Анализ налоговой нагрузки организации




Анализ налоговой нагрузки представляет собой изучение:

- правильности проводимых расчетов по каждому из налогов;

- состава, структуры и динамики налогов организации;

- степени поступлений налогов в бюджет и внебюджетные фонды;

- оценку налоговой нагрузки организации.

Для анализа состава, структуры и динамики налогов составляется таблица по следующей форме:

Таблица 2 – Состав, структура и динамика налогов и платежей, уплаченных организацией в 2010 – 2011 гг.

Налоги и платежи 2010 г. 2011 г. Отклонение   Темп роста, %
сумма, млн. руб. уд. вес, % сумма млн. руб. уд. вес, % сумма млн. руб. уд. веса, п.п.
1.Налог на недвижимость   1,9   1,9   - 101,5
2.Налог на прибыль   0,4   0,3 -2 -0,1 92,3
3.Налог на добавленную стоимость   67,6   67,9   0,3 102,8
4.Земельный налог   0,5   0,5   - 112,5
5. Отчисления в Фонд социальной защиты населения   13,9   12,5 -18 -1,4 92,2
6.Налог за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду   0,2   0,3   0,1 120,0
7.Подоходный налог с физических лиц   2,2   2,4   0,2 109,2
8.Отчисления в инновационные фонды   0,2   0,2   - 150,0
9.Экономические санкции   0,2   0,2 -7 - 53,3
10.Прочие налоги и сборы   12,9   13,8   0,9 109,9
Итого:   100,0   100,0   - 102,4

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что за 2011 год общая величина налогов и платежей, уплаченных организацией, возросла на 162 млн.руб., или 2,4%. Наибольший удельный вес в структуре налогов и платежей занимает налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в 2010 г. составил 67,6%, в 2009 г. – 67,9% в общей величине налогов и сборов, уплаченных организацией. Значительный удельный вес занимают отчисления в Фонд социальной защиты населения – 13,9% и 12,5% соответственно. Необходимо отметить, что существенных колебаний в структуре налогов и отчислений в отчетном периоде не наблюдалось.

Аналогично проводится анализ состава, структуры и динамики налогов в разрезе их классификации по признаку включения в цену изделия:

- налоги, включаемые в себестоимость;

- налоги, уплачиваемые из выручки;

- налоги из прибыли.

В процессе анализа динамика налогов должна сравниваться с динамикой основных экономических показателей деятельности организации:

- себестоимостью продукции;

- выручкой от реализации;

- прибылью.

Налоговая нагрузка – относительный показатель, характеризующий долю налогов в выручке от реализации продукции или добавленной стоимости.

Для оценки налоговой нагрузки в целом на предприятии используется два показателя:

1. Реальная налоговая нагрузка, которая рассчитывается как отношение налогов и сборов уплаченных к выручке (валовому доходу) с учетом всех налогов.

2. Номинальная налоговая нагрузка, которая рассчитывается как отношение налогов и сборов начисленных к выручке (валовому доходу) с учетом всех налогов.

Показатель номинальной налоговой нагрузки характеризует фискальный налоговый потенциал системы налогообложения по отношению к организации.

Основной фактор, определяющий динамику данного показателя – это изменение действующего законодательства.

Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обусловлено наличием задолженности либо переплаты по налоговым платежам.

При оценке налоговой нагрузки в общую сумму налогов и сборов не включаются экономические санкции, отчисления в инновационный фонд, налог на доходы, подоходный налог на граждан и экологический налог сверх лимита.

Показатели номинальной и реальной налоговой нагрузки рассчитываются аналогичным образом и по добавленной стоимости, которая определяется как разница между выручкой (В) и материальными затратами (МЗ).

ДС = В – МЗ

ДС = ФОТ + Отч.из ФОТ + Амортизация + Прибыль + Прочие (налоги).

где ФОТ – фонд оплаты труда

На уровень и динамику налоговой нагрузки, рассчитанной как отношение налогов к выручке или как отношение налогов к добавленной стоимости, оказывают влияние две группы факторов:

1. Изменение действующего законодательства, т.е. изменения количества налогов данной группы, ставок, порядка исчисления, перечня льгот и др. О влиянии данной фактора свидетельствует изменение доли отдельный групп налогов в соответствующей базе.

2. Изменение величины налогооблагаемой базы. О влиянии данного фактора свидетельствует изменение удельного веса изучаемой группы налогов в выручке от реализации при сохранении ее соотношения в соответствующей базе налогообложения.

Налог = Налогооблаг.база (НБ) х ставка (СТ)

Н = НБ х СТ

∆Н(НБ) = ∆НБ х СТ0

∆Н(СТ) = НБ1 х ∆СТ

Для оценки уровня реальной и номинальной налоговой нагрузки составляется таблица по следующей форме:

 

 

Таблица 3 - Уровень налоговой нагрузки организации в 2010 – 2011 гг.

Показатели 2010 г. 2011 г. Отклонение (+,-)
1.Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды      
2. Сумма начисленных налогов в бюджет и внебюджетные фонды      
3. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) с учетом всех налогов из выручки      
4. Реальная налоговая нагрузка, % (стр.1 / стр.3 х 100) 32,6 32,7 0,1
5. Номинальная налоговая нагрузка, % (стр.2 / стр.3 х 100) 33,0 33,4 0,4

 

Данные таблицы 3 свидетельствуют, что реальная налоговая нагрузка в 2010 г. составила 32,6%, номинальная – 33%. В 2011 г. реальная и номинальная нагрузки составила 32,7% и 33,4% соответственно. Разница между реальной и номинальной нагрузкой организации обусловлена наличием задолженности организации по платежам в бюджет.

По результатам проведенного анализа делаются выводы и разрабатываются мероприятия по оптимизации налоговой нагрузки организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: