Однако сипаи медлили, а население не откликнулось на эти призывы. Инициатива в Пенджабе осталась руках английской администрации. В первую очередь было решено разоружить наиболее опасные полки крепости Миан-Мира, где, как донесли англичанам, готовился мятеж. Утром 13 мая командующий гарнизоном приказал вывести индийские полки вооруженными как для парада; предварительно тайно от сипаев поодаль был выстроен 81-й английский королевский полк и расположены артиллерийские батареи, орудия которых были заряжены картечью. Когда пять полков хиндустанцев были построены, раздалась команда «кругом!». Солдаты-индийцы оказались лицом к лицу с британскими солдатами. В их груди смотрели жерла орудий. Следующей командой сипаям предложили сложить оружие. Сопротивление были бесполезно, и подавленные солдаты в тяжелом молчании выполнили приказ.
Не произошло крупных выступлений и в других гарнизонах. Убедившись в прочности своих позиций в Пенджабе, колониальные власти сочли возможным выделить значительную часть своих войск на осаду Дели. Части, которыми командовал генерал Никольсон, состояли из шести батальонов европейской нехоты и полка кавалерии, полевой артиллерии и двух батарей тяжелых осадных орудий. Кроме европейцев войска, отправленные из Пенджаба для осады Дели, включали батальоны одетых в яркие тюрбаны пехотинцев-сикхов и три полка индийской кавалерии. Численность саперов, минеров и вспомогательных войск достигла восьми тысяч. Позднее пол нажимом колонизаторов и отдельные пенджабские махараджи послали против восставших, укрепившихся в Дели, свои отряды. Пенджабские купцы поставляли карателям деньги и снаряжение. В народном восстании Пенджаб остался надежным тылом англичан.
Однаю большинство других феодальных княжеств Северной Индии, аннексированных чужеземными захватчиками, и большая часть территории некогда могущественной Могольской империи превратились в арену вооруженной борьбы народов Индии против английских колонизаторов.
Нана Сахиб переходит Рубикон
В канун восстания значение Канпура как крупного военного и экономического центра возросло. Уже к 1833 году Компания отремонтировала старую дорогу могольских императоров и создала важную стратегическую и торговую артерию Дели — Канпур — Аллахабад — Калькутта. В 1855 году к городу протянулась линия телеграфа и шло интенсивное строительство железной дороги. К 1856 году в Канпуре был размещен воинский гарнизон. Население города составило около 118 тысяч человек.
Канпур расположен на правом берегу национальной святыни Индии — Ганга. На северной окраине города, они называлась Навабгандж, находились воинский арсенал, казначейство и гражданские службы (железнодорожное ведомство, отделение связи, административные учреждения), на южной — длинной, узкой полосой тянулись ряды бараков военного городка сипаев.
Лагерь Канпура не отличался от других лагерей сипаев того времени. Бараки представляли собой унылые сооружения из глины, соломы и бамбука с узкими комнатами-кабинами, отдельно для каждого сипая. В комнатушке, куда свет пробивался через узкое оконце, находились постель, чарпаи — натянутая на раму сетка, корзина для одежды, сосуд для омовения и несколько глиняных горшков для приготовления пищи. Перед каждой из комнат дымились мангалы, на которых солдат мог приготовить себе скромный обед из продуктов, покупаемых им на базаре, имевшемся при каждом лагере. В Канпуре были расквартированы сипаи 1-го, 53-го и 56-го пехотных и 2-го кавалерийского полков, составлявших контингент канпурского гарнизона. Общая численность их немногим превышала три тысячи человек. Прямо за бараками солдат тянулись шумные, грязные кварталы старого Канпура с бесчисленными переулками, хаотично разбросанными домами и пестрыми базарами. Лишь центральная улица, широкая и ровная, с многочисленными магазинами и домами индийской знати, была относительно благоустроена.
Противоположностью «туземному городу», как называли его европейцы, была южная окраина Канпура, где за лагерем сипаев размещались утопающие в садах, бунгало англичан. Здесь у них был игорный дом, бильярдная и ипподром, клуб и церковь.
Население Канпура и личный состав полков гарнизона внешне не проявляли своего недовольства англичанами, и после тревог, связанных с аннексией Ауда, командир канпурского гарнизона престарелый генерал Уилер, участвовавший еще в захвате Дели в 1803 году в составе армии Лейка, считал, что случаи неповиновения среди военнослужащих и населения исключены.
В апреле через Канпур проследовала большая группа солдат расформированного 19-го пехотного полка из Бархампура. Их рассказы о введении новых патронов и жестокой расправе с Мангалом Панди взволновали сипаев Канпура, и это вызвало некоторую озабоченность командования гарнизона. Однако открытых выступлений в городе не произошло.
14 мая генерал Уилер получил депешу о восстании в Мируте. Через короткое время новость распространилась по всему городу.
Генерал сумел оценить опасность, нависшую над Канпуром. Он приказал укрепить два больничных барака, расположенные близ домов офицеров гарнизона. Это были одноэтажные кирпичные здания, причем один из них был покрыт тростником. Бараки обнесли невысокой насыпью и окружили неглубоким рвом. Непрочность этого укрепления была понятна и для европейских офицеров и для индийцев. Азимулла-хан, по поручению Нана Сахиба приходивший осмотреть это сооружение, дерзко сказал английскому офицеру: «Вам следует назвать его „форт безнадежности"»26.
Сборщик налогов Хилерстон, который, как и другие англичане, допускал возможность антианглийских выступлений в Канпуре и беспокоился за судьбу своей семьи, обратился к своему старому знакомому Нана Сахибу с просьбой о предоставлении убежища в случае опасности. Вот письмо его супруги от 16 мая: «Если туземные войска здесь восстанут, мы укроемся или в бараки, или в местечко под названием Битхур, где обосновался наследник пешвы. Он большой друг С. (Хилерстона. — П. Ш.) и обладает громадными богатствами и огромным влиянием. Он гарантировал, что мы будем в полной безопасности у него»27. Но время воспользоваться обещанием Нана Сахиба еще не наступило: канпурский гарнизон сохранял лояльность.
16 мая Уилер телеграфировал генерал-губернатору: «В той мере, в какой я могу составить свое мнение, местные войска и части в Аллахабаде настроены лояльно, однако в связи с последними событиями повсюду наблюдается возбуждение»27. Телеграмма от 18 мая была уже не столь обнадеживающей. «В Канпуре все тихо, но возбуждение среди народа продолжается»28. 19-го Уилер получил из Калькутты телеграмму, которая известила его о намерении командования укрепить Канпур надежным гарнизоном, и предписание «немедленно начать приготовления к расквартированию европейских войск и организовать регулярную информацию о своих действиях»30. 21 мая генерал сообщил в Калькутту, что «много беспокойства и тревоги вызвал вчера вечером второй кавалерийский. Эта часть послала представителей вэ все три пехотных туземных полка, чтобы узнать, поддержат ли они их в преступных действиях»31. Обстановка в городе накалялась. 22-го Уилер донес, что над Канпуром нависла непосредственная опасность.
Перспектива восстания испугала городскую знать: 21 мая группа богатеев обратилась в магистрат с просьбой обеспечить охрану их имущества, но его руководитель Хилерстон, не имея надежных сил для обороны даже своего учреждения, рекомендовал им нанимать стражников за свой счет из местных горожан. Купцы не поверили в надежность охраны из своих земляков, им 22-го все магазины были закрыты. Гроза надвигалась. Сипаи откровенно отказывались подчиняться своим офицерам. На базарах и окраинах собирались группы ремесленников и пришедших из деревень крестьян. Многие были вооружены. Стало известно, что семьи офицеров-индийцев, забрав имущество, покинули военный городок и скрылись в трущобах Канпура. Некоторые англичане пытались покинуть город, но неудачно: дороги контро-лирогались отрядами вооруженных крестьян. 22 мая Уилер приказал снести в укрепленные бараки оружие, продукты и воду и всем европейцам сосредоточиться в укреплении.
Служащие магистрата, работники связи и транспорта, торговцы и другие гражданские лица, собравшиеся, в укрепленных бараках, вместе с офицерами и солдатами составили менее тысячи человек. И тогда обнаружилось непростительное для опытного военачальника, каким был Уилер, обстоятельство. Укрепление было отделено от арсенала и казны строениями готового к восстанию военного городка и районом, населенным антианглийски настроенным торгово-ремесленным людом старого Канпура.
Уилер понял всю опасность своего положения. Онмучительно искал выхода и, так же как Хилерстон, обратился за помощью к находившемуся в это время в Битхуре Нана Сахибу в тот самый момент, когда тот готовился возглавить антианглийское восстание в Каннуре. Старый генерал, воевавший с маратхами еще в начале века, так же как и коллектор, был убежден, что маратхи, индусы по религии, на протяжении десятилетий отстаивавшие свою независимость в борьбе с Великими Моголами, никогда не объединятся с мусульманами Дели и Лакхнау. Это заблуждение стоило ему жизни. Нана Сахиб установил связь с другими центрами восстания, стремясь придать антианглийскому выступлению в Канпуре и других районах организованный и координированный характер. В послании, отправленном в Аллахабад к местному учителю маулави Лиакату Али, который должен был возглавить борьбу в этом городе, он писал: «31 мая было назначено датой начала войны за сварадж по всей нашей стране. Этот план был подготовлен руководителями восстания».
Известив Лиаката Али, что Англия ведет борьбу против восставшего народа Китая и что, отправив часть своих войск из Индии в Китай, колонизаторы создали благоприятные условия для начала восстания (хотя, по его мнению, «безрассудная храбрость патриотов Мирута нанесла ущерб делу»). Нана Сахиб писал: «Индийские солдаты, индусы и мусульмане, все до последнего человека готовы отдать жизнь за дело свараджа. Таким образом, вы видите, какие появились блестящие возможности. Поэтому день возмездия назначен на 31 мая... Первые выстрелы из орудия мы произведем 31 мая в Канпуре, за нами немедленно последуют Лакхнау, Файзабад, Бенарес и Аллахабад. Помоги нам бог выполнить этот план и освободить нашу родину от тяжкого ига»32.
Это письмо, так же как переписка Нана Сахиба с индийскими князьями накануне восстания, означает, что у его организаторов, видимо, имелся предварительный плал объединенного выступления в различных частях страны, который был, однако, плохо согласован и не был осуществлен. Гораздо лучше Нана Сахибу удалось организованное выступление в Канпуре.
22 мая Нана Сахиб отправил отряд из 300 пехотинцев и 100 кавалеристов при двух пушках под командованием Тантия Топи из Битхура в Канпур. Сам пешва также вечером прибыл в этот город и остановился в своем особняке. По договоренности с Уилером отряд пешвы должен был охранять арсенал, где находились значительные запасы оружия (в том числе пушки), боеприпасов и городская казна.
Прибытие отряда Тантия Топи для охраны наиболее важных объектов несколько успокоило Уилера.
24 мая 1857 года совпали две даты: религиозный праздник мусульман и день рождения королевы Великобритании Виктории. Уилер предполагал, что именно в этот день фанатичные мусульмане поднимут зеленый Флаг священной войны. Все было подготовлено к обороне. Утром Уилер написал Лоуренсу в Лакхнау: «Вечером неизбежно начнется бунт»33. В этот день, полный Мучительного ожидания, англичане, люди, как никто более верные традициям, не давали салюта в честь Виктории. Уилер, боясь, что залп будет принят за сигнал к выступлению, приказал отменить традиционное в английской армии салютование в честь дня рождения королевы. Встревоженный Лоуренс, получив известие Уилера, срочно телеграфировал в Калькутту 25 мая: «Здесь все по-прежнему в порядке, но все зависит от канпурских частей. Пошлите им все европейские войска, какие только возможно»34.
Но прошло 24-е, а в городе по-прежнему было только подозрительное оживление. Уилер на следующий день писал: «Минули день и ночь тревоги; вследствие сообщений из очень авторитетных источников, вот-вот должно было начаться восстание. Были сделаны все приготовления встретить его, но я рад сообщить, что ничего не произошло»35.
Когда 30 мая восстал Ауд и англичане в Лакхнау поспешно укрылись в резиденции, Уилер телеграфировал Каниингу: «Больше нет беспокойства и тревоги. Не только сохранен Канпур, но я скоро пошлю помощь в Лакхнау»36. И действительно, он выслал в помощь Лоуренсу из своих небольших сил довольно значительный отряд. Информируя об этом Каннинга, он предусмотрительно просил прислать ему подкрепление, подчеркивая, что «эта отправка ослабляет меня, но я надеюсь продержаться, пока прибудут еще европейцы»37.
Этот шаг Уилера свидетельствует о его полном доверии к Нана Сахибу, и хотя 26 мая было получено письмо от одного из канпурских богатеев о предстоящем восстании под руководством наследника пешвы, Уилер не придал ему никакого значения. 2 июня он вновь телеграфировал Каннингу: «Все спокойно, и я надеюсь, что так будет и далее»38.
3 июля Уилер послал последнюю телеграмму, в которой сообщал: «Все спокойно, но основания для беспокойства остаются» 39.
Такое благодушие опытного генерала показывало, что он и некоторые его приближенные были совершенно не осведомлены о настроениях вверенных им частей. Правда, спокойствие Уилера не разделяли многие его офицеры, и полковник Эварт, например, написал 31 мая в Англию: «Я «е хочу быть пессимистом, но нет смысла скрывать, что мы в страшной опасности, и, как я уже писал, если войска восстанут, то мне безусловно придется поплатиться жизнью»40.
В полках действовала подпольная антианглийская группа, возглавляемая младшими офицерами индусом Тика Сингхом и мусульманином Шамс-уд-дин-ханом. То у одного, то у другого, а иногда и в доме одной из канпурских танцовщиц, Азизан, собирались представители полков и разрабатывали план восстания. Заговорщики плохо представляли себе конечные цели восстания и нуждались в вожде, который сформулировал бы лозунги движения. Им стал Нана Сахиб.
Не получив в свое время активной поддержки индийских князей, с помощью которых он надеялся осуществить свой план изгнания англичан из Индии, Нана Сахиб стал искать опоры в народе. Не сразу, однако, решился он связать свою судьбу с мятежными сипаями и возглавить антианглийскую борьбу крестьян и ремесленников. Только после взятия Дели и распространения восстания по всей стране он решил установить непосредственную связь с сипаями. Через некоего Рахим-хана и торговца лошадьми Мудата Али он связался с руководителями заговора канпурского гарнизона Тика Сингхом и Шамс-уд-дин-ханом. За неделю до восстания он послал к ним умного и решительного офицера своей охраны Джавала Прасада для детального ознакомлении с составом, боевыми качествами и состоянием полков. Джавала Прасад доложил, что войска готовы и ждут сигнала.
1 июня ночью от берега Ганга отошла лодка, в которой сидело несколько человек. Здесь, на середине широкой реки, можно было не опасаться подслушивания вездесущих английских агентов.
В лодке встретились младший офицер, не имевший права сидеть в присутствии англичанина, Тика Сингх и наследник некогда великих пешв Нана Сахиб. Нана сопровождали его брат Бала Рао и Азимулла-хан.
Тика Сингх без обиняков заявил Нана, что полки Канпура не желают больше откладывать восстание и рассматривают промедление как предательство по отношению к борющимся братьям Дели. Тика заверил Нана Сахиба, что индусы и мусульмане гарнизона готовы встать под знамена пешвы и ждут лишь сигнала к выступлению.
Восстание было назначено на 4 июня.
В ночь с 3 на 4 июня раздались три гулких выстрела — условный сигнал. Тика Сингх, несший со своим отрядом в этот день дозорную службу, поднял по тревоге своих товарищей. Не прошло и нескольких минут, как из конюшен 2-го кавалерийского полка бешеным аллюром выскочила первая группа всадников. Эскадрон за эскадроном мчался по темным улицам Канпура мятежный полк. Загорелись бунгало европейцев, и одним из первых запылал коттедж сборщика налогов и руководителя магистрата Канпура Хилерстона. Пламя пожара осветило город. Восставшие кавалеристы соединились с отрядом Тантия Топи, охранявшим банк и арсенал, забрали оружие и, захватив тюрьму, освободили четыреста заключенных. Утром к восставшему 2-му кавалерийскому полку присоединились пехотинцы 53-го и 56-го полком. Те европейцы, которые не укрылись с Уилером в бараках, были убиты. Спасшиеся в укреплении остались без связи, все линии телеграфа были перерезаны. Через несколько часов Канпур был в руках восставших.
В этих операциях Нана Сахиб непосредственного участим не принял. Он все еще медлил, не решаясь открыто возглавить народную борьбу. Тогда делегация повстанцев явилась в его особняк и заявила: «Махараджа! У тебя будет княжество, если ты присоединишься к нашей борьбе. Но тебя ждет смерть, если ты окажешься в лагере наших врагов!» Нана пришлось сделать окончательный выбор. «Что мне делать с британцами? Я — ваш!»41 — ответил он. Нана Сахиб перешел Рубикон.
Его ждали короткие дни триумфа, тяжелые бои, поражение, бегство, смерть в изгнании и всемирная известность.
Триумф
Канпур был в руках восставших. Но осажденные в бараке англичане могли в любой момент получить поддержку от английских регулярных войск, расположенных в других частях Индии. Позиции восставших были очень непрочными. Между тем сипаи Канпура и не думали об укреплении города. Пронесся слух, что нужно немедленно идти в Дели, где, по мнению сипаев, решалась судьба восстания. Император Бахадур-шах был значительно популярнее среди солдат-мусульман, чем индус Нана Сахиб. И восставшие сипаи решили отправиться в Дели, судьба Канпура их беспокоила меньше. О Нана Сахибе они, казалось, забыли. Колонны повстанцев с песнями покидали Канпур, когда их встретил браг Нана Сахиба Бала Рао. Не понимая, в чем дело, он спросил их, куда они направились. «В Дели!» — ответили сипаи. Бала пришпорил коня и поскакал к брату. Европейцы, чувствовавшие себя обреченными в своем ненадежном укреплении, узнав об уходе сипаев, облегченно вздохнули.
Наьа понял, что на карту поставлена судьба восстания в Канпуре и его личное будущее. Взяв с собой Азимуллу-хана и Баба Бхата, он бросился в погоню по делийскому тракту. Сипаи ушли недалеко. В пяти милях от Канпура, в местечке Кальянпур, восставшие солдаты впервые увидели наследника великих пешв * (* Некоторые английские и индийские ученые считают, что Нана не ездил в Кальянпур, а встретил возвратившихся восставших в Канпуре.). Азимулла-хан обратился к восставшим полкам с речью. Он говорил, что по всему Индостану, а не только в Дели должна вестись борьба против англичан, что Канпур — город, который отрезает дорогу на Дели со стороны Калькутты и захват которого, следовательно, лишит колонизаторов резервов и снаряжения, что здесь, в Канпуре, они также останутся подданными Бахадур-шаха. «Ферингн ко маро!» («Смерть ферингам!») — закончил он свою речь. Нана Сахиб обещал сипаям вдвое увеличить жалованье.
«Нана Сахиб зиндабад!» («Да здравствует Нана Сахиб!») — «Феринги ко маро!» — ответила толпа.
Во главе с Нана солдаты и присоединившиеся к ним крестьяне возвращались в Канпур. Встречать Нана Сахиба и войска вышло все население города. На площади перед толпами жителей города, крестьян окрестных деревень и солдат Нана объявил о низвержении власти аигличан и заявил о своем желании установить новое правление в соответствии с волей собравшихся. «Нана Сахиб зиндабад!» — пронеслось над площадью. Власть, к которой так долго стремился Нана Сахиб, была в его Руках. Он спросил мнение солдат о командующем армией. «Тика Сингх! Тика Сингх!»— ответили сипаи.
Ставка пешвы расположилась в особняке «Сальвадор», где ранее размещалось благотворительное общество англичан. Здесь же в саду стояла палатка Тика Сингха и артиллерийская батарея восставших.
Рассматривая эти события, необходимо отметить, что, требуя возвращения войск из Кальянпура в Канпур, Нана Сахиб руководствовался в первую очередь честолюбивыми соображениями. Он надеялся укрепиться в Канпуре, чтобы создать собственное государство, и не стремился в Дели ко двору Бахадур-шаха, где он играл бы вторые роли.
С военно-исторической точки зрения этот шаг Нанг Сахиба, несомненно, был разумным, полностью оправданным решением, осложнившим положение колонизан торов в Индии. Создание нового центра движения в Канпуре означало расширение района восстания и подрывало порочную тактику выжидания, которой придерживались повстанцы Дели.
Слухи о возвращении сипаев в Канпур и путаные сообщения печати быстро, обрастая новыми подробностями, достигли Калькутты. Каннинг запретил индийскук прессу и резко ограничил английскую. На следующие день в городе распространился слух, что восставшие идут на Калькутту. Среди английской администрации, купечества и других имущих слоев, сотрудничавших англичанами, началось смятение. В историю Калькутты этот день вошел как «воскресенье паники».
Взяв власть в свои руки, Нана Сахиб первым делом обратился к укрывшимся в укреплении европейцам. К ним был послан гонец с лаконичным письмом: «Мы начинаем атаку. Мы посылаем это сообщение, чтобы предупредить вас»42. Этой короткой запиской Нана Сахиб объявлял войну Великобритании.
Генерал Уилер был смущен, узнав о намерениях наследника пешвы, сообщение же о возвращении под его руководством восставших полков назад в город повергло его в панику.
На следующий день, 7 июня, с десяти часов утра два, орудия отряда Тантия Топи и два захваченных в арсенале открыли огонь по осажденным. Неорганизованные группы сипаев и толпа горожан устремились на укрепления европейцев. Прицельный огонь восьми пушек и, нескольких сот ружей англичан отбросил восставших и быстро охладил их первый порыв. Взять бараки штурмом не удалось. Началась длительная осада. Население и армия в эти дни составляли один военный лагерь. Среди солдат все время находилась и танцовщица Азизан. Очевидец писал, что ее, вооруженную пистолетом, можно было всегда увидеть, несмотря на сильный огонь англичан, на батарее среди ее друзей, кавалеристов 2-го полка, которым она готовила пищу и пела песни.
После возвращения в Канпур из Кальянпура Нана Сахиб приступил к организации новой власти в городе, пытаясь обуздать бушевавшую мятежную стихию. В создании управления он, в отличие от народных вождей восставшего Дели, стремился ограничить активность масс и полностью сосредоточить власть в своих руках. В элиту, созданную им, вошли его родственники и давно известные ему люди. В окружении Нана Сахиба видную роль играли его братья Бала Рао и Баба Бхат, племянник Рао Сахиб, офицеры охраны Тантия Топи и Джавала Прасад и верный соратник пешвы Азимулла-хан. В то же время необходимо было считаться с настроениями солдат восставших полков и утвердить командирами частей и подразделений младших офицеров из их среды. Популярный вождь сипаев Тика Сингх приказом Нана Сахиба был произведен в генерал-майоры и принял общее командование всеми полками. Кроме командиров полков, которым было присвоено звание полковников, назначались командиры батальонов и рот. По сведениям Уилера, войска Нана Сахиба в то время насчитывали около трех тысяч пехотинцев и тысячи кавалеристов.
7 июня Нана Сахиб опубликовал на хинди и урду первую прокламацию, в которой призвал восставших к единству в борьбе против иноземцев. В этот же день над городом был поднят зеленый флаг Великих Моголов. 11 июня Нана Сахиб получил фирман Бахадур-шаха, которым император Дели передал ему безраздельную власть над Канпуром и областью. Примерно в это же время он получил прокламацию Совета восставших Дели. В ней говорилось: «Всем индусам и мусульманам, жителям и слугам Индостана офицеры армии Дели и Мирута шлют свой привет!
Хорошо известно, что в последнее время англичане злонамеренно наносят удары по религии в армии, чтобы затем принудительно обратить в христианство весь народ. Поэтому мы объединились с народом, защищая наши религии и не давая пощады ни одному неверному, находящемуся на нашей земле, чтобы восстановить старую династию Дели. Действуйте согласно приказам императора и вы получите двойное жалованье.
Сотни пушек и огромные богатства попали в руки. Мы считаем, что именно сейчас солдаты и жители, не желающие быть обращенными в христианство, должны объединиться и, храбро сражаясь, уничтожить неверных так, чтобы от них не осталось и следа. За провиант и снаряжение, переданные армии, их владелец получит расписку от офицеров, а позднее их стоимость будет оплачена правительством императора в двойном размере. Всякий, кто в это время проявит трусость и поверит обещаниям лживых англичан, очень скоро познает позор... Необходимо, чтобы в этой борьбе и индусы и мусульмане объединились и, следуя указаниям уважаемых вождей, действовали так, чтобы всюду сохранялся порядок, чтобы бедные были довольны и смогли занять более высокое и достойное место в обществе»43.
Улавливая настроение армии и понимая ее решающее значение в сложившейся обстановке, Нана Сахиб объявил, что будет управлять совместно с армией. В этот же день он опубликовал приказ следующего содержания: «Душа — бога, страна — падишаха, власть — Нана Сахиба и армии. Тот, кто будет относиться к власти без достаточного почтения, будет сурово наказан»44.
Если в Дели восставшие провозглашали: «Страна падишаха, власть — армии», то Нана провозглашал свою власть с участием армии.
Приказ Нана Сахиба о наказании несогласных с новой властью не был пустой угрозой. Он жестоко преследовал за любую попытку саботажа его распоряжений. Но в первую очередь он требовал беспощадного истребления англичан. Солдатам, офицерам и служащим гражданской администрации Компании из числа европейцев не давали пощады. Получив письмо от одного из феодалов Ауда об успешном действии его отряда и о захвате плен англичанина, Нана Сахиб писал в своем ответе: «Ваше сообщение о том, что к вам доставили одногс европейца, также получено мною. Европеец должен быть ввергнут в ад, таково необходимое дополнение для полного моего удовлетворения»45.
Целью Нана Сахиба, как и других руководителей восстания, было изгнание британских колонизаторов из Индии и уничтожение всех звеньев колониального аппарата. Перед ними стояла также задача создания новой Формы административного и политического устройства Индии. Четкого плана решения этой задачи ни у Нана Сахиба, ни у других руководителей восстания не было.
Захватив власть в Канпуре и сокрушив английскую колониальную администрацию, Нана Сахиб приступи; к созданию новой административно-гражданской и военной системы управления. В целях прекращения беспорядков и упорядочения управления в городе была создана полиция и учрежден суд под председательством брата Нана Баба Бхата. В состав суда вошли также Джавала Прасад, Азимулла-хан и некоторые другие. Первым же решением суд отменил английскую систему судопроизводства и взял за основу своей деятельности судебную процедуру маратхов. Полиции и суду было вменено в обязанность немедленно прекратить грабежи и беспорядки в городе. Повелением Нана был назначен сборщик налогов, работавший под контролем Джавала Прасада. Выбор Нана пал на чиновника старой английской администрации Рам Лала. Специальный пост был дан некоему Мулле, в обязанности которого входило обеспечение довольствием армии. Богатые канпурцы, не примкнувшие к восстанию, были обложены высоким налогом, а в некоторых случаях вообще лишались имущества...
Поднятый к руководству народным движением, Нана Сахиб вынужден был пойти на некоторые уступки неимущим слоям населения. Восставшие ремесленники и крестьяне потребовали конфискации имущества канпурских богатеев, сотрудничавших с англичанами, и, не дожидаясь санкций свыше, стали конфисковывать их богатства в пользу народа. Один из очевидцев рассказывал, как 7 июня группа сипаев подошла к дому купца Дарогх Азим Али Хана и предложила ему выдать им сто тысяч рупий. «Обманом и подлостью ты обираешь народ, дай нам деньги!» — кричали сипаи. Купец ответил решительным отказом. Сипаи подкатили к дому пушку и открыли огонь. Богач сдался на милость победителей и был доставлен к Нана Сахибу. Пешва приказал ему выплатить тысячу рупий деньгами и доставить слонов, верблюдов и амуницию46. Городская знать, на которую в первую очередь обрушились репрессии повстанцев, становилась силой, враждебной движению.
Нана Сахиб прилагал все силы к тому, чтобы сохранить единство в рядах восставших. Он был твердо убежден, что для достижения победы необходимо единство действий индусов и мусульман; поэтому он постоянно подчеркивал свое уважение как к индуизму, так и к исламу и полное равноправие обеих религиозных общин. Еще пускаясь в погоню за восставшими полками, когда они намеревались идти к Дели, Нана благоразумно взял с собой верного ему мусульманина Азимуллу-хана, а вернувшись в город, вывесил над своей ставкой индусский и мусульманский флаги. Первой его прокламацией, отпечатанной арабским шрифтом для мусульман и на деванагари для индусов, было обращение ко всем жителям, исповедующим обе религии. Прокламации были вывешены во всех людных местах города. Кстати сказать, они, как и все последующие документы, были датированы по мусульманскому календарю. Однако этих мер было явно недостаточно. Нана Сахиб и Азимулла-хан установили связь с кази Канпура Вази-уд-дином и добились полной поддержки с его стороны. Прекрасный оратор и уважаемый проповедник, Вази-уд-дин стал одним из активнейших и наиболее последовательных руководителей восставших. Его роль была особенно велика потому, что наиболее мощным оружием агитации служило слово — горожане и крестьяне в большинстве своем были неграмотны. 8 июня мусульмане города собрались на площади. Перед ними выступил кази и маулави Саламат-улла. Они призывали паству объявить священную войну ферингам в защиту веры во имя Аллаха и признать власть Нана Сахиба. Высоко в небо медленно поползло, развеваясь по ветру, зеленое знамя ислама. Первым к священной войне (джихаду) демонстративно присоединился Азимулла-хан, хотя до сих пор он не отличался большим рвением в деле соблюдения религиозных обрядов. На всех мечетях и базарах были вывешены предварительно отпечатанные по приказу Нана прокламации с призывом к единой борьбе против ферингов под руководством пешвы. Суд специальным решением под страхом жестоких наказаний запретил религиозную вражду. Когда один мясник-мусульманин зарубил корову — священное животное индусов, — открытый суд приговорил его к лишению руки. Палач всенародно привел приговор в исполнение.