Лекция 2. Психофизиология.
Понятие и предмет психофизиологии.
2. Познавательные процессы:
a) сенсорно-перцептивные процессы (ощущение, восприятие, представление и воображение);
b) внимание и память;
C) мышление как высшая форма познавательной деятельности, мышление и речь.
Эмоционально-волевые процессы.
4. Психические свойства:
a) темперамент;
b) характер;
C) способности.
Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии и изучающая нейрофизиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию.
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:
1. психофизиология сенсорная - психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
2. психофизиология организации движений;
3. психофизиология активности;
4. психофизиология действий произвольных;
5. психофизиология внимания, памяти и обучения;
6. психофизиология речи и мышления;
7. психофизиология мотивации и эмоций;
8. психофизиология сна, психофизиология стресса;
9. психофизиология состояний функциональных, и пр.
Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий.
1. Психические процессы:
- познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
- эмоциональные (чувства);
- волевые.
2. Психические состояния:
-функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые);
- общие (мобилизационные, релаксационные).
3. Психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические образования (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
А) В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение).
ОЩУЩЕНИЕ – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений реального мира, непосредственно воздействующих на его органы чувств (анализаторы).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов. Органы чувств (анализаторы) представляют собой сложные механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде и состояниях нашего организма поступает в кору головного мозга.
Органы чувств (анализаторы) состоят из трех частей:
1) периферический отдел, или рецептор (лат. «реципио» – принимать) – конкретный орган чувств (ухо, глаз, язык, кожа, нос и др.);
2) проводниковый отдел – канал, по которому проходит первое возбуждение к центру анализатора, находящегося в головном мозге;
3) центральный или мозговой отдел – высший отдел анализатора, который осуществляет сложные функции анализа и где возникают ощущения: слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, температурные и др.
С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.). Ощущения субъективны и зависят от особенностей строения мозга; особенностей строения нервной системы; особенностей строения анализаторов; опыта человека; профессиональных знаний; интересов и т.п. Ощущения – первичный познавательный процесс, на основе которого возникают остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и т.п.
Ощущения характеризуются:
· качеством – отличием одного вида ощущений от другого;
· интенсивностью – силой воздействия на органы чувств человека;
· длительностью – временем, в течение которого ощущение продолжается;
· чувственным тоном – чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса).
Классификация ощущений. Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне – цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри – голод, жажда, тошнота, удушье; действующим одновременно извне и изнутри – боль.
По характеру действия раздражителя на рецепторы ощущения подразделяются на три группы: экстерорецептивные, интерорецептивные и проприорецептивные.
1. Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. Зрительные ощущения возникают в результате действия на глаз человека электромагнитных волн. С их помощью люди способны различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними. Слуховые ощущения представляют собой отражение в сознании человека шумов, издаваемых окружающими его предметами. С их помощью он воспринимает речь других людей, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д. Обонятельные ощущения являются отражением запахов, которые присущи тем или иным предметам. Они помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи. Вкусовые ощущения отражают вкусовые свойства предметов: сладкое и горькое, соленое и кислое и т.д. Они определяют качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в большой зависимости от чувства голода. Температурные ощущения - это ощущения тепла и холода. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, включая наружные и внутренние слизистые оболочки. Они совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, шероховатость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.
2. Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния. Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение человеческого тела. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного анализатора. Ощущения ускорения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.
3. Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения. Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.
Свойства ощущений:
1. Адаптация. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям, т.е. повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Общая закономерность такова: при переходе от слабых к сильным раздражителям чувствительность снижается; при переходе от сильных к слабым – повышается. Сильная адаптация наблюдается в температурных (термических), тактильных, обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в болевых ощущениях, слуховых. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.
2. Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
3. Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др. Разностный порог ощущения (порог различения или дифференциальный порог чувствительности) представляет собой ту минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определенной величины. Например, звуки в 400-402 колебания в 1 сек. воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: тренированности; интересов; характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); мотивов, отношения к задаче.
4. Сенсибилизация или в з аимодействие ощущений. Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – ослаблять или, наоборот, усиливать ее. Чувствительность анализатора может быть повышена также с помощью фармакологических средств. Это явление называется сенсибилизация.
5. Синестезия (от греческого synáisthesis) – это одновременное ощущение, совместное чувство, состоящее в том, что под влиянием раздражения одного анализатора, характерного для другого анализатора ощущения, создается впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, при этом оно сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Наиболее распространены зрительно-слуховые синестезии, когда у субъекта при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Известно, что такой способностью, как способность цветного слуха обладали такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков.
6. Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.
7. Компенсация. Проявляется при полной, либо частичной потере отдельных органов чувств и состоит в том, что сохранившиеся органы как бы частично принимают на себя функции утраченных. У слепых обостряется осязание, слух, обоняние.
ВОСПРИЯТИЕ – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие – всегда совокупность ощущений, а ощущение – составная часть восприятия. Однако восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Физиологическими основами восприятия выступают функционирующие одновременно комплексные раздражители и осуществляемая в тот же период согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи. Восприятия делятся на два вида: Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека и могут существовать в форме организованного восприятия (наблюдения) – целенаправленного и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Непреднамеренные восприятия – это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Свойства восприятия: избирательность, предметность, апперцепцию, осмысленность, константность, целостность. 1. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности. 2. Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность как воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. 3. Апперцепция – это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение. 4. Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. 5. Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше. 6. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Большое значение в функционировании восприятий и проявлении их свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизические закономерности их проявления в ходе собственно восприятия человеком, а именно: Восприятие формы, величины и глубины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие пространства – это восприятие объема объектов, расстояние между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Оно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятия в то же время могут быть неправильными или искаженными, т.е. иллюзиями (зрительными и др.). Восприятие времени – это отражение в сознании человека объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее. Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек. путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки. Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают: · характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.); · форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.); · амплитуду (размах) движения (полная, неполная); · направление движения (направо, налево, вверх, вниз); продолжительность движения (краткое, длительное); · скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях – быстрый или медленный темп); · ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое). Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов или явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств. Сущность представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратилась в систему сигналов, управляющих нашим поведением. Функции представлений: · сигнальная (считая наши представления первыми сигналами действительности, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность, И.П. Павлов показал, что они складываются по механизму условного рефлекса); · регулирующая (состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности); · настроечная (проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира). Физиологическую основупредставлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Классификации представлений. Представления обычно различают по видам анализаторов, которые в них задействованы: · зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), · слуховые (представления музыкальной мелодии), · обонятельные (представление запаха эфира), · осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), · двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др. Однако деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.
Представления различаются также:
По степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными). · Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. · Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
По степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. · Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. · Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
По продолжительности представления бывают оперативными, кратковременными и долговременными. · Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. · Кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени. · Долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. ВООБРАЖЕНИЕ – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифическими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т.п.). Такое искаженное представление мира нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека могучим средством познания мира и его перестройки. Таким образом, воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Физиологическую основувоображения составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения. |
1.
2. Функции воображения:
· Целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта.
· Познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие.
· Приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях детский мозг непременно должен противопоставить обрушивающемуся на него внешнему потоку информации средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и таким образом увеличить объем воспринимаемого, например, сказки и мифы.
· Психотерапевтическая. Почему дети рассказывают «страшилки»? Это своеобразная защита от страхов, которые появляются у детей на определенном этапе развития.
Для создания новых и преобразования уже существующих представлений (образов) в воображении используется ряд приемов:
· комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях;
· частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых. На основе агглютинации были созданы мифологические образы кентавра, Минотавра, Пегаса, сказочный образ русалки и др. Агглютинации встречаются не только в искусстве, но и в технике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия);
· акцентирование — подчеркивание тех или иных черт на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких-либо черт в шаржах или карикатурах;
· гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.
· создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).
Виды воображения:
По степени активности и осознанности создания новых образов:
· Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
· Произвольное (активное, преднамеренное) воображение – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
По степени уникальности:
· Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.