Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского




Значительные усилия по обработке предшествующих философских и политико-правовых идей в духе христианской идеологии были предприняты Фомой Аквинским (1226–1274). Фома Аквинский – уроженец центральной Италии. Родился он в Сицилии, недалеко от городка Аквино (почему и имел прозвище – Аквинский, или Аквинат), принадлежал к знатному феодальному роду. Образование получил в доминиканском монастыре, а затем в Неаполитанском университете. В Кёльне он посещал школу знаменитого схоласта Альберта фон Больштедта, слава которого как ученого и преподавателя, первого знатока вновь открытых работ Аристотеля, распространилась по всей Европе и принесла ему прозвище Великий. Латинские переводы сочинений Аристотеля, известные до той поры только в искаженных отрывках, получали в это время широкое распространение. Строго следуя Аристотелю, Альберт читал лекции по логике, этике, физике, комментировал Священное Писание, сентенции модного тогда Петра Ломбардского. В школе Фома Аквинский обратил на себя внимание своими выдающимися способностями, превратился в любимого ученика Альберта и не расставался с ним, сопровождая его даже в странствиях. Фома был всегда спокойным и немногословным, медленно передвигался. За это соученики прозвали его «немым быком». А Альберт Великий однажды пророчески воскликнул: «Этот немой бык наполнит весь мир своим ревом!» (См. подробнее: Грацианский П. С. Фома Аквинский // Политические учения. История и современность: Домарксистская политическая мысль. М., 1979. С. 191–203; Аверинцев С. С. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 742–743; Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 580–581; Графский В. Г. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005. С. 198; Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля: Учебник. СПб., 2005. С. 123–131;.История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006. С. 138–139).

В Париже для получения ученой степени доктора богословия Фома Аквинский подготовил сочинения «De ente et essentia» («О существующем и сущем») и «De principle naturae» («О начале природы»). Здесь же он начал писать свои главные произведения: «Сумма философии, об истине католической веры против язычников» и «Сумма теологии».

С большим успехом преподавал философию и теологию в Париже, Риме, Неаполе, Кёльне и других городах. Быстро приобрел репутацию выдающегося ученого и философа. За энциклопедические знания его называли doctor universalis, а за верность католической церкви – doctor angelicus.

В 1323 г. Фома был причислен к лику святых, в 1567 г. признан пятым великим учителем церкви. В Риме вышло полное собрание его сочинений в 17 томах, впоследствии неоднократно переиздававшееся, а в 1879 г. его учение объявлено «единственно истинной» философией католицизма (См.: Редкин П. Г. Энциклопедия юридических и политических наук. СПб., 1872–1873. С. 809–858; Грацианский П. С. Фома Аквинский // Политические учения. История и современность: Домарксистская политическая мысль. М., 1979. С. 191–203; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; Аверинцев С. С. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 742–743; Графский В. Г. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005. С. 198; История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006. С. 138–139).

Воззрения Фомы Аквинского на политико-правовые проблемы изложены в трактатах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля (см.: Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 823–862; Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 580–596; Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI–XVII вв. Л., 1990. С. 217–244; Фома Аквинский. О душе. СПб., 2004).

Главный его труд «Сумма теологии», написанный Фомой Аквинским в последние десять лет жизни, задуман как учебное пособие: богословие Августина, изложенное в неоплатонистских терминах, он переделывает с помощью терминологии Аристотеля. Это величайшее систематическое изложение христианской веры, когда-либо существовавшее, оказалось незавершенным. В конце жизни ему стало казаться, что все им написанное, если сравнивать его с тем, что ему было открыто, подобно лишь соломе (Графский В. Г. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005. С. 198).

«Сумма теологии» – это обсуждение 512 вопросов, разбитых на десять и больше подвопросов. Это философские аргументы либо цитаты, среди которых чаще всего встречаются цитаты из Аристотеля.

В XIII столетии богословие вступило в новую сложную фазу развития: философия на этом рубеже оказалась не только средством в богословии, его «служанкой», но и соперничающей системой мышления. Такая ситуация начала складываться после перевода на латинский язык сочинений Аристотеля, в которых утверждался новый способ восприятия действительности, новое мировоззрение, новая философия жизни, во многом альтернативная христианской. Какое-то время метафизические работы Аристотеля были под запретом. Фома принял философию Аристотеля и предпринял попытку синтезировать веру (богословие) и разум (Аристотеля). Он решил показать, что аристотелевская философия, правильно истолкованная и исправленная при необходимости, может соответствовать христианскому богословию (См.: Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997. С. 126).

Влияние Аристотеля, Цицерона и стоиков в политическом и правовом учении Аквината сочетается с воздействием традиций, поддержанных Августином, Альбертом Великим и другими идеологами христианства, по приспособлению античного наследия к потребностям богословия и церковной политики в условиях средневекового общества. Поэтому значение Фомы Аквинского состоит, скорее, не в его оригинальности или открытии новых научных истин, а в систематизации знания, в сочетании религиозных положений с философскими истинами. В свою теологию и политическую доктрину Фома вобрал все, что можно было взять без ущерба для христианских догм из учений, сложившихся до него, и в частности из учения Аристотеля. Вопреки сопротивлению консервативных богословов и запретам самого папы на философское комментирование догм Фома стал обновителем схоластического богословия своего времени (При этом следует отметить, что эта обновленческая работа своим результатом имела своеобразное «омертвление» учения Аристотеля. В процессе схоластической обработки древнего учения, по выражению А. И. Герцена, Фома «постриг Аристотеля на католический манер», превратил его в «Аристотеля с тонзурой» (Герцен А. И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1948. С. 98).

Фома не ограничивается религиозными догмами, которые представляют для него высшее знание, и им все подчинено. Немаловажны и бренная жизнь, и повседневная действительность. Это тоже проявление божественной сути, хотя и несовершенное. По словам признанного знатока христианской литературы С. С. Аверинцева, Фома стремился вывести бытие Бога из бытия вещей (Аверинцев С. С. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 742). В анализе реальности Фома следует здравому смыслу и широко пользуется реализмом Аристотеля и достижениями римского права. Возврат к античным представлениям о праве и государстве, признание языческого (римского) права и естественного характера государства – мужественный шаг Фомы. Тем самым он не только обновил схоластику, связал ее с действительностью, но и внес вклад в подготовку почвы для идеологии Возрождения, покончившей с монополией католицизма (История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2004. С. 81).

По мысли Аквината, философия и богословие не просто дополняют друг друга, правильная философия может значительно помочь богословию. Цель благодати Божьей – не разрушить человеческую природу и не действовать отдельно от нее, но усовершенствовать ее. Человеческий разум через использование философии способен открыть массу истинных знаний о мире, человечестве и даже о Боге. Система Фомы похожа на двухэтажный дом: в основании лежит аристотелевская философия, образуя первый этаж; католическая вера добавляет второй этаж и завершает постройку крышей (История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 2006. С. 141). «Схоластика средневековья, – подчеркивал известный отечественный исследователь политической и правовой культуры античности и нового времени Н. Н. Разумович, – при всем своем догматизме и логике доказательств верности Святого Писания двигалась, хотя и медленно, в направлении признания силы человеческого разума, его здравого смысла, направляющего человеческую властную и подвластную волю» (См.: Разумович Н. Н. Политическая и правовая культура. М, 1989. С. 230), а «великий схоласт» и знаменитый богослов XIII в. Фома Аквинский знаменовал собой переход от сверхъестественного детерминизма к естественному объяснению этики, политики, права.

Частью универсального порядка, создателем и правителем которой является Бог, согласно учению Фомы Аквинского, выступает государство. Установления, отвечающие требованиям божественного порядка, являются или обладают потенцией стать в перспективе законами государства. Властью, которая приводит в действие эти законы, является сила, источник которой также находится в Божестве. Цель и оправдание государства состоят в том, чтобы предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития, которое, в свою очередь, должно оказывать государству помощь в духовном воспитании христианина. При этом Бог «наставляет» при помощи своего закона и «содействует» своей милостью.

Человек в своей жизни руководствуется не инстинктом, как животные, а разумом, что придает существованию общества организованный характер. Взаимосвязь разума и социальной организованности Фома возводит к божественным предустановлениям, среди которых богоустановленная необходимость бытия человека как «политического существа», или как, по словам Фомы Аквинского, «общественного существа» (История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 29).

Способность к рассудительности помогает человеку в его собственных заботах, она же делает его пригодным к сотрудничеству на разумной основе в политической общности. Это сотрудничество охватывает не только представителей одного поколения и народа, но и людей разных стран и эпох. Именно способность к рассудительности дает каждому поколению возможность процветать, опираясь на унаследованное богатство и достижения предшественников, и оставлять преемникам то, что не удается усовершенствовать собственными усилиями. «Кажется естественным, – подчеркивал Фома в «Сумме теологии», – что человеческий рассудок продвигается постепенно от несовершенного к совершенному. Отсюда в спекулятивных науках мы наблюдаем, что учение первых философов было несовершенным и что затем оно совершенствовалось теми, кто пришел им на смену. Точно так же в практических делах. Рассудительная разумность предполагает продвижение вперед».

Политическая общность, согласно Аквинату, образуется из ремесленников, земледельцев, солдат, политиков и других категорий работников. Государство может нормально функционировать только тогда, когда природа произведет массу людей, среди которых одни являются физически крепкими, другие – мужественными, третьи – проницательными в умственном отношении (История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 29; Графский В. Г. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005. С. 199). Различные категории работников необходимы для государства в силу его «природы», которая в теологической интерпретации в итоге является реализацией законов провидения. Закономерным Аквинат считает существование неравенства различных слоев населения и, по сути, берет под защиту сословную иерархию и социально-политические устои феодального общества (Грацианский П. С. Фома Аквинский // Политические учения. История и современность: Домарксистская политическая мысль. М., 1979. С. 198–199).

В учении о государстве и праве Фома в известной мере отходит от Аристотеля, у которого государство – естественная необходимость жизни людей, и от Платона, у которого справедливость – выражение общего, социального и индивидуального блага в праве. Государство как форма предустановленной людской общности и сотрудничества, согласно Аквинату, возникает из потребностей «природы» и «разума». Политика у Фомы Аквинского теряет соответствие общим интересам людей, а государство превращается в продукт господствующей в государстве и объединяющей его власти. Правитель рассматривается не как один из составных элементов государства, а как власть, стоящая над ним и от него независимая. Управление государством сравнивается с тем, как Бог правит миром.

В вопросах классификации форм правления Фома находится под заметным влиянием Аристотеля. Им выделяются

а) чистые (правильные) формы правления:

монархия,

аристократия,

полития;

б) отклоняющиеся (извращенные) формы правления:

тирания,

олигархия

демагогия (демократия).

В соответствии с моральным характером правления Аквинат выделяет:

а) виды правления:

справедливое (правильное, разумное, надлежащее),

несправедливое (не достигающее общего блага как цели общества).

в) виды власти:

политическая (существующая там, где, при правлении одного или нескольких лиц, исполняются законы и договоры),

деспотическая (ничем не ограниченная и подобная власти господина над рабами),

королевская (опирающаяся не на законы, а на мудрость правителя, в которой правитель находит оправдание своим действиям, видит в ней «свою свободу»).

Для того чтобы выявить человеческий фактор в приобретении и пользовании государственной властью, Фома акцентирует свое внимание на трех основных моментах: (1) на особенностях отношения господствующих к подвластным и возможности устанавливать законы; (2) на способах и формах приобретения власти; (3) на специфике пользования ею. Власть, согласно Аквинату, по существу имеет божественный характер, но ее приобретение и пользование властью могут оказаться противными божественной воле (См.:Чичерин Б. Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. СПб., 1999. С. 65; Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля: Учебник. СПб., 2005. С. 128–131; Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений: Учебник. СПб., 2007. С. 121–126).

Первичным источником человеческой власти, которая вручается одному или нескольким лицам, является политическая общность людей, народ (История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 30).

Предпочтительной формой правления у Фомы Аквинского выступает монархия. На это наталкивает сходство с мирозданием, устроенным и руководимым Богом-Творцом: монархическое устройство является тем устройством, какое Иисус Христос пожелал для своей церкви (глава католической церкви, по определению Фомы, – это «глава республики Христа» (См.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 31). Предпочтение монархии обусловлено и аналогиями с человеческим организмом, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. И исторический опыт, подчеркивает Фома, свидетельствует о том, что страны и города, где правит одно лицо, преуспевают; там же, где этого нет, возникают несогласие, неурядицы и отклонения. Не случайно большинство государств феодальной Европы имели форму сословно-представительных монархий.

Идеальной формой правления Аквинат, вслед за Аристотелем, Полибием и Цицероном, считал смешанную из трех чистых форм, при которой монарх олицетворяет единство, аристократия – преобладание надлежащих заслуг, а подданные (народ), активно вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия. В итоге каждый становится приверженным такому устройству и готовым к его защите. Таким образом, монархия для Фомы Аквинского была не только предпочтительной формой, но и подлинной основой для идеальной смешанной формы (См.: История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 31).

В человеческих сообществах Фома Аквинский выделял два вида: (1) сообщество людей в государстве, (2) сообщество верующих в церкви.

Жизнь сообщества людей в государстве, по мнению Фомы, регулируется правилами политического правления, в рамках которых король правит в соответствии с законами государства. Власть короля над подданными не беспредельна, она ограничена, в частности, действующими законами, способствующими достижению общего блага. Правители должны по необходимости считаться и с «волей народа». Правление, при котором монарху принадлежит «вся полнота власти», Фома называет жестким правлением.

По отношению к монархам, узурпировавшим власть или понуждавших подданных к неправедным действиям, может быть проявлено неповиновение. Причем говорить об активной борьбе против тиранической власти, по Фоме, можно только применительно к формам и путям происхождения власти, ее употребления и использования, но не ее сущности (по своей сущности власть всегда остается божественной). Поэтому возмущение и выступление против власти государства как таковой Фома считал смертным грехом.

В той мере, в какой политика правителя отходит от Божьей воли, противоречит интересам христианской церкви, население вправе оказывать ей сопротивление и рассматривать правителя в качестве тирана. Сопротивление в случае чрезмерной тирании может проявиться в тираноубийстве: народ в интересах общей пользы и порядка вправе действовать по «всеобщему решению», восстать против тирана и свергнуть его.

Управление Фома Аквинский рассматривает как искусство. Знания, относящиеся к управлению государством, он называет политической наукой (scientia politica) и полагает, что они носят преимущественно практический характер. В качестве главных целей политической науки Аквинат видит имитацию природы и достижение совершенства в области человеческих отношений.

Как всякое религиозное мировоззрение, учение Фомы основывается на идее божественного создания мира. Этот постулат пронизывает все его представления о государстве и праве. Согласно Фоме Аквинскому, человек соотнесен с Богом как с некоторой своей целью. Одновременно Бог, по трактовке Фомы, – первопричина всего, в том числе человеческого бытия и человеческих действий. Следование божественной цели понимается Фомой как закон.

Свобода человека, свобода его воли – проявление меры разумности человека, меры познанности им высших (божественных) целей своего бытия и действования в соответствии с необходимыми правилами, диктуемыми этими целями и вытекающими из них. В этом вопросе позиция Фомы заметно отличается от воззрений Августина, который, признавая свободу воли, трактовал ее как начало зла и проявление греховности человека. Согласно концепции Фомы, свободная воля – это добрая воля. Он считает действование по свободной воле осуществлением разумности, справедливости добра в земной жизни, соблюдением божественного по своим первоистокам закона, определяющего необходимый порядок мироздания и человеческого общежития (История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 33).

Считая Бога первопричиной и одновременно конечной целью добра (а следовательно, разумных и свободных действий), Фома в то же время прилагает значительные усилия для доказательства того, что Бог не является первоистоком зла. Он развивает тезис о том, что нет единого первичного начала зла в том смысле, в котором есть единое первичное начало блага. Поскольку Бог трактуется Фомой как высшее совершенство, постольку зло, состоящее в несовершенстве действования или проистекающее от несовершенного действования, обусловлено несовершенством именно человека как действующего лица, но никак не Бога.

Представления Фомы о свободной воле, добре и зле, несовершенстве человека и человеческих действий, божественно предопределенных правилах и виновном их нарушении имеют существенное значение для понимания его взглядов на право и закон.

«Закон, – пишет Фома,– есть известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него» (Цит. по: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 186). Сущность закона – в упорядочении человеческой жизни и деятельности для достижения блаженства как конечной цели. При этом Фома подчеркивает, что закон должен выражать общее благо всех членов общества (Lex est quaedam rationis ordination ad bonum commune ab eo qui curam communitalis habet, promulgate) (См.: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 187) и должен устанавливаться либо обществом непосредственно, либо теми, кому оно доверило попечение о себе. Действие закона в качестве мерила человеческого поведения невозможно без его обнародования, «закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе» (Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 584).

Фома производит к лассификацию законов и выделяет следующие их виды: 1) вечный закон (lex aeterna), 2) естественный закон (lex naturalis), 3) человеческий закон (lex humana), 4) божественный закон (lex pina) (см. подробнее:Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: от софистов до Гегеля: Учебник. СПб., 2005. С. 125–128).

Вечный закон – это всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие (См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 584–585).

Вечный закон отражается в явлениях природы как их необходимый порядок, в форме самоочевидных истин и естественных наклонностей. Вечный закон сосредоточен в Боге, тождествен Ему, это божественное провидение (См.: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 187). Бог создал мир с определенной Целью. План Творца проявляется во Вселенной по мере ее развития в соответствии с Божьим замыслом. Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы человек мог следовать божественному предопределению, он был наделен способностью постигать отдельные максимы вечного закона, распознавать, что ему соответствует, а что противоречит.

Будучи всеобщим законом, вечный закон является источником всех других законов, носящих более частный характер (См.: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 188).

Естественный закон – непосредственное проявление вечного закона. Он порожден разумом человека, подобно тому, как вечный закон заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев (История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2004. С. 81–82).

Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного Богом душой и разумом, состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной на осуществление добра как цели.

Различные естественные – физические, эмоциональные и интеллектуальные – свойства людей приводят к неодинаковому пониманию требований естественного закона, различному его применению. Такая неодинаковость, связанная с неконкретностью велений естественного закона, противоречит их общеобязательному и единому для всех людей характеру и смыслу. Поэтому из существа самого естественного закона следует необходимость человеческого закона, который конкретизирует правила и принципы естественного закона в условиях разнообразия жизненных реалий (См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 585–587).

Человеческий закон в трактовке Фомы – это положительный закон1, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Человеческий закон – позитивный, признается людьми по их доброй воле. Фома разделяет традиционную для древности и Средневековья позицию: законы создает природа, диктует разум, а человек лишь признает их, придает им четкую форму, санкцию.

Для отдельных – совершенных и добродетельных – людей человеческий закон не нужен, для них достаточно естественного закона. Но по отношению к порочным людям необходимо применение наказания и принуждения (См.: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 192). Под влиянием страха и принуждения люди приучаются к воздержанию от нарушения чужого покоя и совершения злых поступков, Они постепенно исправляются, преодолевая пороки и приобретая добродетельные привычки. Таким образом, принуждение, в трактовке Фомы, выступает не только как средство наказания за нарушение закона, но и как средство воспитания и формирования у людей надлежащих нравственных качеств и прочной привычки действовать разумно (См.: Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой правовой мысли. Т. 2. М., 1999. С. 587–588).

Из соответствия человеческого закона естественному вытекает также необходимость установления в положительном законе реально выполнимых требований, соблюдение которых посильно для обыкновенных людей. Закон должен принимать людей с их недостатками и слабостями, не предъявляя чрезмерных требований в виде, например, запрещения всех пороков и всего зла. По мнению Фомы, требования, предъявляемые положительным законом ко всем людям, должны быть одинаковыми, тяготы и повинности – равными. Всеобщность закона подразумевает равенство, в частности, в виде применения равной меры и одинакового масштаба требований ко всем. Кроме того, положительный закон должен быть установлен компетентной инстанцией и обнародован. И только наличие всех этих свойств и признаков делает человеческие установления положительным законом, обязательным для людей. Фома, подчеркивал известный русский мыслитель Б. Н. Чичерин, справедливыми называет законы:

по цели: когда они имеют в виду общее благо;

по происхождению: когда изданный закон не превышает власти изданного;

по форме: когда в виду общего блага налагаются на подданных тяжести уравнительные (См.: Чичерин Б. История политических учений. Ч. 1. М., 1903. С. 192).

Иные установления – это несправедливые законы, которые, по оценке Фомы, собственно законами не являются и для людей не обязательны.

Фома различает два вида несправедливых законов:

те, в которых отсутствуют те или иные обязательные признаки закона (например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т. д.): такие законы необязательны для подданных, но их соблюдение целесообразно в связи отсутствием желания формировать привычку не соблюдать закон;

те, которые противоречат божественным законам: такие законы не только необязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.

Несовершенный человеческий разум не всегда позволяет придти к единому представлению о правде и тем более предотвратить неправомерный поступок. Поэтому необходим еще один вид законов – божественных, данных в виде заповедей Моисею самим Богом. Дело даже не в том, что Декалог – готовый кодекс, нормы которого надо исполнять. Десять заповедей создают среду, способную к восприятию правовых норм, закладывают основы правопорядка, азбуку дисциплины, необходимых для объединения народа и превращения его в государственный организм.

Божественные законы Фома считает необходимыми и указывает ряд причин, обусловливающих дополнение человеческих установлений божественными:

божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, постижение которых превышает собственные ограниченные возможности человека;

божественный закон необходим в качестве высшего и безусловного критерия при различных спорах;

божественный закон необходим для регулирования внутренних (душевных) движений, находящихся вне сферы воздействия человеческого закона, регулирующего лишь внешние действия человека;

божественный закон необходим для искоренения всего злого и греховного, в том числе и не запрещенного человеческим законом.

Право (jus), по Фоме, – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость (justitia) – одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Фома соглашается с утверждением Ульпиана о том, что «справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому свое». Разделяет он и представление Аристотеля о двух видах справедливости – уравнивающей и распределяющей (Графский В. Г. История политических и правовых учений: Учебник. М., 2005. С. 201).

В связи с чем право характеризуется Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. Закон играет в этом случае правоустанавливающую роль и выступает в качестве источника права.

Право формируется в разных сферах:

естественное право (jus naturae) – при уравнении по природе вещей (в трактовке Фомы, как и у Ульпиана, является общим для всех живых существ (животных и людей));

право народов (jus gentium) – естественное право, относящееся к человеку;

цивильное, положительное право (jus civile) – при уравнении к человеческому волеустановлению;

человеческое право (jus humanum) – установленное человеческой волей (или человеческим законом)

божественное право (jus pinum), состоящее из:

естественного божественного права (непосредственные выводы из естественного закона),

позитивного божественного права (например, права, данного Богом еврейскому народу).

В условиях Средневековья, в обстановке борьбы между светской властью и церковью за влияние в социально-политических и духовных делах учение Фомы Аквинского (в том числе и его мысли о праве и законе) было направлено на укрепление позиций римской католической церкви в иерархической структуре феодального строя, на обоснование и усиление господствующего теологического мировоззрения. Важным аспектом идейно-теоретического обоснования социальных порядков была интерпретация взглядов античных классиков философской и политико-правовой мысли (особенно Аристотеля) в духе христианского богословия и схоластики. При этом существенное внимание было уделено теологической трактовке права и закона, пронизанной идеей божественной предопределенности и освященности правовых представлений и отношений.

Последовательная теологическая обработка Фомой Аквинским большого комплекса политико-правовых проблем обеспечила его доктрине высокий авторитет среди идеологов католицизма, простирающийся до современного неотомизма.

Фома Аквинский выстроил систему идеологического обоснования могущества церкви, которой суждена была долгая жизнь. Первоначально томизм из-за своего рационализма был встречен враждебно. В 1277 г. университеты Парижа и Оксфорда, тесно связанные с церковью, даже осудили его труды. Но уже в XIV в. томизм стал Доктриной доминиканского ордена. В 1879 г. Папа Лев XIII объявил учение Фомы «единственно истинной философией католицизма» и своей энцикликой «Aeterni patris» признал изучение произведений Фомы Аквинского обязательным в католических школах. С этого времени началось неотомистское движение. В Ватикане была основана Академия св. Фомы, в ряде стран появились научные центры по разработке и пропаганде неотомизма, стала издаваться обширная литература, посвященная изучению наследия «doctor communis» («всеобщего доктора»). В 1914 г. по распоряжению папы Пия X были изданы «24 томистских тезиса». Неотомизм и поныне остается философией римской курии и кругов христианской демократии. Известный французский католический философ Жак Маритен прямо назвал доктрину христианской демократии неотомизмом и призывал вернуться к средневековой ясности.

На протяжении нескольких десятилетий неотомизм представлял собой консервативное течение. Однако он эволюционировал вместе с католической церковью. Поворотным событием стал II Ватиканский собор (1962–1965) – шаг к терпимости, либерализации, обновлению католического учения в контексте XX в., шаг к диалогу с другими ветвями христианства и другими религиями. Обновляя церковь, римский престол по-прежнему широко использует наследие св. Фомы. В 1974 г. в энциклике папы Павла VI в связи с 700-летием со дня смерти Фомы Аквинского он был вновь назван образцовым теологом. При этом подчеркивалась его открытость миру и истине, из какого бы источника она ни исходила.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: