Особенности развития психики в условиях депривации




Во всех случаях депривации психическое развитие ребенка не прекращается, но он испытывает состояние душевного, часто неосознаваемого страдания, дискомфорта: по аналогии с недоеданием, некоторые авторы определяют депривацию как психическое голодание

И.А.Шаповал

Сущность депривационных феноменов

Условия, в которых ребенок воспитывается в раннем возрасте, во многом определяет его дальнейшую жизнь. Препятствием в развитии ребенка могут стать депривации, в которых он не сможет приобрести социальный опыт или этот опыт окажется недостаточным.

Английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

Депривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития [4]. «По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека» [3, с.187].

С середины сороковых годов прошлого века стали пристально изучаться депривационные феномены, появились собственно научные исследования данного явления. Это было связано с бурным развитием технического прогресса: освоение космоса, длительное автономное подводное плавание, управление сверхзвуковыми летательными аппаратами, многомесячное пребывание на полярных станциях и т.д. Эти нетипичные для повседневной жизни условия раскрывают возможности человеческой психики. Понятие «депривация» сложилось в науке в середине двадцатого века.

Невозможность реализовывать основные потребности длительное время приводит к серьезным дисфункциям сознания: при резком сокращении потока внешней стимуляции могут появляться изменения темпа протекания субъективного времени, нарушение восприятия пространства, трудности в произвольном контролировании мыслительных операций, активизация внутреннего диалога, расстройство схемы собственного тела, эмоциональные нарушения, даже галлюцинации. В зависимости от длительности пребывания человека в подобной ситуации нарушения могут приобретать необратимый характер [3]. Нужно различать депривационную ситуацию и депривационные явления. Депривационная ситуация – это внешние объективные условия, препятствующие реализации той или иной потребности человека. Депривационные явления – субъективные, внутренние, присущие сознанию явления. Безусловно, они находятся в причинно-следственных отношениях: депривационная ситуация (например, жизнь ребенка в доме ребенка) может привести к депривационным явлениям (например, синдрому госпитализма), а может и не привести. Разные люди по разному реагируют на ситуации лишения.

Для практики специальной психологии важно, что депривационная ситуация может быть серьезной причиной выраженных нарушений развития ребенка! Так Д.Н.Исаев считает наиболее важными факторами депривации следующие: недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения; искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; социальная изоляция семьи; неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами – игрушками, одеждой, постелью и т.д.

И.А. Шаповал выделяет следующие факторы, последователь­но осложняющие жизнь ребенка и его физическое и пси­хоэмоциональное развитие.

«Пребывание в круглосуточных яслях, домах ребенка, дет­ских домах, больницах или санаториях. В этих условиях ребен­ка воспитывает постоянно сменяющаяся большая группа людей. К такому калейдоскопу лиц ребенок не может при­выкнуть, привязаться, почувствовать себя защищенным. Это приводит к постоянной тревоге, страху, беспокойству.

Изолированность семьи от ближайшего окружения. Со­циальная изоляция семьи вследствие психических забо­леваний или личностных отклонений родителей проти­водействует контактам ребенка с окружением, т.е. ставит его в ситуацию социальной депривации.

Неправильное воспитание в семье. Воспитание одним родителем (когда он чувствует себя несчастным), отсут­ствие или неадекватность родительской заботы, чрезмер­ное давление родителей — все это может рассматривать­ся как насилие над ребенком, как попытки переделать его натуру или заставить его сделать невозможное.

Неадекватное или искаженное внутрисемейное общение. Такое общение характеризуется недостаточной откровен­ностью, неспособностью родителей договориться между собой для решения семейных проблем, сокрытием от ре­бенка семейных тайн. Все это крайне затрудняет возмож­ность приспособления к жизни и ставит ребенка на грань психологического риска.

Воспитание психически больным или неполноценным ро­дителем. Здесь появляется несколько факторов риска: ге­нетической передачи ребенку повышенной уязвимости; влияния психического расстройства родителя (родите­лей) на жизнь семьи; тревоги или страхи (индуциро­ванное расстройство) у ребенка из-за идентификации с больными родителями.

Иначе говоря, состояние психической или физичес­кой неполноценности родителей или родственников па­тогенно влияет на ребенка.

Межличностные факторы. Здесь выделяются частные случаи: а) недостаток теплоты в общении между родите­лями и ребенком; б) дисгармоничные отношения между родителями; в) враждебность к ребенку, жестокое обра­щение с ним; г) сексуальные злоупотребления.

Жестокое обращение с детьми, включая сексуальные злоупотребления, в международной литературе определя­ется термином «притеснение». По данным различных авторов, от притеснения в разных странах страдает от 15 до 37% детей; в России, по некоторых данным, — около 34%.

Личностные факторы:переживания, связанные с соб­ственными значительными характерологическими откло­нениями, особенностями темперамента» [4, с.71].

И.А.Шаповал выделяет следующие характерные депривационные симптомы и симптомокомплексы:

ü задержка и искажения интеллектуального развития (от легких временных парциальных до умственной отсталости, обеднения познавательной сферы);

ü эмоциональные расстройства и искажения формирования эмоций;

ü волевые нарушения (от снижения активности до выраженной пассивности);

ü коммуникативные нарушения (от легких аутистических тенденций до парааутизма как стойкого состояния);

ü двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (например, сосание пальца, раскачивания, мастурбация и т.п.);

ü расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления (нарушения аппетита, сна и др.).

Глубина и тяжесть симптомов индивидуальны в зависимости от срока наступления депривации, ее длительности и интенсивности. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют внутренние условия депривации. Одним из них является возраст. Установлено, что первые годы жизни наиболее чувствительны к депривационному воздействию. Переживание депривации зависит от пола ребенка – мальчики более реактивны. Свою роль играют конституциональные особенности психики – уровень активности ребенка, регулярность биоритмов, адаптивность, генетическая предрасположенность к каким либо психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться условиями депривации. Влияние частичной депривации может сказаться на тех детях, которые ослаблены врожденными вредностями или рано перенесенными болезнями, следующими одна за другой.

Виды депривации

Й. Лангмейер и З. Матейчек считают, что для полноценного развития ребенка необходимы:

1. Многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию.

2. Удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию.

3. Социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации.

4. Возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

Таким образом, были выделены сенсорная, когнитивная, эмоциональная (материнская), социальная депривация.

ü Сенсорная депривация возникает из-за лишения необходимой для жизнедеятельности информации.

В середине XX века исследователи из американского университета Мак-Гилла предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей. Испытуемые находились в лежачем положении в небольшом замкнутом помещении; все звуки покрывались монотонным гулом мотора кондиционера; руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только слабый рассеянный свет. За пребывание в таком состоянии полагалась довольно приличная повременная оплата. Казалось бы - лежи себе в полном покое и подсчитывай, как без всяких усилий с твоей стороны наполняется твой кошелек. Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособны выдержать такие условия дольше 3 дней. В чем же дело?

Сознание, лишенное привычной внешней стимуляции, вынуждено было обратиться «внутрь», а оттуда начинали всплывать самые причудливые, невероятные образы и псевдоощущения, которые нельзя было определить иначе как галлюцинации. Сами испытуемые ничего приятного в этом не находили, даже пугались этих переживаний и требовали прекратить эксперимент. Из этого ученые сделали вывод, что сенсорная стимуляция жизненно важна для нормального функционирования сознания, а сенсорная депривация - верный путь к деградации мыслительных процессов и самой личности.

Нарушение памяти, внимания и мышления, нарушение ритма сна и бодрствования, тревожность, резкая смена настроения от депрессии до эйфории и обратно, неспособность отличать реальность от частых галлюцинаций - все это описывалось как неизбежные последствия сенсорной депривации. Об этом стали широко писать в популярной литературе, в это почти поверили практически все.

Позже оказалось, что все сложнее и интереснее. Все определяет не сам факт депривации, а отношение человека к этому факту. Сама по себе депривация взрослому человеку не страшна - это просто изменение условий внешней среды, а человеческий организм может к этому приспосабливаться, осуществляя перестройку функционирования.

Ученый Джон Лилли испытывал действие сенсорной депривации на самом себе, проделывал это даже в еще более усложненных условиях. Он находился в непроницаемой камере, где был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был лишен даже температурных и гравитационных ощущений. Естественным образом начали возникать причудливые образы и неожиданные псевдоощущения, как и у испытуемых из университета Мак-Гилла. Однако к своим ощущениям Лилли подошел с иной установкой. По его мнению, дискомфорт возникает вследствие того, что человек воспринимает иллюзии и галлюцинации как нечто патологическое, а потому пугается их и стремится вернуться в нормальное состояние сознания. А для Джона Лилли это были просто исследования, он с интересом изучал появляющиеся у него образы и ощущения, вследствие чего никакого дискомфорта во время сенсорной депривации не испытывал. Собственно, на основании этих его фантазий во многом был выстроен фундамент трансперсональной психологии, изложенный в книге С. Грофа "Путешествие в поисках себя"[5].

Некоторые варианты нарушений сами являются причиной возникновения депривационных феноменов, что отягощает процесс развития. Так выраженные нарушения зрения, слуха, движения (дефицитарное развитие), безусловно, представляют собой особые формы сенсорной депривации. Их своеобразие кроется в самой структуре депривационной ситуации: обычно существует внешний блокиратор потребностей, в случаях же сенсорных нарушений в качестве блокираторов выступают они сами. Это приводит к качественному своеобразию самих депривационных феноменов. Так, в условиях экспериментальной сенсорной депривации часто обнаруживается нарушение восприятия в виде многочисленных иллюзий и галлюцинаций. В ситуации врожденной слепоты и глухоты подобных явлений не наблюдается. В условиях экспериментальной ситуации сенсорной депривации значительно повышается психическая активность индивида, а в результате врожденной слепоты - снижение активности, прежде всего, познавательной.

Двигательная депривация связана с ограничением пространства и характерна для домов ребенка, где возможности движения ребенка длительное время ограничены рамками манежа. Уже в первые месяцы жизни при ограничении движений младенцы проявляют сильное беспокойство. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед - назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.

ü Когнитивная депривация – это явление, возникающее в обстоятельствах, когда ограничиваются возможности человека в усвоении значений внешнего пространства, связанные с осмыслением происходящего во вне. Для когнитивной депривации характерно ограничение возможностей познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого, настоящего и ожидаемого в перспективе.

ü Материнская (эмоциональная) депривация возникает в раннем возрасте в связи с недостаточными контактами с матерью.

Привязанность к матери в норме формируется к 7—8 мес. и может проявляться к дру­гим людям, общающимся с ребенком. А.Р. Шпитц выде­ляет три фазы формирования привязанности[4]:

• предобъектная — от рождения до 3 мес. мать не осо­знается как отдельное особое существо, ребенок ищет близости с любым другим человеком;

• фаза предварительного объекта— от 3 до 6 мес. по­степенно выделяются знакомые и незнакомые лица, а мать — в первую очередь, ответные сигналы на­чинают адресоваться прежде всего ей;

• фаза объекта— от 7 до 8 мес. формируется пред­ставление о постоянстве людей и предметов. Ребенок становится четко избирательным в общении, исчезают ровные дружелюбные реакции на любого человека, появляются признаки тревоги при приближении незнакомого и отделении от матери.

Чем лучше мать обеспечивает комфортное состоя­ние ребенка, тем легче вырабатываются у него чувства безопасности и защищенности. К концу первого года жизни он становится уравновешенным, приобретает доверие к окружающему миру.

Неполноценное или непостоянное удовлетворение матерью основных по­требностей ребенка (плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами) - например, при умственной отсталости, психических заболеваниях родите­лей, при материнстве в подростковом возрасте - ведет к искажению формирова­ния привязанностей и появлению специфических сим­птомов (чувство нестабильности, повышен­ная тревожность, психический или физический диском­форт, чувство опасности, апатия, депрессия, слабая поисковая активность, низкая лю­бознательность и инициативность).

Анна Фрейд и Шарлота Бюлер описали феномен, получивший название «синдром госпитализма», как выраженный эффект замедления и искажения развития детей вследствие той или иной формы депривации. Его основные проявления: у ребенка, лишенного в первые годы жизни возможности общения с матерью, наблюдается серьезное отставание в темпах физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Такие дети отличаются выраженными поведенческими нарушениями и трудностями социально-психологической адаптации [3].

Для вос­питанников домов ребенка и детских домов характерны две противоположные картины:

• устой­чивое нежелание вступать в контакт или поддерживать от­ношения с окружающими взрослыми, апатичный или сни­женный фон настроения, настороженность;

• «диффуз­ная общительность» — желание общения почти со всеми людьми, привлечение к себе внимания, в последующем неразборчивые дружеские связи.

В 1951 г. Дж. Боулби ввел понятие «сепарация» для обо­значения ситуации долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим ее место. Й. Лангмейер и 3. Матейчек включают в ситуацию сепарации и всякое прекращение специфической связи между ребен­ком и его социальной средой. Особенно серьезна такая ситуация для детей в первые 3—5 лет жизни. Боулби счи­тал, что сепарация затрагивает, прежде всего, этическое развитие личности и формирование у ребенка нормаль­ного чувства тревоги. При длительной ситуации сепара­ции возможно формирование у ребенка анаклитической депрессии(А.Р. Шпитц), которая проявляется в на­растании безразличия, в уходе в себя, утрате интереса к окружающему[4].

ü Социальная депривация вызывается недостаточными контактами с окружающей средой.

Влияние изоляции от человеческого общества, «ког­нитивный и социальный голод» в раннем детстве описа­ны в специальной и исторической литературе. В 1754 году французский философ Этьен Кондильяк рассказал о литовском мальчике, вскормленном медведицей. Найден­ный людьми, он не проявлял никаких признаков чело­веческого разума, не умел говорить, ходил на четверень­ках. Через много лет он научился говорить и понимать человеческую речь, но развитие его психики на этом ос­тановилось.

Подобные случаи регистрировались в Швеции, Бель­гии, Германии, Голландии, Ирландии, России. Все най­денные дети издавали нечленораздельные звуки, не мог­ли передвигаться на двух ногах, обладали большой мы­шечной силой и ловкостью, имели острые зрение и слух.

В XVIII веке Карл Линней выделил в рамках вида «человек разумный» подвид «человек одичавший», обоб­щая все случаи воспитания детей животными. Он при­шел к выводу, что у одичавшего человека не развиты не только речь, но и человеческое сознание.

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчь­ем логове двух девочек — семи и двух лет. Младшая скоро умерла, старшая прожила еще десять лет. Из дневника доктора известно, что она долго ходила на четвереньках, пила, лакая, мясо ела только с пола, по-волчьи скалила зубы и рычала, боялась яркого света и огня. Стоять она научилась через два года, ходить — через шесть, через четыре года выучила шесть слов, через семь лет — 45, в дальнейшем — 100. В 17 лет по умственному развитию девушка напоминала четырехлетнего ребенка [4].

Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о том, что депривация может выступать одновременно и как причина, и как следствие дизонтогенеза. Кроме того, ребенок с нарушениями развития испытывает на себе влияние нескольких видов деприваций. Прежде всего, это исходная депривационная ситуация, связанная с основным нарушением. Помимо этого – социальная депривация, т.к. раннее детство таких детей часто протекает в замкнутом семейном кругу. Материнская депривация – так как могут возникать своеобразные личностные реакции родителей на факт обнаружения у ребенка отклонений. Отчаяние, безнадежность, бессилие иногда сопровождаются отвержением ребенка одним или сразу двумя родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: