А) Нормативно-правовая база, участие государства в процессе




Государство определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. Кроме того оно проводит государственную политику в области инновационной деятельности.
Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности.
В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы и т.д.)
Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Б) Субъекты ИД

 Исследовательские институты (академические и отраслевые)

 Вузы, проводящие научные исследования

 Государственный научный центр (ГНЦ)

В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая:

- имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование;

- располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации;

- научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание.

 Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.

 Промышленные предприятия (крупные, средние и малые)

Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.

 Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке.

 Другие

Инновационный капитал - способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.

Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Также к инновационному потенциалу можно отнести институциональные условия: нормативно-правовые акты (от муниципального до федерального уровня), финансового и социального характера.
К таким ресурсам относятся:

 Исследовательская база

 Производственные помещения и мощности

 Кадры, обладающие необходимой квалификацией

 Научный задел, производственные технологии и т.п.

 Финансовые средства для осуществления разработок и/или производства

 Информационные ресурсы

 Сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки
В) Объекты инфраструктуры ИД

Ресурсы, необходимые субъектам ИД для осуществления их деятельности, могут быть предоставлены организациями инфраструктурной составляющей НИС.
(i) Услуги, оказываемые организациями инфраструктуры субъектам ИД, можно расклассифицировать следующим образом:
1. Производственно-технологические

1.1. предоставление производственных помещений

1.2. предоставление непроизводственных (офисных) помещений

В т.ч. обеспечение охраной, коммуникациями (телефон, интернет) и т.д.

1.3. предоставление производственных мощностей, оборудования

1.4. помощь в разработке и продвижении инновационных проектов

 подготовка идеи для рассмотрения на экспертном совете

 проведение НИОКР

 создание опытных образцов
2. Кадровые

2.1. подбор, предоставление специалистов

 для выполнения необходимых работ, исследований

 для наладки оборудования

 в области менеджмента, маркетинга, экономики и финансов, сбыта и т.д.

2.2. повышение квалификации сотрудников предприятия
3. Консалтинг

3.1. технологический консалтинг (разрешение вопросов, возникающих в ходе производственного процесса)

3.2. юридический

 юридическая защита предприятия

 вопросы интеллектуальной собственности, сертификации

3.3. в области управления

3.4. в области инвестиций

3.5. в области экономики и финансов

3.6. в области маркетинга

3.7. в области внешнеэкономической деятельности и т.д.
4. Информационные*

4.1. доведение информации о новых разработках до потенциальных пользователей

4.2. организация консультаций по использованию новых разработок

4.3. доступ к патентной информации

4.4. предоставление информации о рынках

4.5. доступ к БД, статистической информации

4.6. создание и поддержка БД
Более подробно информационное обеспечение при реализации инновационного цикла представлено в таблице 1.

Таблица 1

Вид информации Содержание Стадия
Научно-техническая  Информация о тенденциях развития данного вида техники;  описание техники возможного производства;  характеристика периода морального старения объектов техники;  сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;  сведения по стандартизации, сертификации. НИР и ОКР Инвестиционное проектирование
Патентная Информация о:  патентах;  техническом уровне и тенденциях развития объектов техники;  их патентоспособности и чистоты. НИР и ОКР Проведение маркетинговых исследований (анализ маркетинговой стратегии конкурентов) Производство
Маркетинговая, коньюнктурно-экономическая Информация о  структуре рынка;  сегменте предприятия на рынке;  спросе;  предложении;  конкурентах;  потребителях;  конкурирующих товарах;  поставщиках;  общеэкономических тенденциях;  отраслевых тенденциях Маркетинговые исследования (исследование рынка и внешней среды)
Бизнес-информация (о предприятиях-конкурентах или возможных партнерах)  общая информация, финансовый рейтинг;  финансовая информация (активы и пассивы фирмы, оборот, стоимость продаж, доходы и расходы, налоги и т.д.);  кредитно-аналитическая информация (информация о ликвидности, коэффициенты рентабельности);  платежно-аналитическая информация (сроки исполнения платежей и т.д.) Маркетинговые исследования Поиск партнеров
Учетно-статистическая Информация, сосредоточенная в органах Госкомстата, отраслевых и региональных ВЦ и т. д. Сведения о:  переписи населения;  паспортах территорий;  экономике АПК;  производстве продукции и т.д. Маркетинговые исследования
Нормативно-правовая, юридическая Сведения о законодательных и нормативных актах и их практическом применении. На всех
Инфраструктурная Сведения об организациях действующих в сфере поддержки инновационной технологической деятельности, в т.ч. об источниках инвестиций На всех


5. Предоставление финансовых средств (бюджетных, внебюджетных)

5.1. инвестирование

5.2. кредитование

5.3. другие формы финансирования
6. Сбыт

6.1. посредничество

6.2. организация выставок, презентаций

6.3. организация участия в конференциях, семинарах
7. Прочие

7.1. патентование, подготовка юридической документации

7.2. делопроизводство

7.3. ведение бухгалтерии

7.4. подготовка бизнес-планов

7.5. секретарские услуги, организационные услуги (связь с поставщиками и т.п.)

(ii) Виды организаций инфраструктуры (сгруппированы по основному типу предоставляемых услуг, хотя могут предоставлять и другие).

1. Производственно-технологическая составляющая инфраструктуры

· Технологический парк (технопарк, ТП) - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития предпринимательства в научно-технической сфере при наличии оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.
ТП является формой территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Часто технопаркам предоставляется льготное налогообложение.

· Бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор) - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса. Различают субъекты трех типов: бесприбыльные - субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений.

· Инновационно-технологический центр (ИТЦ)

Инновационный центр - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления.
ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ - это "не обремененность" запасом технологий и отсюда безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.

· Инновационно-промышленный комплекс (ИПК) - тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

· Технологический кластер - совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории и связанных производственными связями.

· Технико-внедренческая зона - зона, в которой предприятиям обеспечивается доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы (создание таких зон находится в стадии проекта).

· Центр коллективного пользования - центр услуг, где малым и средним предприятиям предоставляется возможность использования новых технологий в производстве посредством коллективного пользования оборудованием.

2. Кадры

· Высшие учебные заведения

· Университеты (обучение специалистов; кроме того - сотрудничество с местными и федеральными властями в создании таких организационных форм, как кооперативные, инкубационные и инновационные центры, научные парки, венчурные партнерства и др.)

3. Консалтинг

· Центр (офис) трансфера технологий - структурное подразделение организации, обладающей инновационными разработками либо самостоятельное юридическое лицо, основная задача которого - коммерциализация разработок, создаваемых в материнских организациях (соответственно, в организациях, которым он оказывает услуги). Решаемые вопросы: финансовые, экономические, маркетинговые, по внешнеэкономической деятельности.

· Университеты

· Другие организации

4. Информация

· Государственная система научно-технической информации - в РФ - совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств.

· Аналитические, статистические, информационные центры

· Региональные информационные сети

· Интернет

· Базы данных

5. Финансы

· Фонды

Инновационный фонд - фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.

- бюджетные

- венчурные (рисковые)

Венчурный бизнес - бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике.

-страховые

-инвестиционные

- посевные и стартовые

· Другие финансовые институты

6. Сбыт

· Внешнеторговые объединения

· Специализированные посреднические фирмы

· Выставки

· Интернет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: