Вульгарность и привлекательность пластики.




Индивидуальная пластика исполнителя.

 

Литература: Мочалов Ю. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены). М, Просвещение, 1981. (См. Мочалов Ю. Общий рисунок и индивидуальная пластика стр. 83-90)

 

Индивидуальную пластику исполнителя определяют:

 

половой признак. Мужчина или женщина.

Правило: мужчина на сцене должен быть мужчиной, женщина женщиной. Бесполость индивидуальной пластики на сцене не способна создать прекрасного.

 

природные данные (высокий, плотный, худой, короткие ноги, длинные руки и т.д.)

 

костюм (дубленка или пальто, кроссовки или туфли, костюм или спортивный костюм и т.д.) Костюм влияет на физическое состояние исполнителя.

 

физическое состояние (внешние предпосылки: жарко, холодно, душно, тяжело и т.д. и внутренние предпосылки: здоров, не здоров и т.д.)

 

центр тяжести (в ногах, пятках, спине, бедрах, затылке, во лбу и т.д.) У разных людей в статике и движении центр тяжести в разных частях тела.

 

объекты и круги внимания (по Станиславскому).

Малый круг внимания (ч-к завязывает шнурок)

Средний круг внимания (ч-к идет и смотрит перед собой чтобы не споткнуться)

Большой круг внимания (ч-к оглядывает панораму вокруг себя)

Объект точка может находится как вдали, так и вблизи (вдали: часы на башне, вблизи: часы на руке)

Объекты и круги внимания диктуются предлагаемыми обстоятельствами роли, а так же сценическими задачами исполнителя.

 

кругами движения (по аналогии с кругами внимания).

Малый круг движения (действие: ч-к подкидывает монетку; пластика: работают взгляд и

голова, рука)

Средний круг движения (действие: ч-к ищет монетку; пластика: чуть нагнувшись в

пояснице, движения направо и налево)

Большой круг движения (действие: ч-к ищет монетку; пластика: оперся о землю рукой,

ищет почти ползая)

характер мизансцены. Три вида: центростремительный, центробежный и проекционный.

Центростремительный, когда все присутствующие на сцене тянутся друг к другу или к

какой-нибудь точке в центре между ними.

Центробежный, когда все испытывают тенденцию оттолкнуться друг от друга.

Проекционный, когда все стремятся перенестись куда-то вне пространства, на котором

располагается действие.

 

жест- реплика. (Примеры: «Стой», «да», «нет», «не знаю», «никогда» и т.д.) Умело вставленная режиссером жест – реплика в некоторых случаях оказывается красноречивей слова.

 

предмет в руках исполнителя.

 

упоры – стенки, столбы, уступы декорации, на которые можно опереться.

 

P.S. Индивидуальная пластика в статике выражается в позах. Поза – это положение тела в статике. Позу определяют: физ. состояние, данные, объект внимания.

 

Составляющие индивидуальной пластики актера.

(Мочалов Стр 90-96)

Мышечная свобода.

Возникновение зажимов. Реакция человека на стрессовую ситуацию, когда на человека смотрят тысячи глаз.

Мышечные зажимы являются помехой для полноценного творческого процесса.

Без специальной техники сохранить свободу индивидуальной пластики невозможно.

 

Физическая энергия.

Режиссер должен уметь грамотно распределять мышечную энергию актера.

Два вида проявления физической энергии:
1) Все что связано с затратой физических сил по технологическим причинам:

- диалог в бешеном темпе

- большое количество беготни

- сложный танец с пением

- силовые трюки и т.д.

Задача режиссера. Соразмерить сложность физических нагрузок с возможностями актера. Выстраивать физические нагрузки таким образом чтобы актер мог восторжествовать над ними.

Принцип работы. Трудное сделать привычным, привычное легким, легкое прекрасным (Станиславский).

2) Все то, что связано с эффектом физического напряжения в жизни персонажа:

а) поднятие тяжестей

б) единоборство человека с труднопреодолимыми препятствиями, стихиями

в) передача боли, физических недомоганий, многочисленные физические смерти.

Две точки зрения на игру актера при передаче болей, плача, физических недомоганий и т.д.:

1) Когда режиссеры не препятствовали или способствовали появлению у актеров натурального плача, гримас болей, физических усилий и т.д.

2) Когда режиссеры отдавали предпочтения вторичным эмоциям и запрещали своим актерам плакать по-настоящему, а все физические проявления маркировать, обозначать.

Рассмотрим вторую точку зрения приверженцем, которой был Станиславский.

Физический процесс умирания тела, боль в руке, голове и т.д. лежат вне художественной плоскости. Так как смерть обычного человека и смерть гения протекает по одним физиологическим законам, и ничем друг от друга не отличаются. Поэтому, показывать этот процесс натуралистично на сцене, лишено всякого смысла, и не имеет ни какой художественной ценности.

Как только режиссер определит для себя, что он показывает смерть мужественного человека или смерть мужественного человека, ему будет понятно, на чем сосредотачивать внимание зрителя, а что затенять.

Принцип актерской игры. Физические проявления не нужно воспроизводить, а лишь обозначать или маркировать.

Принцип режиссуры. Технологически нужно убирать все физическое напряжение (гримасы боли, усилия и т.д.).

Закон. Чем больше физиологии в предмете изображения, тем более условный характер должно приобретать воспроизведение.

 

Вульгарность и привлекательность пластики.

Движения любого персонажа привлекательны, если они привлекательны с точки зрения современного эстетического идеала, и наоборот.

Качество, определяющее эстетичность, привлекательность пластики: Сдержанность.

Правило. Не делать лишних движений, т.к. каждый жест на сцене есть единица художественной информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: