Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств по поставкам продукции




 

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показа­тели оборачиваемости и рентабельности.

РП = ∑qi*pi

Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации.

При первом варианте объем отгрузки и ре­ализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной про­дукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаи­мосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остат­ков нереализованной продукции, имеет вид:

 

РП = ГПн + ТП - ГПК, ОП = РП, (16)

 

где РП - реализованная продукция;

ГПн, ГПК - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

ТП - выпуск продукции;

ОП - отгрузка продукции.

 

Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:

 

РП = ГПн + ТОн + ТП - ГПК - ТОК; (17)

РП = ОП + ТОн - ТОК, (18)

где ТОн, ТОК - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.

Баланс товарной продукции составляется в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выруч­ки или по себестоимости (плановой или фактической). Для сопо­ставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.

Факторы изменения объема реализации рассчитываются балансовым приемом. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и това­ров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей.

 

 

Таблица 11 - Факторы изменения объема реализации продукции, млн.руб.

Показатель Стоимость продукции в пл.ценах Изменение объема реализации (+,-)
  план факт
ГПн     +2
ТП     +10
ГПк     -4
РП      

Таким образом, положительное влияние на изменение объема реализации продукции оказали сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия (+2 млн.руб.), увеличение объема выпуска продукции по сравнению с планом (+10 млн.руб.), а отрицательное влияние – сверхплановый рост остатков готовой продукции на конец года (-4 млн.руб.).

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

 

Кп = (ТПпл – ТПн): ТПпл * 100, (19)

 

где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств, %;

ТПпл – плановый объем продукции для заключения договоров;

ТПн – недопоставка продукции по договорам.

 

Таблица 12 - Выполнение договорных обязательств по поставкам, млн.руб.

Отч. период Произведено продукции для заключен.договоров Недопоставлено продукции по договорам Выполнение договорных обязательств по поставкам прод., %
за отч. месяц с нач. периода за отч. месяц с нач. периода за отч. месяц с нач. периода
Январь     - -    
Февраль           87,5
Март           88,3
Апрель           87,5
Итого за 1 кв.     х     87,5

 

Данные таблицы 12 показывают, что предприятие в январе выполнило свои договорные обязательства по поставкам продукции, однако в феврале, марте и апреле предприятие недовыполнило свои обязательства по поставкам, в результате чего план по поставкам продукции за квартал был выполнен на 87,5%.

Февраль:

Кв.мес. = (20-5):20х100 = 75%

Кв.нараст.ит. = (40-5):40х100 = 87,5%

 

Март:

Кв.мес. = (20-2):20х100 = 90%

Кв.нараст.ит. = (60-7):60х100 = 88,3%

 

Апрель

Кв.мес. = (20-3):20х100 = 85%

Кв.нараст.ит. = (80-10):80х100 = 87,5%

 

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Источником информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно – технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.

Под анализом сбыта товаров понимают деятельность, включающую детальное изучение данных о сбытетовара с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии. Объект анализа - объемыпродажна разныхрынках (сегментах), цены, категории потребителей и методыпродаж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: