экозащитной техники и технологии (аппараты по очистке газопылевых выбро- сов, технологии очистки сточных вод, безотходные, ресурсосбере- гающие технологии). | |
Особо охраняемые природные террито- рии. Охрана живот - ного и растительного мира | Понятие, формы, цели, задачи, статус особо охраняемых природных территорий | |
8. Социально- экономические аспекты экологии | Экология и здоровье человека | Здоровье и факторы, вызываю- негативное воздействие на здоровье человека |
Основы экономики природопользования | Новые механизмы финансиро-вания охраны окружающей среды; экономический ущерб от загрязнения окружающей среды | |
Основы экологичес- кого права | Основные законы в области ох- раны окружающей среды и при- родопользования | |
Экологический конт-роль и экспертиза | Понятие, цели, объекты и методы экологического контроля и экспертизы | |
Экологическое обра-зование и профессио- нальная ответствен- ность | Значение экологического образо- вания в подготовке специалис-тов, суть профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды | |
Международное сотрудничество в об- ласти охраны окружа- ющей среды и устой- чивое развитие | Основные принципы, задачи и формы международного сотруд- ничества в области охраны ок- ружающей среды |
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Биосфера
1. Предмет и структура экологии (основные разделы).
2. Объекты изучения и методы экологии.
3. Сущность системного познания в экологии. Объяснить на примере экосистемы.
4. Определение биосферы. Состав (структура) и границы биосферы. Основные положения учения о биосфере В.И. Вернадского.
5. Геосферные оболочки Земли. Атмосфера: определение, структура, газовый состав, роль в удержании теплоты.
6. Геосферные оболочки Земли. Педосфера как часть литосферы и биосферы. Химический состав и плодородие почвы. Почвообразование.
7. Эволюция биосферы (добиотическая и биотическая). Ноосфера как стадия эволюции биосферы.
8. Живое вещество биосферы. Его химический состав и классификация по типу питания. Роль автотрофных и гетеротрофных организмов.
9. Живое вещество биосферы, его свойства и функции.
10. Средообразующая функция живого вещества биосферы.
11. Круговороты веществ в биосфере – большой (геологический) и малый (биогеохимический). Их движущие силы и значение.
12. Биогеохимический круговорот (цикл) углерода. Нарушение его антропогенной деятельностью.
13. Биогеохимический круговорот азота и последствия воздействия на него антропогенной деятельности.
14. Биогеохимический круговорот фосфора и последствия воздействия на него антропогенной деятельности.
15. Биогеохимический круговорот серы и последствия воздействия на него антропогенной деятельности.
16. Биогеохимический круговорот кислорода и воздействие на него антропогенной деятельности.
Экосистемы
17. Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема» (пояснить на примерах). Авторы этих понятий. Биогенные элементы и их роль в экосистеме.
18. Понятие экосистемы (биогеоценоза). Структура и примеры экосистем. Отличительные особенности естественных и искусственных экосистем.
19. Функциональная роль продуцентов, консументов и редуцентов. Характеристика процессов фотосинтеза и клеточного дыхания.
20. Пищевые цепи (пастбищные и детритные). Пищевые сети. Трофические уровни. Правило биологического усиления.
21. Понятие экологической пирамиды. Пирамиды численности, биомассы и энергии. Правило десяти процентов.
22. Продуктивность экосистем. Уровни продуктивности: первичная продуктивность (валовая и чистая), вторичная продуктивность, чистая продуктивность сообщества.
23. Биотический (биологический) круговорот веществ. Передача вещества и энергии в экосистемах. Превращения вещества и энергии в биотическом круговороте веществ.
24. Определение экологической сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Отличительные особенности природных и антропогенных сукцессий.
25. Экосистемы Мирового океана и экосистемы континентальных водоемов (озер, прудов, болот). Их краткая характеристика. Эвтрофикация водоемов.
26. Закономерности распределения энергии в экосистеме. Подчинение их законам термодинамики.
27. Гомеостаз экосистемы (сообщества). Понятие обратных связей. Гомеостатические механизмы (примеры).
28. Антропогенные экосистемы: агроэкосистемы и урбосистемы. Их отличия от природных экосистем.
Сообщества и популяции
29. Понятия синэкологии и сообщества. Видовая и пространственная структура сообщества. Экологические ниши видов в сообществах.
30. Определение экологической ниши (пояснить на примерах). Закономерности саморегуляции сообществ, экологическое дублирование.
31. Биотические связи организмов в биоценозе, значение их для сообщества.
32. Понятия демэкологии и популяции. Размер и структура популяций.
33. Динамика популяций. Кривые выживания и кривые роста популяций.
34. Межвидовые и внутривидовые отношения как регуляторы численности популяций.
35. Регуляция численности популяций в сообществе. Влияние биотических и абиотических факторов среды на численность популяций. Понятия биотического потенциала и сопротивления среды.
Организм и среда
36. Определение среды обитания (жизни) организма. Основные среды жизни и их особенности.
37. Экологические факторы среды, их классификация. Характеристика физических факторов среды.
38. Экологические факторы среды, их классификация. Характеристика химических факторов среды (химический состав воздушной, водной и почвенной сред). Биогенные вещества как экологические факторы.
39. Антропогенные факторы (определение и примеры). Влияние их на биотические и абиотические факторы природной среды.
40. Экологические факторы среды, их классификация. Характеристика биотических факторов (зоогенных, фитогенных, микробогенных). Формы биотических взаимоотношений.
41. Закономерности воздействия факторов среды на организмы. Закон минимума Ю. Либиха и закон толерантности В. Шелфорда. Практическое значение этих законов для человека.
42. Состав и структура почв. Эдафические факторы и их роль в жизни растений и почвенной биоты.
43. Адаптация. Виды адаптаций организмов к изменениям экологичес-
ких факторов среды.
44. Экологическая ниша организма. Специализированные и общие ниши. Экологические формы.
45. Взаимосвязь организмов с условиями среды. Организмы как индикаторы качества среды. Биоиндикация.