Билет № 14. Постнеклассическая наука и её методологические установки




Современные проблемы науки и образования

Билет № 7. Концепция роста и развития научного знания К. Поппера. Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки должна заниматься только вопросами обоснования научного знания. Поппера, который предложил радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Поппер рассматривает знание как изменяющуюся, развивающуюся систему. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Выбор лучшей теории делает науку рациональной и обеспечивает её прогресс.

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания:

- новая теория должна исходить и простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи;

- она должна быть независимо проверяемой;

- хорошая теория должна выдерживать новые и строгие проверки. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то, и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имел большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано или поздно окажутся опровергнуты.

Рост знания по Попперу не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост знаний не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена более лучшими и удовлетворительными. Основным механизмом роста знаний является механизм предположений и опровержений.

Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть ни что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации – вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Рост научного знания – частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

3 основных требования к росту знания:

1) Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) Она должна быть независимо проверяемой, т.е. должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.

3) Хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Тезисы Поппера:

Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора.

Эволюция представляет собой эволюцию по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс.

Устранение прежних теорий, которые оказываются ошибочными.

Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет.

 

Билет № 14. Постнеклассическая наука и её методологические установки

Постнеклассическая наука (2-я пол.ХХ – начало ХХI века) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В рамках постнеклассической науки исследуются сложные саморазвивающиеся системы; присутствует соотношение внутринаучных и вненаучных ценностей по причине социальной детерминированности любой деятельности, в том числе научной

Главные установки современной, постнеклассической науки:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

Синергетика показала, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

Парадигма целостности проявляется:

а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. В частности: человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его; он всегда лишь часть, познающая целое.

б) Естественные науки объединяются и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, а также науки и искусства.

в) Выход наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Ученые все чаще обращаются к традициям и методам восточного мышления.

3. Укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Данное понятие охватывает как материальные, так и духовные системы, т.е. является универсальным.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

Объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки были сложные системы, то постнеклассической – исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии (генетическая инженерия), системы «человек-машина» и т.п. Для их изучения возникают комплексные научные программы, смешивающие области знания, различные методы и нормы познания.

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.

Это вновь ставит вопросы о сущности философии, ее месте в современной культуре, ее функциях, источниках, о ее возможностях и перспективах и т.п.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической.

Кроме логики, диалектики и эпистемологии нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные средства постижения действительности. Черта современного естествознания – поиски красоты, единства и симметрии законов природы.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения или игнорирования роли разума.

Авторитет позитивной и беспристрастной науки все более подрывается, размывается демаркация «наука-ненаука». Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские соображения, интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты».

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Наука теперь изучает не природу как таковую, а взаимоотношения человека с природой. Развитие, как естествознания, так и обществознания в начале ХХI в. показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий, просто не существует. Это привносит в научное знание новый гуманистический смысл.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития, историзация науки. Историзм определяется тремя минимальными условиями: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии.

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Существует, например, угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. Исходный объект заменяется математической моделью и в дальнейшем происходит ее изучение на ЭВМ. При этом ясно, что эффективность математизации зависит от двух основных обстоятельств: от специфики данной науки и от совершенства самого математического аппарата.

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

12. Формирование нового – «организмического» понимания природы.

Природа – живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Хотя это не исключает и наличие в универсуме и противоположных характеристик.

Без неустойчивости не было бы развития. Поэтому при исследовании мира надо «схватить» оба его аспекта: стабильность и нестабильность. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процессов. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм.

В целом, по мнению ученых, классический, неклассический и постнеклассический этапы в эволюции методологии науки привели к изменениям объекта научного познания (идеалов и норм исследования, научной картины мира и философских оснований). В результате изменения объекта происходит переход от простых систем (классическая наука) через сложные (неклассическая наука) к развивающимся (постнеклассическая наука). Одной из развивающихся систем является природный комплекс, в который включается сам человек. Сохранение преемственности в научном познании истории позволит нам использовать положительные черты достижений прошлого, которые составят основу современной исторической науки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: