Музыка в повседневной жизни детского сада




Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в дет­ском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закреп­ляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на про­гулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хорово­ды, слушать аудиозаписи, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музы­кальная деятельность становится любимым занятием.

На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музы­кальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкаль­ное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни дошкольного учреждения акцент делается на индивидуаль­ной работе с детьми - развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении игре на детских музы­кальных инструментах и т. д. Проводником музыки здесь является воспитатель, понимающий цели и задачи музыкального воспита­ния, обладающий определенной музыкальной культурой. Он вы­бирает то время в течение дня, в которое может звучать музыка.

В режиме детского сада время отводится помимо занятий на еду, сон, гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику, разнообраз­ные игры. Учитывая возраст детей, воспитатель определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творчес­ких играх детей, утренней гимнастике, перед ночным сном (в груп­пах с круглосуточным пребыванием детей), при проведении не­которых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений. Возможно включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра безусловно является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, проводя игру «Мамы и дети», ее участники поют колыбельную, празднуют новоселье в новом доме, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музы­кальных занятиях, праздниках.

Для того, чтобы музыка звучала в играх любой тематики, музы­кальному руководителю необходимо отбирать и разучивать с деть­ми музыкальный материал, отвечающий их интересам и потреб­ностям. В детском репертуаре должны быть песни, легкие для исполнения, предполагающие возможность петь их самостоятель­но, соответствующие тематике игр, привлекательных для детей. В него следует включать песни о маме, игрушках, дне рождения, о строителях, моряках, железнодорожниках и т. д., а также плясо­вые и маршевые, под которые детям удобно двигаться.

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия: по развитию речи, ознакомлению детей с природой, окружающим. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко, эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же вре­мя наблюдения за природой углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной. В занятия по природоведению, проводимые в группе, также по­лезно включать музыку. Например, после того, как дети понаблю­дали за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка», музыка М. Красева. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит вос­питатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления. В результате ребенок учится не только наблюдать, но и чувствовать красоту природы, сопоставлять ее явления с музы­кальными образами.

Музыкальный руководитель должен хорошо знать план общевос­питательной работы детского сада для того, чтобы в соответствии с намеченными мероприятиями проводить музыкальные занятия. Таким же образом можно связать му­зыкальные произведения с тематикой экскурсий по городу, посещением определенных музеев, с рассказами-бе­седами о трудовых профессиях.

Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например, при рассказывании сказки. Но при этом необходимо по­заботиться о том, чтобы инструментальное произведение или пес­ня не нарушили целостности сказочного образа, а наоборот, допол­няли его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. Так, при прочте­нии детям сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» можно дать послушать фрагменты одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, характеризующие три чуда: богатырей, царевну-лебедь, бел­ку. Рассказывая русскую народную сказку «Теремок», желательно спеть песни зверей (лягушки, зайца, мышки и др.) из детской опе­ры-сказки М. Красева «Теремок». Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы (о временах года, наступающем празднике, о Родине, детском саде). Например, беседу о Родине в старших группах реко­мендуется закончить песнями о Родине, написанными компози­торами А. Филиппенко, Е. Тиличеевой, А. Пахмутовой. При про­ведении беседы с детьми средней группы по картинке «Кошка с котятами» желательно использовать песню «Серенькая кошеч­ка», музыка В. Витлина.

В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует ус­транению дефектов речи. Музыка расширяет круг представлений детей, способствует развитию внимания. Если ребенок слушает внимательно, то он усваивает и правильное произношение слов, и обогащает свой словарный запас. Во время беседы о музыке дети знакомятся с новыми понятиями, связанными с ее содержанием.

Дети дошкольного возраста часто неправильно произносят зву­ки, а также их сочетания, затрудняются в произношении тех или иных слов. Исполнение распевных песен помогает исправить от­дельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способ­ствует выработке правильной артикуляции. Произношение слов улучшается и при пении различных народных потешек и прибау­ток с четко ритмизированным текстом, таких как «Андрей-Воро­бей», «Дождик», «Скок-поскок», «Дедушка Егор», «Огуречик», «Две тетери».

Использование музыки в физкультурной деятельности придает увлекательность, способствует ее эффективности. Музыка под­нимает настроение детей, организует их движения, способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способ­ствует их более точному и скоординированному выполнению. Но не все движения можно сопровождать музыкой. Такие, как прыж­ки с разбега, метание, лазанье под музыку выполнять не рекомен­дуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Музыка также по­могает детям усвоить различные построения и перестроения, кото­рые обычно проводятся в начале или в конце занятия.

Начать занятие можно ходьбой под музыку бодрого характера или под пение песни. Пение организует ходьбу, придает ей ритмичность, а также является луч­шим способом дыхательной гимнастики. Построения, перестроения, бег, проводимые в сопровождении музыки, приобретают большую четкость. Заключительную ходьбу целесообразно сопровождать ударами в бубен или исполнением на фортепиано, в аудиозаписи произведений спокойного характера, так как дети должны закон­чить занятие в состоянии нормализованного дыхания, кровообра­щения, при снижении физической нагрузки.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики предваритель­но разучивается с детьми на занятиях по физкультуре без музы­кального сопровождения. Воспитатель может подключать музыку только тогда, когда дети усвоили способ выполнения движений и способны согласовать их с музыкой. Например, постепенно вво­дится музыка при выполнении дыхательных упражнений, наклонов, прыжков, движений с предметами (палками, обручами, лентами). Всегда без музыкального сопровождения выполняются движения, цель которых - профилактика плоскостопия. Подвижная игра может проходить с включением музыки только тогда, когда ее зву­чание предшествует соревнованиям в скорости бега, ловли, пере­строения или построения, так как эти действия предполагают индивидуальный ритм и темп движений, большую или меньшую затрату энергии у того или иного ребенка. Если на занятии не присутствует музыкальный руководитель, то воспитатель может использовать бубен, барабан, аудиозапись, ка­кой-либо народный инструмент.

Работа по овладению разнообразными движениями ведется и на утренней гимнастике. Но основная ее цель - оздоровительная. Бла­годаря гимнастике укрепляется опорно-двигательный аппарат, со­вершенствуются все функции и системы организма. Кроме того, утренняя гимнастика позволяет организовать начало дня в детском саду. Одна из целей гимнастики с музыкой - создать у детей бод­рое настроение на весь день, способствовать их активности в труде, играх, занятиях. Поэтому музыка может быть применена тогда, ког­да она не снижает темпа движений, не создает излишних пауз меж­ду упражнениями. И, разумеется, когда комплекс хорошо усвоен детьми. При подборе музыкального материала для гимнастических упражнений необходимо помнить о том, чтобы движения соответ­ствовали характеру музыкального произведения, его форме.

Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятель­ностью также легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музы­ка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Например, пос­ле новогоднего праздника на занятии «Лепка по замыслу детей» многие дети вылепили персонажей, участвовавших в детском праз­днике. Отметив наиболее удачные работы - мишку и зайчика -воспитатель предложил всем детям спеть «Песенку зайчиков» (му­зыка М. Красева) и песню «Мишка» (музыка Е. Тиличеевой). В данном случае музыка углубила впечатления, выраженные в леп­ке. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть и содержание хорошо знакомой песни. Например, при проведении занятия на тему «Моя любимая песня» каждому из детей предлагается нарисовать то, о чем поется в его любимой песне. Рассматривая получившиеся рисунки, ребенок узнает по ним, какие песни любят его друзья.

Воспитатель также может предложить детям нарисовать рису­нок по содержанию какой-либо определенной песни, любого из ее куплетов, или изобразить конкретный образ («Птичка», музыка М. Раухвергера, слова А. Барто). Возможно, также дать детям про­слушать в аудиозаписи пьесы с яркими характерными образами («Марш солдатиков» Р. Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Птич­ка» Э. Грига, «Подснежник» П.И. Чайковского и др.), а затем отра­зить в рисунке, аппликации, макете их содержание. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусства.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты по­вседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Если малыш боится воды, можно пропеть, умывая его, попевку «Водичка, во­дичка, умой мое личико».

Многие дети спокойно засыпают, когда мама по вечерам поет им колыбельную песню. Желательно это сделать и воспитателю перед вечерним сном детей в круглосуточных группах. Пение колыбельной песни создает домашнюю обстановку, успокаивает, навевает сон. Рекомендуется почаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание. Большую роль в развитии двигательной активности ребенка играют потешки. Интерес, который они всегда вызывают, позволяет воспитателю использовать их для индивидуальной работы по разучи­ванию самых разнообразных движений. В ходе игр-потешек дети при­учаются владеть своим телом, двигаться выразительно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: