Проблемы формирования правовой культуры у подрастающего поколения в современных российских условиях.




Для того чтобы выделить проблемы правовой культуры у несовершеннолетних граждан необходимо дать определение самого понятия «правовая культура». Существуют различные точки зрения по поводу данного понятия, мы остановимся на данном понятии.

По мнению Абдулаева М.И «Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права – это и есть правовая культура». [1]

Другое определение можно встретить у Б.М. Емельянова «Под правовой культурой понимается «обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правого развитии субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека». [6]

Анализ определений многих других авторов позволяет понимать правовую культуру как сложно структурированную систему, включающую: правосознание; правовую деятельность; государственные органы, которые обеспечивают реализацию права на практике; право; правоотношения.

Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры. Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура тесно связаны между собой, а наличие гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

«Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но, прежде всего уважительное отношение к праву» [1]

Отмеченные выше позиции и предложенная структура правовой культуры позволяют сделать вывод, что правовая культура есть социально - психологическое явление, представляющее ценность только в социально - неоднородном противоречивом обществе, где правовая культура сможет выступать в качестве правовых регуляторов обеспечения жизни этого социума. Правовая культура имеет свое специфическое содержание, которое отличает ее от таких социальных явлений, как право, правоотношения и др. По сути, она отражает уровень развитости правовых ценностей как общества в целом, так и отдельных индивидов, уровень их способности качественно создавать и эффективно применять правовые средства для достижения своих целей.

«Анализируя роль и место молодежи в политической системой общества, необходимо выделить следующие ее особенности:

· она выполняет особые социальные функции, которые определяются ее положением в обществе;

· имеет свои собственные интересы и цели;

· отличается недостатком жизненного общества, изменением жизненных ориентиров российского общества;

· представляет собой такой социальный слой общества, который является источником возрождения России, ее духовного и экономического потенциала» [30].

Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи играет немаловажную роль на современном этапе развития общества. Известно, что формирование правового сознания должно начинаться с ранних лет, и опыт, полученный в раннем возрасте, должен накапливаться с годами. При этом правовое информирование с возрастом и изменением социального статуса должно становиться более разносторонним. Важная роль в этом процессе принадлежит литературе, религии, культуре, искусству, СМИ. Вместе с тем, безусловно, ключевую роль следует отвести школе, а также специализированным юридическим учебным заведениям.

«Среди основных форм воспитания правовой культуры выделяют «пропаганду права». Под этим термином мы понимаем: общеразвивающие или тематические лекции на правовую тематику в различных учреждениях, организациях, предприятиях; правовые всеобучи для различных категорий населения; собрания, на которых проводятся встречи с работниками правоохранительных органов и различных юридических структур; выступления в СМИ. Здесь присутствует элемент живого общения, который предполагает возникновение диалога, прямого обмена мнениями и свободного высказывания личных мнений. К сожалению, в настоящий момент в СМИ нет единой продуманной системы, которая учитывала бы общеобразовательный, а также общекультурный уровень развития общества». [30]

Во многих телевизионных передачах не присутствует серьезный анализ факторов, отсутствует их обобщение. Реализация этого направления носит не комплексный характер, а скорее направлена на точечное решение проблем. Ещё одна форма воспитания правовой культуры – правовое образование молодежи. К нему следует отнести правовое воспитание, которое осуществляется по установленным программам: в неюридических образовательных учреждениях различного уровня обучения это изучение основ государства и права, обществознания, правоведения; в профессионально-юридическом образовании – обучение и подготовка специалистов-юристов.

В мировой и отечественной литературе можно встретить множество ярких примеров служения правосудию, утверждению прав и свобод молодого человека. На такие примеры и должны ориентироваться люди. В наши дни молодежь может принимать участие в решении различных правовых вопросов в качестве свидетелей, в суде присяжных заседателей. Это позволяет им приобрести личный живой опыт «общения» с правом.

В рамках деятельности по повышению уровня правовой культуры молодежи необходимо, прежде всего, попытаться решить следующие задачи:

1) выявить уровень развития правовой культуры у современной молодежи;

2) разработать комплексную систему мер правового образования и просвещения молодежи;

3) сформировать у молодежи уважительное отношение к праву и потребность в правомерном поведении.

Для выполнения этих задач следует использовать как вербальные (имеется в виду устная или письменная передача теоретических аспектов правовой культуры), так и невербальные, т. е. деятельностные (развитие навыков участия в управлении) методы формирования правовой культуры.

С сожалением следует признать, что в современном мире достаточно много факторов, негативно влияющих на развитие и становление правовой культуры подрастающего поколения. В числе основных факторов, безусловно, отметим пропаганду культа насилия, атмосферу политической и классовой нетерпимости, скрытый этнорелигиозный конфликтный потенциал в молодежной среде. Эти методы используются СМИ для воздействия на сознание молодых людей и дальнейшей манипуляцией ими. Вместе с тем нельзя не признать и положительные тенденции в воспитании правовой культуры молодежи самым действенным и проверенным на практике многих поколений способом – обеспечением занятости и коллективной деятельности молодежи в значимом проекте, кампании, мероприятии. Среди них особое значение обретают такие общероссийские молодежные форумы, как «Селигер», «Машук» и т. д.

Кроме того, несомненно, чем больше современная молодежь будет приобщаться к правотворческой деятельности, участвовать в различных проектах, в том числе интернет - форумах, принимать участие в выборах государственных органов и в референдумах, тем более успешным будет процесс воспитания правовой культуры современной молодежи.

В педагогической деятельности процесс формирования, становления и повышения уровня правовой культуры, представляющий собой комплексную систему мер правового воспитания, просвещения и образования, как представляется, включает в себя несколько этапов (стадий):

· формулировка цели;

· глубокий анализ субъекта воспитания;

· установка наиболее эффективных методов и форм воздействия; создание программы правового воспитания; контроль и координация за ходом этой программы;

· оценка эффективности проводимой работы.

Высокий уровень правовой культуры молодежи даст нашему обществу будущее, так как именно наличие правовой культуры выступает одним из факторов гарантии создания демократического, правового, светского государства, где присутствуют соблюдение прав и свобод человека, уважение прав всех форм собственности, а также чести и достоинства граждан.

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона. [32]


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: