Анализ налоговой нагрузки представляет собой изучение:
- правильности проводимых расчетов по каждому из налогов;
- состава, структуры и динамики налогов организации;
- степени поступлений налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
- оценку налоговой нагрузки организации.
Для анализа состава, структуры и динамики налогов составляется таблица по следующей форме:
Таблица 2 – Состав, структура и динамика налогов и платежей, уплаченных организацией в 2010 – 2011 гг.
Налоги и платежи | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение | Темп роста, % | |||
сумма, млн. руб. | уд. вес, % | сумма млн. руб. | уд. вес, % | сумма млн. руб. | уд. веса, п.п. | ||
1.Налог на недвижимость | 1,9 | 1,9 | - | 101,5 | |||
2.Налог на прибыль | 0,4 | 0,3 | -2 | -0,1 | 92,3 | ||
3.Налог на добавленную стоимость | 67,6 | 67,9 | 0,3 | 102,8 | |||
4.Земельный налог | 0,5 | 0,5 | - | 112,5 | |||
5. Отчисления в Фонд социальной защиты населения | 13,9 | 12,5 | -18 | -1,4 | 92,2 | ||
6.Налог за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 120,0 | |||
7.Подоходный налог с физических лиц | 2,2 | 2,4 | 0,2 | 109,2 | |||
8.Отчисления в инновационные фонды | 0,2 | 0,2 | - | 150,0 | |||
9.Экономические санкции | 0,2 | 0,2 | -7 | - | 53,3 | ||
10.Прочие налоги и сборы | 12,9 | 13,8 | 0,9 | 109,9 | |||
Итого: | 100,0 | 100,0 | - | 102,4 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что за 2011 год общая величина налогов и платежей, уплаченных организацией, возросла на 162 млн.руб., или 2,4%. Наибольший удельный вес в структуре налогов и платежей занимает налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в 2010 г. составил 67,6%, в 2009 г. – 67,9% в общей величине налогов и сборов, уплаченных организацией. Значительный удельный вес занимают отчисления в Фонд социальной защиты населения – 13,9% и 12,5% соответственно. Необходимо отметить, что существенных колебаний в структуре налогов и отчислений в отчетном периоде не наблюдалось.
Аналогично проводится анализ состава, структуры и динамики налогов в разрезе их классификации по признаку включения в цену изделия:
- налоги, включаемые в себестоимость;
- налоги, уплачиваемые из выручки;
- налоги из прибыли.
В процессе анализа динамика налогов должна сравниваться с динамикой основных экономических показателей деятельности организации:
- себестоимостью продукции;
- выручкой от реализации;
- прибылью.
Налоговая нагрузка – относительный показатель, характеризующий долю налогов в выручке от реализации продукции или добавленной стоимости.
Для оценки налоговой нагрузки в целом на предприятии используется два показателя:
1. Реальная налоговая нагрузка, которая рассчитывается как отношение налогов и сборов уплаченных к выручке (валовому доходу) с учетом всех налогов.
2. Номинальная налоговая нагрузка, которая рассчитывается как отношение налогов и сборов начисленных к выручке (валовому доходу) с учетом всех налогов.
Показатель номинальной налоговой нагрузки характеризует фискальный налоговый потенциал системы налогообложения по отношению к организации.
Основной фактор, определяющий динамику данного показателя – это изменение действующего законодательства.
Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обусловлено наличием задолженности либо переплаты по налоговым платежам.
При оценке налоговой нагрузки в общую сумму налогов и сборов не включаются экономические санкции, отчисления в инновационный фонд, налог на доходы, подоходный налог на граждан и экологический налог сверх лимита.
Показатели номинальной и реальной налоговой нагрузки рассчитываются аналогичным образом и по добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой (В) и материальными затратами (МЗ).
ДС = В – МЗ
ДС = ФОТ + Отч.из ФОТ + Амортизация + Прибыль + Прочие (налоги).
где ФОТ – фонд оплаты труда
На уровень и динамику налоговой нагрузки, рассчитанной как отношение налогов к выручке или как отношение налогов к добавленной стоимости, оказывают влияние две группы факторов:
1. Изменение действующего законодательства, т.е. изменения количества налогов данной группы, ставок, порядка исчисления, перечня льгот и др. О влиянии данной фактора свидетельствует изменение доли отдельный групп налогов в соответствующей базе.
2. Изменение величины налогооблагаемой базы. О влиянии данного фактора свидетельствует изменение удельного веса изучаемой группы налогов в выручке от реализации при сохранении ее соотношения в соответствующей базе налогообложения.
Налог = Налогооблаг.база (НБ) х ставка (СТ)
Н = НБ х СТ
∆Н(НБ) = ∆НБ х СТ0
∆Н(СТ) = НБ1 х ∆СТ
Для оценки уровня реальной и номинальной налоговой нагрузки составляется таблица по следующей форме:
Таблица 3 - Уровень налоговой нагрузки организации в 2010 – 2011 гг.
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | Отклонение (+,-) |
1.Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды | |||
2. Сумма начисленных налогов в бюджет и внебюджетные фонды | |||
3. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) с учетом всех налогов из выручки | |||
4. Реальная налоговая нагрузка, % (стр.1 / стр.3 х 100) | 32,6 | 32,7 | 0,1 |
5. Номинальная налоговая нагрузка, % (стр.2 / стр.3 х 100) | 33,0 | 33,4 | 0,4 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют, что реальная налоговая нагрузка в 2010 г. составила 32,6%, номинальная – 33%. В 2011 г. реальная и номинальная нагрузки составила 32,7% и 33,4% соответственно. Разница между реальной и номинальной нагрузкой организации обусловлена наличием задолженности организации по платежам в бюджет.
По результатам проведенного анализа делаются выводы и разрабатываются мероприятия по оптимизации налоговой нагрузки организации.