Философское эссе как рецензия.




Под рецензией (от лат. recensio – оценка) обычно понимается – отзыв, критическая оценка художественного, научного и т.п. произведения, спектакля, кинофильма.

Рецензия является жанром литературной критики, научной и газетно – журнальной публикации, но в тоже время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги).

Обычно в рецензии одновременно дается библиографическое описание книги, информация о ее содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, ее темы, идейной направленности, языка и стиля, указывается значение в ряду других публикаций философа, ее роль в научном процессе и в обществе. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще ни кто не написал, по поводу которых еще не сложилось определенного мнения. В классике рецензент обнаруживает прежде всего возможность ее актуального, остросовременного прочтения. Поскольку в данном случае речь идет о рецензии - эссе, то она представляет собой в значительной степени лирическое, точнее личностное размышление автора рецензии, навеянное чтением научной работы, чем ее истолкование. При этом рецензия должна иметь определенную внутреннюю структуру, включающую в себя: предмет анализа, актуальность темы, формулировку основного тезиса, (центральный вопрос рецензируемойработы), краткое содержание работы (делая основной упор на ее научную новизну),недостатки, недочеты, пожелания к дальнейшему развитию автором избранной им темы, и, наконец, выводы (заключительная часть должна быть посвященна аргументированной оценки достоинств и недостатков философского труда, его оригинальности или вторичности идеи).

Таким образом, типовой план для написания рецензии состоит в следующем:

1. Предмет анализа

2. Актуальность темы

3. Краткое содержание работы

4. Общая оценка

5. Недостатки, недочеты

6. Выводы

 

 

Список философских произведений для рецензии:

1. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990.

2. Пригожин И., Стенгерс Л. Порядок из Хаоса. М., 1986

3. Гадамер Г. – Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988

4. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. – М., 1990.

5. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002

6. Селигмен Б. Основы течения современной экономической мысли. М., 1968

7. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984

8. Полани М. Личностное знание. М., 1985

9. Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000

10. Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М., 2001

11. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. М., 2008

12. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. 1988.

13. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти – Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург, 2007.

14. Слотердайк П. Критика цинического разума. - Екатеринбург, 2009.

15. Ортега – и – Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов)// Ортега – и – Гассет Х. избранные труды. М, 2000

16. Хейзинга Й. HomoLudens. В тени завтрашнего дня – М., 2004

17. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., 2004

18. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М., 2008

19. Фейерабенд П. Против метода..Очерк анархистской теории познания. М., 2007

20. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

21. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. М. – Екатеринбург. 2003.

22. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М. 1998

23. Валлерштайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества// Социология на пороге XXI в. Новые направления исследования М., 1988.

24. Лэйси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

25. Уемов А.И. Истина и пути ее познания. М., 1975.

26. Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно - эволюционный подход). Т. 2. Спб., 2006.

 

Эссе как размышление

Второй тип эссе – это свободное размышление над каким – либо философским вопросом или афоризмом известного философа. Афоризм – законченная мысль, выраженная в емкой, сжатой форме – прекрасный материал для написания эссе, поскольку допускает различные трактовки; поиск ответа на вопрос «Что философ этим хотел сказать?» позволяет магистранту максимально проявить свои творческие способности.

Несмотря на определенную (по сравнению с рефератом) свободу самовыражения, эссе не следует писать спонтанно. Хорошее эссе может получиться только в результате серьезной работы и тщательной предварительной подготовки. Необходимо помнить о том, что эссе по философии – это учебная работа, в которой для анализа проблемы обязательно должны быть использованы изученные философские концепции и основные философские категории.

Учащимся можно порекомендовать следующие этапы работы по написанию эссе как размышление над проблемой:

1) Необходимо уяснить суть вопроса, который вы намереваетесь рассмотреть в своей работе и четко определить свою позицию в этом вопросе.

2) Найти в литературе или сформировать самому иные, в том числе – альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме.

3) Изучить дополнительную литературу с целью подбора примеров и цитат, в которые помогут аргументировано обосновать свою точку зрения и критически проанализировать взгляды, не совпадающие с вашей позицией; здесь можно использовать не только тексты философских произведений, но и литературные источники, материалы из средств занятиях и т.д.;

4) В заключении не забыть сформулировать вывод, обобщающий свою точку зрения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: