Художественные произведения писателей и поэтов Тамбовского края(15ч)




Знакомство с биографией и творчеством поэтов и писателей (С.С. Милосердов, П.Ф. Шаповалов, И.В. Шамов, М.А. Белахова)

Художественные произведения поэтов и писателей:

С.С. Милосердов.

"Колосья", «Все родники в России певчие", "Июль","Солома"

П.Ф.Шаповалов

"Необыкновенные свидания" "Уточка", "Обманчивые ягоды", "Свет весны", "Раненая мать"

И.В.Шамов

'Тополёк", "Первый луч", "Заря космической весны", "Русский лес", "Зелёной кружевной каёмкой"

М.А.Белахова

"Драгоценный груз", "Пожар в самолёте", "Ничего особенного", "Дела попутные", "С одной фарой".

Творчество талантливых земляков (1ч)

Обучающиеся должны знать:

· писателей и поэтов родного края;

· названия их произведений;

Обучающиеся должны уметь:

· выразительно и осознанно читать текст произведения, определять тему и главную мысль, делить на части, составлять план, давать характеристику главным героям;

· читать стихи наизусть;

· приводить примеры художественных произведений различной тематики

· участвовать в диалоге, обсуждая прочитанное произведение

 

3. Учебно-тематический план

 

№ п/п Раздел Количество часов
1. Книги – мои друзья. 4 ч
2. Жизнь дана на добрые дела. 15 ч
3. Волшебные сказки. 13 ч
4. Люби всё живое. 20 ч
5. Картины русской природы. 10 ч
6. Великие русские писатели. 26 ч
7. Литературная сказка. 16 ч
8. Картины родной природы. 15 ч
  Тамбовские писатели - детям 17 ч
  Итого 136 ч
     
     

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

 

Учащиеся должны иметь общее представление:

· об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

· о функциональных особенностях фольклорных жанров;

· об общих корнях и путях развития литературы разных народов;

· о следах обряда и мифологических мотивах в фольклоре и литературе;

· об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке.

Учащиеся должны знать:

 

· наизусть 10-12 стихотворений разных авторов по выбору ученика;

· имена 4-5классиков русской и зарубежной литературы, 4-5 современных писателей (поэтов) и названия их произведений, прочитанных в классе;

· 2 периодических литературно-художественных и публицистических издания.

Учащиеся должны уметь:

· читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

· различать жанры детского игрового фольклора, малые жанры фольклора;

· находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

· находить фольклорные мотивы и приёмы устного народного творчества в авторских произведениях;

· эмоционально воспринимать характеры героев произведений;

· сравнивать характеры героев разных произведений;

· сравнивать своё и авторское отношение к герою;

· рассказывать о любимом литературном герое.

Раздел «Тамбовские писатели - детям»

знать и понимать:

· взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

· историю создания произведений;

· биографии писателей, названия и содержание щученных про­изведений;

· характеристику героев;

· характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;

· жанровые особенности произведений;

· тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

· Уметь:

· анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

· выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведениям личную оценку;

· пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения.

 

Литература и средства обучения

Учебно-методическое обеспечение для учеников Учебно-методическое обеспечение для учителя
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011 2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.

 

Календарно – тематическое планирование

По литературному чтению

На 2012 – 2013 учебный год

№ урока Тема и произведение Дата по плану Факт. Примеч.
  Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Книги, прочитанные летом.      
  Книги – мои друзья      
  Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Книги Древней Руси.      
  Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.      
  Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии      
  Проект. Мы идём в музей книги.      
  Жизнь дана на добрые дела      
  Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.      
  В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа.      
  Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка.      
  Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. Создание текста «Доброе дело».      
  М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.      
  М. Зощенко. Не надо врать. Анализ рассказа.      
  Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.      
  Л. Каминский. Сочинение. Составление отзыва на книгу. Обсуждение отзыва в группе.      
  М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.      
  Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей о детях.      
  Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.      
  Семейное чтение. Притчи «Что побеждает?» «Что важнее?»      
  В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».      
  В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование произведения.      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».      
  Волшебные сказки      
  Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки      
  Иван – царевич и Серый Волк. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.      
  Иван – царевич и Серый Волк. Подготовка к пересказу. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке».      
  Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности волшебной сказки.      
  Летучий корабль. Характеристика героев сказки.      
  Летучий корабль. Русская народная сказка.      
  Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.      
  Самостоятельное чтение. «Морозко». Русская народная сказка      
  Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.      
  По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию сказки.      
  По щучьему велению. Инсценирование сказки.      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Волшебные сказки».      
  Люби всё живое      
  Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, перио- дическая литература. Энциклопедии и справочники.      
  К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.      
  Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.      
  В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.      
  В. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.      
  В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.      
  В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии «Как муравьишке бабочка помогала добраться домой».      
  О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.      
  Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.      
  Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.      
  Периодическая печать. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».      
  Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.      
  Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка.      
  Семейное чтение. Н. Носов. Карасик. Смысл поступка героя.      
  Н. Носов. Карасик. Характеристика героев произведения.      
  М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.      
  М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии.      
  Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа.      
  Контрольная работа по разделу «Люби все живое».      
  Картины русской природы      
  Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.      
  Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.      
  М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.      
  А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.      
  И. Бунин. Первый снег. В. Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.      
  Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.      
  Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.      
  Семейное чтение. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…» Краски осени.      
  Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.      
  Великие русские писатели      
  Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов об А. С. Пушкине.      
  А. С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.      
  И. Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.      
  А. С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.      
  Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.      
  А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.      
  Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой.      
  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки.      
  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности сюжета. Структура сказочного текста.      
  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения.      
  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка литературной сказки.      
  А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.      
  Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».      
  И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.      
  И. А. Крылов. Чиж и голубь.      
  Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.      
  Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.      
  Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.      
  Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.      
  Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.      
  Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов      
  Самостоятельное чтение. Произведения из «Азбуки» Л. Толстого «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.      
  Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию.      
  И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии. А Барто «Квартет» Создание текста-рассуждения.      
  Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие».      
  Литературная сказка      
  Авторские (литературные сказки) В.И. Даль. Девочка Снегурочка.      
  В. Одоевский. Мороз Иванович.      
  В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.      
  Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.      
  Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. Б.Заходер «Вини-Пух»      
  Р.Киплинг «Братья Маугли»      
  Р.Киплинг «Братья Маугли»      
  Дж. Родари. Волшебный барабан.      
  Дж. Родари. Волшебный барабан. Создание своего окончания сказки.      
  Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.      
  Тим Собакин. Лунная сказка.      
  Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе      
  С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.      
  С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.      
  Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.      
  Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».      
  Картины родной природы      
  Т. Коти. В родном краю.      
  Пишем рассказ «В родном краю».      
  Б. Заходер. Что такое стихи?      
  И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.      
  С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.      
  С. Есенин. С добрым утром.      
  Ф. Тютчев «Весенняя гроза»      
  Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу. Сочинение по одной из картин.      
  М. Пришвин. Золотой луг.      
  А. Толстой «Колокольчики мои…»      
  Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».      
  Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».      
  Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.      
  Г. Юдин «Поэты». Я. Аким «Как я написал первое стихотворение»      
  Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии»      
  Регион. компонент Тамбовские писатели - детям      
  Обзорная лекция «Край наш Тамбовский»      
  Знакомство с биографией и творчеством С.С. Милосердова.      
  С.С. Милосердов. "Колосья", "Все родники в России певчие".      
  С.С. Милосердов. "Июль", "Солома"      
  Знакомство с биографией и творчеством П.Ф. Шаповалова.      
  П.Ф. Шаповалов. "Необыкновенные свидания", "Уточка".      
  П.Ф.Шаповалов "Обманчивые ягоды", «Свет весны».      
  П.Ф.Шаповалов. "Раненая мать".      
  Знакомство с биографией и творчеством И.В. Шамова      
  И.В.Шамов. «Тополёк", "Первый луч".      
  И.В.Шамов "Заря космической весны", "Русский лес".      
  И.В. Шамов. "Зелёной кружевной каёмкой".      
  Знакомство с биографией и творчеством М.А. Белаховой. "Драгоценный груз".      
  М.А.Белахова. "Пожар в самолёте".      
  М.А.Белахова. "Ничего особенного"      
  М.А.Белахова. "Дела попутные", "С одной фарой".      
  Творчество талантливых земляков      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: