подпункт 1, 2 пункта 2 статьи 3 Положения




Пункт 2 статьи 1 Положения

«2. При городской Думе могут быть аккредитованы журналисты средств массовой информации (далее – СМИ), зарегистрированных в установленном порядке, независимо от их организационно-правовой формы».

подпункт 1, 2 пункта 2 статьи 3 Положения

«1) копия свидетельства о регистрации СМИ;

2) копия свидетельства о регистрации лицензии на телерадиовещание (для электронных СМИ)».

Вышеуказанные нормы приняты в нарушение положений федерального законодательства РФ, а именно ст. 48 Закона РФ от 27.12.1991г. «О СМИ», в части ограничений прав журналистов редакций СМИ, освобожденных от регистрации в силу ст. 8, 12 Закона «О СМИ», к реализации их права на получение аккредитации при городской Думе, а соответственно к праву доступа к информации.

«Закон РФ «О СМИ» от 27.12.1991г.:

Статья 8. Регистрация средства массовой информации

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 12. Освобождение от регистрации

Не требуется регистрация:

средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;

аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров».

4.2. Пункт 5 Статьи 1 Положения:

«Неакредитованные журналисты получают информацию о ходе заседания городской Думы с помощью мониторов, установленных в помещении городской Думы, а также у сотрудников отдела по информационному обеспечению, связям с общественностью и средствами массовой информации (далее – пресс-служба) по окончанию мероприятия».

Данное правило не только противоречит требованиям ст. 47 Закона о СМИ, так как лишает неаккредитованных журналистов права непосредственно присутствовать на открытых заседаниях городской Думы, но и содержит ограничение прав граждан, закрепленных в статьях 29 и 32 Конституции РФ.

В тоже время следует учесть, что отсутствие аккредитации не лишает журналиста его конституционных прав и прав, предоставленных ему ст. 47 Закона о СМИ. Поэтому неаккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые мероприятия государственных органов по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус.

4.3. Подпункт 8 пункта 2 статьи 4 Положения:

8) проводить протокольную съемку мероприятий (не более 5 минут) с мест, указанных распорядительным актом главы города.

Подпункты 7, 8, 9, 11, 12, 15 пункта 1 статьи 5 Положения:

7) ставить в известность сотрудников пресс-службы о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки в здании, в котором расположена городская Дума, а также производить фото- и видеосъемку в предусмотренных для этого местах, установленных распорядительным актом главы города;

8) при получении информации от должностных лиц и депутатов городской Думы ставить их в известность о проведении аудио-и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

9) предварительно согласовывать тексты интервью, подготовленные на основе предоставленной информации, с авторами – депутатами городской Думы или отделом пресс-службы до их выхода в СМИ;

11) не превышать установленную продолжительность протокольной съемки на мероприятии (5 минут);

12) не использовать свое служебное положение в целях сокрытия информации, её искажения или фальсификации, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора материала в пользу третьих лиц или организации, не являющейся средством массовой информации, не допускать при распространении информации искажения наименований органов и должностных лиц местного самоуправления, их имен и фамилий, а также фото- и видеоизображений;

15) использовать информацию, полученную в качестве аккредитованного журналиста, только в СМИ, которое он представляет.

Требование об обязанностях аккредитованных журналистов, закрепленного в статье 5 Положения, всесторонне, достоверно и объективно информировать читателей, телезрителей и интернет-пользователей о работе городской Думы и главы города также является необоснованным.

Орган, принимающий правила аккредитации не вправе вмешиваться в профессиональную работу журналистов и давать указания о том, как и каким образом освещать информацию.

В случае распространения журналистом или редакцией СМИ недостоверной или порочащей информации, у лица, о котором эта информация размещена, есть право на судебную защиту своих прав и законных интересов в предусмотренном Гражданским кодексом РФ порядке. К тому же понятия «всесторонность» и «объективность» являются оценочными категориями, которые допускают многозначное, а, следовательно, произвольное толкование.

Незаконным является и требование о предварительном согласовании текстов интервью, подготовленные на основе предоставленной информации, с авторами – депутатами городской Думы или отделом пресс-службы до их выхода в СМИ, поскольку возлагает на журналистов дополнительные обязанности, не предусмотренные Закон «О СМИ». Напротив, статья 19 Закона РФ «О СМИ» закрепляет принцип профессиональной самостоятельности редакции при осуществлении своей деятельности.

Также представляется необоснованным требование об использовании информацию, полученную в качестве аккредитованного журналиста, только в СМИ, которое он представляет, ведь в соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В этой связи, действующее законодательство предусматривает единственное требование – законность сбора и распространение информации.

Ограничение времени проведения фото- видео- фиксации, присутствия журналистов на мероприятие, возможно только в случаях, когда проводиться «закрытое мероприятие». Данное обстоятельство возможно только в исключительных случаях, предусмотренных действующим законодательством, в целях охраны государственной тайны, при условии наличия соответствующих нормативно-правовых актов о признании информации подлежащей охране.

Кроме того, вышеуказанные положения приняты в нарушение требований федерального законодательства РФ, определяющих право журналистов свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также обязанности органов местного самоуправления в обеспечении публичности открытости их деятельности, а именно:

- статьи 29 Конституции РФ:

«Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается».

- п. 3 ст. 3, п.7, 8 ст.7 ФЗ от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

обеспечения доступа граждан к информации о деятельности … органов местного самоуправления» и «обеспечение независимости СМИ»

- п.1 ст. 38 закона РФ «О СМИ»:

«Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц».

- пп. 1,2 ч.1 ст. 47 Закона РФ «О СМИ»

«Права и обязанности журналистов:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы».

Ст. 3. Закона РФ «О СМИ»:

« Недопустимость цензуры

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается».

4.4. Пункт 2, 3. Статьи 2 Положения:

«Виды аккредитации журналистов

2. Годовая аккредитация предоставляется журналистам СМИ, освещающим деятельность городской Думы и главы города.

3. Годовая аккредитация осуществляется в пределах следующих квот:

1) от каждого печатного издания - до 2 человек;

2) от телекомпании - до 3 съемочных групп в составе корреспондента и оператора каждая. Право на съемку оператору телекомпании, прибывшему с аккредитованным корреспондентом, предоставляется при предъявлении им служебного удостоверения соответствующей телекомпании;

3) от интернет-издания - до 2 человек.

Введение дополнительных требований и (или) ограничений в реализации права журналистов редакций СМИ на получение аккредитации, в т.ч. с оставлением за органом местного самоуправления права определять количество журналистов, аккредитуемых на мероприятие, можно квалифицировать как грубейшее нарушение права на доступ к информации.

Такого рода положения противоречат не только ст. 48 Закона о СМИ, но и основополагающим принципам законодательства о средствах массовой информации.

4.5. Подпункт 3 пункта 2 Статьи 3 Положения:

3) один экземпляр издания (для печатных СМИ) или два последних материала по парламентской тематике, размещенных на сайте издания (для интернет-изданий);

Как следует из вышеуказанного пункта, решение об аккредитации журналиста или отказе в его аккредитации зависит, в том числе, от содержания прежних публикаций, что безусловно нарушает права журналистов и препятствует их профессиональной деятельности. Применение данного требования может использоваться для ограничения прав журналистов, которые критически настроены в отношении тех или иных должностных лиц, что является недопустимым.

4.6. Пункт 9 статьи 3 Положения:

« Редакции СМИ отказывается в аккредитации журналистов в случае:

1) если СМИ по роду своей деятельности являются рекламным, специализированным изданием и не имеет опубликованных материалов, освещающих деятельность городской Думы и (или) главы города;

2) предоставления редакцией СМИ недостоверных данных об издании и аккредитуемых журналистах;

3) непредоставление документов, указанных в частях 1, 2 настоящей статьи, либо предоставление их в неполном объеме.

Согласно вышеуказанному пункту, редакции СМИ отказывается в аккредитации журналистов в случае, если СМИ по роду своей деятельности являются рекламным, специализированным изданием и не имеет опубликованных материалов, освещающих деятельность городской Думы и (или) главы города.

Однако согласно ст. 48 Закона о СМИ, журналист может быть лишен аккредитации лишь в двух случаях: когда им нарушены правила аккредитации, которые в силу требований ст. 1 и 5 Закона о СМИ не могут включать положения, ограничивающие свободу массовой информации и права журналистов и, если журналистом распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство работников аккредитовавшей организации, что должно быть подтверждено вступившим в силу решением суда. Таким образом, специализация издания и количество материалов, освещающих деятельность городской Думы или главы города, не могут служить критерием для отказа журналисту в аккредитации.

Введение дополнительных требований и (или) ограничений в реализации права журналистов редакций СМИ на получение аккредитации, в т.ч. с оставлением за органом местного самоуправления права определять количество журналистов, аккредитуемых на мероприятие, можно квалифицировать как грубейшее нарушение права на доступ к информации.

Такого рода положения противоречат не только ст. 48 Закона о СМИ, но и основополагающим принципам законодательства о средствах массовой информации.
Статья 48 Закона РФ «О СМИ»:

«Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи».

4.7. статья 7 Положения:

«7.Прекращение и лишение и аккредитации

2. Журналист, аккредитованный при городской Думе, может быть лишен аккредитации в следующих случаях:

1) неоднократного нарушения обязанностей аккредитованных журналистов, предусмотренных статьей 5 настоящего Положения;

2) нарушения журналистом правил общественного порядка в здании, занимаемом городской Думой. Под неоднократным нарушением обязанностей, указанных в настоящем пункте, понимается два и более нарушения обязанностей аккредитованных журналистов, предусмотренных статьей 5 настоящего Положения;

3) в случае распространения журналистом СМИ или его редакцией не соответствующих действительности сведений, а также сведений, порочащих деловую репутацию городской Думы, честь и достоинство главы города, депутатов и сотрудников городской Думы, (при соблюдении условий, установленных Законом «О СМИ»).

3. Нарушения фиксируются сотрудниками аппарата городской Думы, о чем они сообщают в письменной форме главе города. Глава города направляет полученные сведения о нарушениях журналистом требований настоящего Положения в профильный комитет городской Думы, который рассматривает поступившую информацию с привлечением заинтересованных лиц, в том числе журналиста, и, в случае подтверждения информации о совершении журналистом нарушений, рекомендует главе города вынести журналисту предупреждение о недопустимости нарушений обязанностей, установленным настоящим Положением (далее – предупреждение).

4. На основании указанных рекомендаций глава города издает распоряжение о вынесении журналисту предупреждения. Указанное распоряжение главы города доводится до сведения журналиста.

5. Журналист считается надлежащим образом оповещенным о вынесенном в его адрес предупреждении в случае отправки сообщения на номер факса или электронный адрес журналиста или редакции СМИ, указанных в заявке на аккредитацию. Все предупреждения и информация об оповещении журналиста фиксируются в книге учета аккредитационных удостоверений.

6. Решение о лишении журналиста аккредитации или о прекращении аккредитации принимается главой города на основании информации, подготовленной пресс-службой. О принятом решении редакция СМИ, которую представляет журналист, и сам журналист уведомляются в письменной форме с указанием причин, после чего аккредитационное удостоверение считается недействительным.

7. Восстановление аккредитации журналисту, который был лишен аккредитации за нарушение правил, установленных настоящим Положением, не допускается.

8. Обжалование решения об отказе в аккредитации или о лишении аккредитации осуществляется в соответствии со статьей 61 Закона «О средствах массовой информации».

9. В порядке досудебного разбирательства в случае отказа в аккредитации или лишения аккредитации представитель редакции СМИ или журналист может обратиться в письменной форме к главе города с заявлением о сохранении аккредитации. Поступившее обращение направляется для рассмотрения в комитет городской Думы. С учетом мнения комитета городской Думы, глава города принимает решение, которое направляется в редакцию или журналисту в письменной форме или в электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Частью 5 ст. 48 Закона РФ «О СМИ» устанавливается единственное основание для лишения журналиста аккредитации. Установление дополнительных оснований рассматриваться как несоответствие данных норм требованиям федерального законодательства, что приводить к признанию их противоречащим действующему законодательству.

«Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда».

Таким образом, в принятом Положении включены пунты прямо нарушающие требования норм действующего федерального законодательства РФ, норм международного права, ограничивающие права и свободы граждан, журналистов редакций СМИ на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создающие предпосылки для коррупционных факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: