Программированное обучение




Частично некоторые недостатки традиционного обучения устраняются с помощью программированного обучения, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х г.г. В основе программированного подхода лежат три представления об обучении:

 

как о процессе управления,

как об информационном процессе,

как о процессе индивидуализированном.

Программированное обучение в своей основе имеет обучающую программу, в которой строго систематизируются:

 

● сам учебный материал;

● действия учащегося по его усвоению;

● формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольшие по объему логически завершенные учебные дозы, после усвоения каждой дозы учащийся отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ из некоторого числа заранее заготовленных преподавателем-программистом ответов, либо с помощью заданных символов, букв, цифр конструирует ответ самостоятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходимость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

 

Выделяют линейные и разветвленные программы. В линейных программах каждый учащийся изучает одинаковую для всех, одну и ту же последовательность учебных доз.

 

Работая по разветвленной программе, каждый учащийся приходит к заданной цели обучения различным путем в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как после каждой учебной дозы в зависимости от характера ответа на контрольный вопрос учащийся переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые "ветви" программы. Боковых ветвей может быть несколько, они со держат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, восполняют "пробелы" знаний. После прохождения той или иной "ветви" учащийся возвращается на основной "ствол" программы. Наиболее сильные учащиеся движутся по основному стволу программы, более слабые - с заходом на боковые ветви.

 

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) программы, причем этот переход происходит на основе учета всех предыдущих ответов и ошибок ученика. В адаптивную обучающую программу закладывается схема анализа ответов учащихся, серия параллельных подпрограмм, в которых предусмотрена возможность изменения способа подачи информации, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов и т. п. в зависимости от индивидуальных особенностей и ответов ученика.

 

Разработанная обучающая программа может быть реализована с помощью машины - технического устройства, с помощью ЭВМ либо с помощью программированных учебников, построенных по типу "перепутанные страницы" (в зависимости от своего ответа ученик переходит к определенной странице учебника).

 

Основные принципы и достоинства программированного обучения:

 

● дозированность учебного материала,

● активная самостоятельная работа ученика,

● постоянный контроль усвоения,

● индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала,

● возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.

Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программированного обучения - выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

 

Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К техническим средствам обучения (ТСО) относятся различные приспособления, машины и системы в сочетании с учебно-дидактическими материалами, используемые с целью повышения эффективности учебного процесса. Выделяют:

 

● информационные ТСО - технические средства предъявления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.),

● контролирующие ТСО,

● обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл управления обучением, представленный обучающей программой, реализуют программированное обучение.

Автоматизированные обучающие системы (АОС) могут реализовать линейные, реже - разветвленные программы. Автоматизация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ. АОС на базе ЭВМ ведет процесс обучения в диалоговом режиме, где ЭВМ реализует последовательность учебных доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов учащихся на контрольные вопросы.

 

Дистанционное обучение

В связи с интенсивным развитием информационных технологий, и особенно интернет-технологий, проблема развития дистанционного обучения приобретает особую значимость.

 

Дистанционное (дистантное) обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Исторически, дистанционное обучение означало заочное обучение. Однако сейчас - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи.

 

Удобства дистанционной формы обучения: - обучение в психологически комфортной, привычной для вас обстановке за вашим компьютером.

 

- индивидуальные сроки и темп обучения.

 

- высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя.

 

- преодоление территориальных и временных ограничений.

 

Дистанционное образование тесно связанно с дистанционным обучением.

 

Принято считать, что дистанционное образование - это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение - это процесс получения знаний (за него ответственен ученик).

 

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

 

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: web-чат, ICQ, IRC (Internet Relay Chat), интерактивное TV, web-телефония, телеконференции NetMeeting, Telnet.

 

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/видео кассетах, дискетах, CD-ROM, электронной почте, web-страницах, FTP, web-форумах (электронная доска объявлений), Гостевых книгах, Телеконференции Usenet (подписка на группы новостей).

 

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

 

По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

 

- рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);

 

- рассылка аудио- и видео- кассет, дискет, CD-ROM;

 

- средствами аудио графики (интерактивные доски, а также учебное кино, радио, телевидение);

 

- через интерактивное Web TV и видео конференции;

 

- через телеконференции Usenet, IRC.

 

- через электронную почту и листы (списки) рассылки;

 

- через web-страницы;

 

- через чат, web-форум и гостевую книгу.

 

В последнее время интернет активно вытесняет другие формы дистанционного обучения. Это связано с тремя обстоятельствами:

 

1) Техническое развитие интернет-технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель;

 

2) Простота подключения к сети интернет,

 

3) Относительно низкая стоимость подключения.

 

Наиболее эффективно с помощью дистанционного обучения можно решать следующие задачи: приобщение учителей из регионов к опыту и разработкам ведущих специалистов страны в области новых технологий в образовании. А затем уже эти учителя смогут передать полученные знания, разработки и опыт своим непосредственным ученикам. Причем не надо будет выезжать за пределы своего города и даже школы - лучшие учителя сами придут к ним посредством связи через интернет. Это резко ускорит передачу передового опыта и значительно расширит степень его распространения и внедрения в образовательный процесс.

 

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанцинных учеников, наличие у дистанционных учителей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

 

Оптимальные результаты дистанционного урока могут быть получены, когда:

 

Тщательно разработан высокоинформативный, понятный, хорошо иллюстрированный учебный ресурс и его локальная версия.

Инструкция локальным координаторам и учащимся составлена грамотно и с учетом особенностей урока.

Локальный координатор добросовестно выполняет свои функции, делает всё возможное для помощи учителю, чей урок он проводит.

Учащиеся хорошо подготовлены и владеют предложенным материалом.

Связь учителя с локальным координатором через интернет осуществляется без сбоев и всеми доступными способами.

Проведению урока не мешают внешние отвлекающие факторы.

Очень часто дистанционные уроки применяются по отношению к тем детям, которые пропускают занятия по болезни, или в отношении детей-инвалидов.

Вместе с тем, дистанционные занятия не имеет смысла применять для обучения некоторым особым видам творческой деятельности, например, игре на музыкальных инструментах, танцам, пению, живописи, и вообще там, где обязательно требуется непосредственный контакт ученика и учителя, а без этого качество дистанционного обучения будет невелико.

 

Для проведения дистанционных уроков в реальном времени (синхронно) наиболее удобно и просто использовать чат, особенно для групповых занятий. Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При асинхронной форме проведения дистанционных уроков наиболее эффективно использование E-mail. При этом по E-mail можно пересылать документы как от учителя к ученику, так и обратно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: