Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.
РП = ∑qi*pi
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации.
При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции, имеет вид:
РП = ГПн + ТП - ГПК, ОП = РП, (16)
где РП - реализованная продукция;
ГПн, ГПК - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;
ТП - выпуск продукции;
ОП - отгрузка продукции.
Для второго варианта баланс произведенной продукции будет следующий:
РП = ГПн + ТОн + ТП - ГПК - ТОК; (17)
РП = ОП + ТОн - ТОК, (18)
где ТОн, ТОК - остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода.
Баланс товарной продукции составляется в отпускных ценах (плановых или действующих) без налогов и отчислений от выручки или по себестоимости (плановой или фактической). Для сопоставимости показателей, отраженных в разных формах отчетности или вне системы бухгалтерского учета в различных видах оценки, используются соответствующие коэффициенты пересчета.
Факторы изменения объема реализации рассчитываются балансовым приемом. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей.
Таблица 11 - Факторы изменения объема реализации продукции, млн.руб.
Показатель | Стоимость продукции в пл.ценах | Изменение объема реализации (+,-) | |
план | факт | ||
ГПн | +2 | ||
ТП | +10 | ||
ГПк | -4 | ||
РП |
Таким образом, положительное влияние на изменение объема реализации продукции оказали сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия (+2 млн.руб.), увеличение объема выпуска продукции по сравнению с планом (+10 млн.руб.), а отрицательное влияние – сверхплановый рост остатков готовой продукции на конец года (-4 млн.руб.).
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:
Кп = (ТПпл – ТПн): ТПпл * 100, (19)
где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств, %;
ТПпл – плановый объем продукции для заключения договоров;
ТПн – недопоставка продукции по договорам.
Таблица 12 - Выполнение договорных обязательств по поставкам, млн.руб.
Отч. период | Произведено продукции для заключен.договоров | Недопоставлено продукции по договорам | Выполнение договорных обязательств по поставкам прод., % | |||
за отч. месяц | с нач. периода | за отч. месяц | с нач. периода | за отч. месяц | с нач. периода | |
Январь | - | - | ||||
Февраль | 87,5 | |||||
Март | 88,3 | |||||
Апрель | 87,5 | |||||
Итого за 1 кв. | х | 87,5 |
Данные таблицы 12 показывают, что предприятие в январе выполнило свои договорные обязательства по поставкам продукции, однако в феврале, марте и апреле предприятие недовыполнило свои обязательства по поставкам, в результате чего план по поставкам продукции за квартал был выполнен на 87,5%.
Февраль:
Кв.мес. = (20-5):20х100 = 75%
Кв.нараст.ит. = (40-5):40х100 = 87,5%
Март:
Кв.мес. = (20-2):20х100 = 90%
Кв.нараст.ит. = (60-7):60х100 = 88,3%
Апрель
Кв.мес. = (20-3):20х100 = 85%
Кв.нараст.ит. = (80-10):80х100 = 87,5%
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Источником информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно – технического и статистического учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
Под анализом сбыта товаров понимают деятельность, включающую детальное изучение данных о сбытетовара с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии. Объект анализа - объемыпродажна разныхрынках (сегментах), цены, категории потребителей и методыпродаж.