Особенности построения годичной подготовки в различных видах спорта




Нельзя сказать, какая из систем подготовки в течение года (одноцикловая, двухцикловая и т. д.) является более прогрессивной. В зависимости от календаря спортивных соревнований в конкретном виде спорта, объективных закономерностей формирования спортивного мастерства может применяться любая из систем, в случае, если удастся обеспечить развитие готовности к эффективной соревновательной деятельности в главных соревнованиях макроцикла (рис. 24.5).

Например, в футболе применяется одноцикловая система годичного построения подготовки с непродолжительным (8 недель) подготовительным периодом и длительным (более 9 мес) соревновательным, после которого планируется 4-недельный переходный период.

В подготовительном периоде закладываются базовые основы физической, технико-тактической и психологической подготовленности, а весь соревновательный период является сложной системой разнообразной тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей разностороннее специальное совершенствование спортсмена и реализацию его возможностей в соревнованиях, полноценный отдых и восстановление, поддержание базового уровня физической подготовленности.

В отдельных 4—5-недельных мезоциклах соревновательного периода, когда количество официальных игр может достигать 8—10, трудно решать серьезные тренировочные задачи физического и технико-тактического плана. Вся работа связана с непосредственной подготовкой к играм при небольших тренировочных нагрузках (разработка технико-тактических схем конкретных игр, психо­логическая настройка, отработка отдельных индивидуальных и командных элементов и т. п.) и организацией процесса полноценного физического и психологического восстановления между играми.

В других мезоциклах, в которых количество игр относительно невелико (3—4), возможно органически увязать учебно-тренировочный процесс с соревновательной деятельностью. В этих случаях планируются межигровые микроциклы, в которых применяются занятия с большими и значительными нагрузками, направленными на развитие различных двигательных качеств, совершенствование техники, тактики, психологических возможностей спортсмена. Таким образом, удается органически увязать процесс подготовки с соревновательной деятельностью, обеспечить планомерное возрастание функциональных возможностей спортсмена и их последующую реализацию в мезоциклах с интенсивной игровой деятельностью.

В отличие от футбола, одноцикловая система подготовки велосипедистов-шоссейников отличается продолжительным подготовительным периодом и столь же длительным соревновательным периодом, в котором задача подготовки к главным соревнованиям года сочетается с дополнительными задачами — подготовкой и участием в многочисленных менее важных гонках. Начиная со второго мезоцикла подготовительного периода, спортсмены принимают участие в контрольных и подготовительных соревнованиях, и общее количество стартов, которое они принимают за 2—3 мес. подготовительного и 5—б мес. соревновательного периода, может достигать 120—140.

У велосипедистов-трековиков, в отличие от велосипедистов-шоссейников, наиболее распространенной является двухцикловая система планирования годичной подготовки. В непродолжительном первом макроцикле ставится задача создания функционального фундамента для тренировки в течение года и участия в серии соревнований зимнего соревновательного периода. Второй макроцикл, продолжительность которого 7—8 мес., включает 3—3,5-месячный подготовительный и 4—4,5-месячный соревновательный периоды.

У теннисистов высокой квалификации широкое распространение получила трехцикловая система годичного построения подготовки (рис. 24.6). При этом каждый из трех макроциклов имеет специфическую структуру, обеспечивающую планомерное совершенствование в течение года, успешное сочетание тренировочных и соревновательных задач.

В художественной гимнастике достаточно эффективной является система двухциклового планирования подготовки с относительно непродолжительными общеподготовительными и специально-подготовительными этапами подготовительных периодов и продолжительными — соревновательными, охватывающими около полугода (рис. 25.7). Общеподготовительные этапы подготовительных периодов преимущественно предусматривают совершенствование элементов различной сложности. По мере приближения к основным соревнованиям резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов. Тренировочный процесс переориентируется на совершенствование соеди­нений и комбинаций, увеличивается внимание к совершенствованию элементов I группы трудности, возрастает плотность занятий (количество элементов, выполняемых за минуту).

Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток, как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам физической и технической подготовки. Сложные в координационном отношении виды спорта требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более простой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преимущественно с физическим совершенствованием.

Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года (чемпионаты мира, Олимпийские игры) с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4—5-цикловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80—90-х годах в циклических видах спорта (плавание, велосипедный спорт — трек), а также в спортивных играх.

Классическим примером построения годичной подготовки на основе 5 стандартных макроциклов может служить система, неоднократно реализованная трехкратным чемпионом Игр Олимпиад по плаванию В. Сальниковым. Каждый из пяти 10-недельных макроциклов состоял из 5 двухнедельных мезоциклов и 10 недельных микроциклов и завершался главными соревнованиями цикла (рис. 25.8). Главные соревнования года проводились в конце последнего, пятого, макроцикла, после которого следовал 2-недельный переходный период.

Общая структура и содержание каждого макроцикла были стандартными. Это касалось общего объема работы на суше и в воде, количества занятий и нагрузок в них, общей динамики нагрузок, соотношения работы различной направленности, программ тестирования и т. д. Различия заключались лишь в том, что по мере роста тренированности от макроцикла к макроциклу несколько возрастали объем и интенсивность работы.

Такое построение годичной подготовки имеет много преимуществ как в отношении готовности спортсменов к участию в соревнованиях в течение большей части года, так и в плане удобства планирования подготовки, контроля за работоспособностью в занятиях и микроциклах, функциональным состоянием организма спортсмена и т.п. Вместе с тем у этой системы проявился и один принципиальный недостаток: уже к концу третьего макроцикла спортсмены достигают наивысшего уровня готовности, что происходит задолго (за 20 недель) до главных соревнований года. Именно в соревнованиях третьего макроцикла (реже второго или четвертого) спортсмены достигают наивысших результатов года, сохранить которые не удается в соревнованиях пятого макроцикла, в конце которого и планируются главные соревнования года. Так, например, неоднократно случалось с В. Сальниковым, который много раз устанавливал мировые рекорды в весенних соревнованиях и выступал с заметно менее высокими результатами на чемпионатах мира и Играх Олимпиад. В таком же положении оказывались и многие сильнейшие велосипедисты-трековики, применявшие аналогичную систему годичной подготовки (Platonov, 1992).

Значительно более перспективной представляется система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, в существенной мере отличающихся как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Эта система с большим успехом применялась в 80-е годы в сборных командах по плаванию СССР и ГДР и в дальнейшем нашла распространение в других циклических видах спорта, а также в спортивных единоборствах и спортивных играх.

Система, которая предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов, представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и рассмотренным выше пятицикловым планированием со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями (рис. 25.9).

В течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Этой точки зрения придерживаются даже специалисты, имеющие прямо противоположные точки зрения по многим основным вопросам построения спортивной подготовки. Так, Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что при построении годичной подготовки спортсменов высокой квалификации относительная стабильность отдельных наиболее общих параметров нагрузки (например, время, затрачиваемое на подготовку в течение недели или месяца) сопровождается ярко выраженной волнообразностью парциальных параметров нагрузки, относящихся к различным группам тренировочных упражнений и различным направлениям совершенствования. Это позволяет создавать в системе годичной подготовки регулярно усиливающийся развивающий импульс, адекватно учитывать закономерности последовательной смены стадий адаптации к предъявляемым тренирующим воздействиям, не допускать перерастания устойчивой адаптации в переадаптацию. По сути, такой же точки зрения придерживается и Ю.В. Верхошанский (1985), когда утверждает, что в основе динамики разнонаправленных нагрузок в течение года и макроцикла должен лежать принцип, предусматривающий последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставленные в организме предыдущими нагрузками. В ходе тренировки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм очередных нагрузок, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования. При этом важно обеспечить не только рациональную последовательность разнонаправленных тренирующих воздействий, но и их оптимальный объем. Как недостаточный, так и излишний объем работы определенной преимущественной направленности в годичной подготовке отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса. Продемонстрировать это можно, например, данными прироста максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга и важнейших показателей функциональной подготовленности спортсмена — в ответ на различные объемы тренировочной работы в течение года (рис. 25.10, 25.11). Практическая реализация этой позиции может быть продемонстрирована на материале подготовки сильнейших пловцов (рис. 25.9, 25.12, 25.13) и легкоатлетов (рис. 25.14, 25.15).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: