Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей (С.С. Милосердов, П.Ф. Шаповалов, И.В. Шамов, М.А. Белахова)
Художественные произведения поэтов и писателей:
С.С. Милосердов.
"Колосья", «Все родники в России певчие", "Июль","Солома"
П.Ф.Шаповалов
"Необыкновенные свидания" "Уточка", "Обманчивые ягоды", "Свет весны", "Раненая мать"
И.В.Шамов
'Тополёк", "Первый луч", "Заря космической весны", "Русский лес", "Зелёной кружевной каёмкой"
М.А.Белахова
"Драгоценный груз", "Пожар в самолёте", "Ничего особенного", "Дела попутные", "С одной фарой".
Творчество талантливых земляков (1ч)
Обучающиеся должны знать:
· писателей и поэтов родного края;
· названия их произведений;
Обучающиеся должны уметь:
· выразительно и осознанно читать текст произведения, определять тему и главную мысль, делить на части, составлять план, давать характеристику главным героям;
· читать стихи наизусть;
· приводить примеры художественных произведений различной тематики
· участвовать в диалоге, обсуждая прочитанное произведение
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Книги – мои друзья. | 4 ч |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 15 ч |
3. | Волшебные сказки. | 13 ч |
4. | Люби всё живое. | 20 ч |
5. | Картины русской природы. | 10 ч |
6. | Великие русские писатели. | 26 ч |
7. | Литературная сказка. | 16 ч |
8. | Картины родной природы. | 15 ч |
Тамбовские писатели - детям | 17 ч | |
Итого | 136 ч | |
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
Учащиеся должны иметь общее представление:
· об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;
· о функциональных особенностях фольклорных жанров;
· об общих корнях и путях развития литературы разных народов;
· о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;
· об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.
Учащиеся должны знать:
· наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
· имена 4-5классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;
· 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.
Учащиеся должны уметь:
· читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;
· различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;
· находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;
· находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;
· эмоционально воспринимать характеры героев произведений;
· сравнивать характеры героев разных произведений;
· сравнивать своё и авторское отношение к герою;
· рассказывать о любимом литературном герое.
Раздел «Тамбовские писатели - детям»
знать и понимать:
· взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
· историю создания произведений;
· биографии писателей, названия и содержание щученных произведений;
· характеристику героев;
· характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;
· жанровые особенности произведений;
· тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.
· Уметь:
· анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
· выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведениям личную оценку;
· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения.
Литература и средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учеников | Учебно-методическое обеспечение для учителя |
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011 2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. | Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. |
Календарно – тематическое планирование
По литературному чтению
На 2012 – 2013 учебный год
№ урока | Тема и произведение | Дата по плану | Факт. | Примеч. |
Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Книги, прочитанные летом. | ||||
Книги – мои друзья | ||||
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Книги Древней Руси. | ||||
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | ||||
Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии | ||||
Проект. Мы идём в музей книги. | ||||
Жизнь дана на добрые дела | ||||
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | ||||
В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. | ||||
Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. | ||||
Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. Создание текста «Доброе дело». | ||||
М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. | ||||
М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа. | ||||
Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа. | ||||
Л. Каминский. Сочинение. Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | ||||
М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. | ||||
Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей о детях. | ||||
Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. | ||||
Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?» | ||||
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». | ||||
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование произведения. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». | ||||
Волшебные сказки | ||||
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки | ||||
Иван – царевич и Серый Волк. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. | ||||
Иван – царевич и Серый Волк. Подготовка к пересказу. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». | ||||
Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки. | ||||
Летучий корабль. Характеристика героев сказки. | ||||
Летучий корабль. Русская народная сказка. | ||||
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | ||||
Самостоятельное чтение. «Морозко». Русская народная сказка | ||||
Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки. | ||||
По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию сказки. | ||||
По щучьему велению. Инсценирование сказки. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Волшебные сказки». | ||||
Люби всё живое | ||||
Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, перио- дическая литература. Энциклопедии и справочники. | ||||
К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. | ||||
Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. | ||||
В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | ||||
В. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | ||||
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки. | ||||
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой». | ||||
О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | ||||
Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. | ||||
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | ||||
Периодическая печать. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». | ||||
Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. | ||||
Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. | ||||
Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героя. | ||||
Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. | ||||
М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. | ||||
М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. | ||||
Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. | ||||
Контрольная работа по разделу «Люби все живое». | ||||
Картины русской природы | ||||
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине. | ||||
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. | ||||
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа. | ||||
А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | ||||
И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. | ||||
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | ||||
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | ||||
Семейное чтение. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…» Краски осени. | ||||
Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима». | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы. | ||||
Великие русские писатели | ||||
Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов об А. С. Пушкине. | ||||
А. С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | ||||
И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. | ||||
А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. | ||||
Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | ||||
А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. | ||||
Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. | ||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | ||||
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка литературной сказки. | ||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | ||||
Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?». | ||||
И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. | ||||
И. А. Крылов. Чиж и голубь. | ||||
Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. | ||||
Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. | ||||
Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. | ||||
Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. | ||||
Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого. | ||||
Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов | ||||
Самостоятельное чтение. Произведения из «Азбуки» Л. Толстого «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | ||||
Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию. | ||||
И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. А Барто «Квартет» Создание текста-рассуждения. | ||||
Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие». | ||||
Литературная сказка | ||||
Авторские (литературные сказки) В.И. Даль. Девочка Снегурочка. | ||||
В. Одоевский. Мороз Иванович. | ||||
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки. | ||||
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. | ||||
Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. Б.Заходер «Вини-Пух» | ||||
Р.Киплинг «Братья Маугли» | ||||
Р.Киплинг «Братья Маугли» | ||||
Дж. Родари. Волшебный барабан. | ||||
Дж. Родари. Волшебный барабан. Создание своего окончания сказки. | ||||
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов. | ||||
Тим Собакин. Лунная сказка. | ||||
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе | ||||
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию. | ||||
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения. | ||||
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки. | ||||
Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка». | ||||
Картины родной природы | ||||
Т. Коти. В родном краю. | ||||
Пишем рассказ «В родном краю». | ||||
Б. Заходер. Что такое стихи? | ||||
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна. | ||||
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна. | ||||
С. Есенин. С добрым утром. | ||||
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | ||||
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. Сочинение по одной из картин. | ||||
М. Пришвин. Золотой луг. | ||||
А. Толстой «Колокольчики мои…» | ||||
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум». | ||||
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки». | ||||
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | ||||
Г. Юдин «Поэты». Я. Аким «Как я написал первое стихотворение» | ||||
Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии» | ||||
Регион. компонент Тамбовские писатели - детям | ||||
Обзорная лекция «Край наш Тамбовский» | ||||
Знакомство с биографией и творчеством С.С. Милосердова. | ||||
С.С. Милосердов. "Колосья", "Все родники в России певчие". | ||||
С.С. Милосердов. "Июль", "Солома" | ||||
Знакомство с биографией и творчеством П.Ф. Шаповалова. | ||||
П.Ф. Шаповалов. "Необыкновенные свидания", "Уточка". | ||||
П.Ф.Шаповалов "Обманчивые ягоды", «Свет весны». | ||||
П.Ф.Шаповалов. "Раненая мать". | ||||
Знакомство с биографией и творчеством И.В. Шамова | ||||
И.В.Шамов. «Тополёк", "Первый луч". | ||||
И.В.Шамов "Заря космической весны", "Русский лес". | ||||
И.В. Шамов. "Зелёной кружевной каёмкой". | ||||
Знакомство с биографией и творчеством М.А. Белаховой. "Драгоценный груз". | ||||
М.А.Белахова. "Пожар в самолёте". | ||||
М.А.Белахова. "Ничего особенного" | ||||
М.А.Белахова. "Дела попутные", "С одной фарой". | ||||
Творчество талантливых земляков |