Биография Антонио Пласидо Гильем Гауди-и-Курнет (Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet) — гений архитектуры, произведения которого стали достоянием Испании и всего мира. Мастер родился 25 июня 1852 года в Каталонии (Cataluña), в городе Реус (Reus) (возможно, Риудомс (Riudoms) в 4 км от Реуса), что рядом с Таррагоной (Tarragona). Гауди всю жизнь сохранял чувство родины, большинство работ в стиле модерн, имеющие причудливо-фантастические формы, находятся в Барселоне (Barcelona). Детские годы. Антонио стал пятым ребенком в семье котельного мастера Франсеска Гауди-и-Серра и Антонии Корнет-и-Бертран. Вся семья отличалась слабым здоровьем. Два старших брата умерли в младенчестве, третий скончался в 1876 году, вскоре за ним — мать. Дольше всего прожила сестра. Будущий архитектор также рос слабым ребенком. В раннем возрасте перенес воспаление легких, спровоцировавшее ревматический артрит. Гауди долго восстанавливался, и его первые воспоминания были связаны со словами врача о его здоровье.Начиная с 1863 года, он посещает монастырскую школу в Реусе Коллеж де лос |
Падрес Эсколапиос. Из-за болезненности у Гауди было не так много друзей, ближайшие — Тода и Рибера. Вместе с ними он мечтал восстановить Поблет. Слабое здоровье сделало доступным для Антонио всего одно развлечение — прогулки, и страсть к ним он сохранял всю жизнь. Не имея возможности играть с детьми, юный гений открыл для себя мир природы, ставший его вдохновителем при решении самых сложных архитектурных задач. Во время учебы в школе у Гауди проявляется художественный талант. Он расписывает кулисы школьного театра. А в 1867 году в школьном еженедельнике «Эль Арлекин», вышедшем тиражом всего 12 экземпляров, публикуется несколько рисунков гения. В 1968 году архитектор заканчивает школу. С 1869 по 1874 Гауди переезжает в Барселону и проходит архитектурные подготовительные курсы в Барселонском университете на Естественнонаучном факультете. Обучение и становление. В 1870 году планируется реставрация монастыря Поблет, о которой так мечтал Гауди. Архитектор разрабатывается для настоятеля эскиз герба. В 1873 году Гауди поступает Провинциальную школу архитектуры в Барселоне. В 1876 году умирает старший брат и мать архитектора. К моменту окончания школы архитектуры в 1877 году создано огромное количество эскизов и проектов: причал для судов, Центральная больница Барселоны, ворота кладбища. Вплоть до 1882 года, пока Гауди трудился чертежником под началом Франциско Вильяра и Эмилио Сала, он изучал ремесла, создавал мебель для собственного дома и выполнял другую мелкую работу. За это время участия в конкурсах не приносили результатов. В 1878 году Гауди, наконец, заметили, и он получает первый общественный заказ — уличный фонарь Барселоны. Уже в 1879 году проект был реализован. 15 марта 1878 года Гауди становится дипломированным архитектором. В этом же году поступает заказ от Эстеве Комелья на оформление витрины магазина перчаток. Результат привлек внимание промышленника Эусебио Гуэля. Этот же период отмечен работой над проектом поселка в Матаро для рабочего кооператива, его даже экспонировали на Всемирной выставке в Барселоне. Гауди уделяет внимание изучению старых памятников архитектуры в окрестностях Барселоны. Архитектор посещает экскурсии вместе каталонским «Центром экскурсантов», членами каталонской Ассоциации архитекторов. В это время поступает первый крупный заказ на строительство особняка от Мануэля Висенса-и-Монтанера. В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, на старости лет стал женоненавистником. Признание и самые значимые постройки. В 1881 выходит единственная журналистская работа Гауди в газете «La Renaixenca», она посвящена выставке прикладного искусства. Закончен и печатается в типографии Хепуса проект «Обрера Матароненсе» — рабочего поселка. В конце XIX века в Европе расцветает неоготический стиль, и архитектор приходит в восторг от новых идей. Сильное влияние на почерк оказало творчество Виолле-ле-Дюка, восстанавливавшего Нотр-Дам-де-Пари и английского искусствоведа Джона Рескина. С не меньшим интересом Гауди изучал архитектуру Барселоны, особенно неоготические работы Жоана Марторела. В 1882 году состоялось их знакомство, гений долго находится под влиянием знаменитого испанца. Именно по протекции Марторела Антонио Гауди утвержден в 1883 году (3 ноября) архитектором Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Família), после ухода Франсиско дель Вильяра. Параллельно с этим разрабатывается первый проект для Гуэля — Охотничий павильон около Ситжеса(Sitges). В 1883 году были начаты работы над Домом Висенса (Casa Vicens). Параллельно велась постройка Эль Каприччо (Capricho de Gaudí) для Максимо Диаса де Кихано — это загородный дом в Комильясе под Сантандерой. Проекты считаются стилистическими близнецами, относятся к раннему модерну. Отличительной чертой каждого является богатый декор. Дом Висенса получился более нарядным, Эль Каприччо — скорее причудливым, что не умаляет его прелести. Работы закончены в 1888 году. В 1884-1887 года Гауди проектирует и претворяет в жизнь конный двор и въездные ворота в Лес Кортс — поместье Гуэля. Заказ имеет по-настоящему большое значение и результаты лишь подтверждают желание промышленника сотрудничать. Убедившись в таланте Гауди, в 1886 году Гуэль заказывает ему строительство Дворца в Барселоне. Именно Дворец Гуэля (Palau Güell) приносит мастеру известность среди буржуазии. Он превращается из обычного строителя в модного архитектора, ставшего символом «непозволительной роскоши». Игра с пространством, ведущим себя как живая материя, впечатлила заказчика. В период строительство Гауди совершил путешествие по Андалузии, а затем и Марокко в свите маркграфа Комильяса. Работы над Дворцом Гуэля завершены в 1889 году. С 1887 по 1893 мастер задействован в строительстве Епископского дворца в неоготическом стиле в городе Асторг в Кастилии. Но здание оставалось недостроенным до 1915 года, так как архитектор из-за разногласий с капитулом в 1893 году отказался от руководства проектом. Параллельно в 1888-1889 годах Гауди работает с готическо-крепостным проектом монастырской Школы святой Терезии в Барселоне. Приблизительно в этот же период с 1891 по 1892 год строится под его руководством Дом Ботинес в Леоне. Выкраивая время между визитами на стройку, архитектору удается посетить Танжер и Малагу для ознакомления с участком, на котором должно было вестись строительство для Францисканской Миссии. Но проект остался неосуществленным. В 1893 году скончался епископ Хуан Баутист Грау-и-Вальеспиноса, заказавший Гауди дворец в Асторге. Мастера пригласили создать проект надгробной плиты и катафалка. Современники отмечают, что Гауди был ревностным католиком и строго соблюдал пост. Именно эта причина на фоне слабого здоровья вызвала серьезное ухудшение общего состояния. Процесс выздоровления был трудным и сильно повлиял на внутренний мир архитектора. С 1895 по 1901 год Гауди возводит множество построек для Эусебио Гуэля. Долго оставалась неизвестной его причастность к хозяйственным постройкам и винным погребам в Гаррафе. Считалось, что над ними работал только его друг Франсеск Беренгер-и-Местрес. В 1898 году Гауди создает проект церкви Колонии Гуэля, но возводит только лестничный комплекс и Крипту. Здание долго стояло недостроенным, и было завершено лишь в 1917 году. Одновременно с этим в 1898 году для промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в Барселоне строится Дом Кальвет (Casa Calvet) в псевдобарочном стиле. Дом был достроен в 1900 году и получил муниципальный приз как лучшее здание года. Эта награда стала единственной при жизни Гауди. 1900 год был знаменательным для архитектора, и он проектирует скульптурный ансамбль для каталонской святыни — Монастыря Монсеррат. Рука мастера видна в оформлении алтарной часовни. Все в том же 1900 году поступает заказ от Марии Сагес на постройку загородного дома на месте королевской резиденции Марти I. Для проекта было выбрано необычное решение — средневековый замок. Так как строительство велось на берегу Средиземного моря и на вершине холма, дом получил название «Бельесгуард», что переводится как «красивый вид». Работы окончены в 1909 году. На первый взгляд постройка, кажется, очень простой, но на самом деле Гауди соединил в ней окружающий пейзаж и мертвую конструкцию. Смесь мудехара и неоготики перекликается с Домом Висенс и Эль Каприччио. 1900 год был по-настоящему насыщенным. Гуэль заказал Гауди создание огромного парка в Грасиа, являвшегося на тот момент пригородом Барселоны. По замыслу промышленника это должен был быть английский парк, отдушина от индустриализации, и одновременно с этим стихийный романтический сад. На одном из участков впоследствии поселился и сам архитектор с племянницей. Грандиозные работы над Парком Гуэля (Park Güell) были завершены в 1914 году вместе с оформлением территории у главного входа, аллей и большой террасы. Однако не удалось реализовать масштабный замысел Гуэля о возведении нового зеленого жилого района. Гауди одновременно работал сразу над несколькими проектами. Так, в 1901 году поступил заказ от фабриканта Миральеса на проектировку стен усадьбы и въездных ворот. С 1903 по 1914 год архитектор руководит реконструкцией собора в Пальма-де-Мальорка, создает для него интерьер. С 1904 по 1906 Гауди реконструирует Дом Батло (Casa Batlló) в Барселоне. Текстильный магнат хотел снести старое здание, но архитектор предпочел оставить боковые стены, зато вложил в фасады и внутреннюю отделку всю свою причудливую фантазию. Это первый проект, который нельзя отнести к какому-то конкретному архитектурному стилю. Вместе с Домом Батло родился и уникальный стиль Гауди. Как упоминалось ранее, архитектор в 1906 году переезжает в один из домов Парка Гуэля, но не по причине тщеславия, мастер был очень скромным, а из-за болезни отца. Все же 29 октября 1906 году отец Гауди умирает. С 1906 по 1910 год ведутся работы над Домом Мила (Casa Milà) — еще одним необычным проектом. Архитектор хотел построить дом, подобный живому существу, в котором бы пространство не было статичным, а развивалось и перерождалось. Замысел Гауди вполне удался, хотя в штыки воспринимался современниками. Слава каталонского архитектора вышла далеко за пределы страны. В 1908 году поступил заказ из Нью-Йорка на возведение отеля. Но работы закончились на этапе прорисовки эскизов, предлагающих смелое и неординарное решение. Параллельно Гауди занимался проектированием капеллы при Школе святой Терезии, но руководство учебного заведения забраковало проект. Также в 1908 году возобновляется постройка Крипты Колонии Гуэля, что в Санта Колома. Все это время, начиная с 1882 года, идет строительство Саграда Фамилия. В 1909 году мастер решает создать временную школу для детей прихожан храма. Особенностью строения стало обилие криволинейных форм и отсутствие перегородок. В 1910 году под эгидой Национального общества изящных искусств состоялась единственная крупная прижизненная выставка в Париже, на которой были представлены разнообразные проекты Гауди. В 1912 году умирает слабая здоровьем племянница архитектора Роза Эгеа-и-Гауди, ей было 36 лет. В 1914 году скончался близкий друг и соратник — Франсеск Беренгер-и-Местрес. После перерыва возобновлено строительство Саграда Фамилия. Смерть. 7 июня 1926 года одинокий неухоженный старик, в которого превратился великий Гауди, по дороге на церковную службу попал под трамвай. Через три дня, 10 июня, гения не стало. Он с почестями похоронен в недостроенном Храме Святого семейства — проекте всей его жизни, где можно увидеть его могилу и посмертную маску. |
Семья
|
|
|
Отчий дом.
Рождение Антонио Гауди-и-Корнета, как и его смерть, сопровождалось неразберихой, что впоследствии вызвало много споров. 25 июня 1852 года у Франсиско Гауди и его жены Антонии Корнет, жителей города Реус, родился сын. Его крещение было необычно поспешным. Это был пятый ребенок Антонии, но до этого у нее в течение трех месяцев умерли пятилетняя дочь Мария и двухлетний сын Франсиско. Беременность Антонии протекала трудно. Роды были травматическими, и, чтобы спасти душу младенца, его сразу же отнесли в церковь Святого апостола Петра.
Дело было в небольшом городке Реус, что находится в курортном ныне районе Коста Даурада, в десяти километрах от прибрежного города Таррагона. 25 июня 1852 года в семье Франсеска Гауди-и-Съерра и Антонии Корнет-и-Бертран родился мальчик. В честь матери маленького сынишку назвали Антонио. А по испанской традиции он получил двойную фамилию — по фамилии отца и матери, то есть Гауди-и-Корнет.
Отец Антонио был потомственным кузнецом (его специальностью была не только ковка, но и чеканка по меди). И он довольно рано научил сына понимать красоту предметного мира, а заодно привил любовь к рисованию и архитектуре.
Брак Антонии и Франсиско был заключен из практических соображений. Он соединял представителей двух династий котельщиков и позволял отцу Антонии, Антонио Корнету, отойти от дел, передав свой бизнес в надежные руки зятя. Этот брак являлся свидетельством узости социального круга, который ограничивался в основном ремесленниками примерно одного социального положения. Реус был маленьким городом с населением около 27 000 человек; короче говоря, провинциальным.
Личная жизнь.
В 1879 году умирает сестра Гауди — Розита Гауди де Эгеа, оставив после себя дочь. Архитектор забирает племянницу к себе в Барселону. Сам он никогда не был женат, и, по отзывам современников, на старости лет стал женоненавистником. Своих детей у него никогда не было.
Семья Гуэль.
За всю свою жизнь архитектор сильнее всего сблизился с семьёй Гуэль. В качестве ценителя искусств, мецената дон Эусебио мог играть более активную роль в культурной жизни Барселоны. Сравнивая Гуэля с правителем эпохи Возрождения, Гауди был недалек от истины. Единственная реальная разница между ними заключалась в том, что двигателем успеха Гуэля была не война и не унаследованные земли, а промышленность. Существует две Версии истории знакомства Антонио Гауди с человеком, во многом определившим его творческую судьбу, — с Эусебио Гуэлем. Согласно первой, «почти официальной», в 1878 году Гуэль приехал на Всемирную выставку в Париж. И, осматривая испанский павильон, обратил внимание на проект молодого и никому не известного архитектора из Барселоны. Это был рабочий поселок Матаро, проект поселения, созданный Гауди по заказу одноименного кооператива. Этот поселок остался лишь на бумаге и в макете, но на посетителей выставки произвел большое впечатление. В проекте поселка рабочего кооператива, созданного Гауди, Гуэля подкупило не только мастерство молодого архитектора и необычное сочетание экспериментальной формы и практичности, сколько обращение Аитонио к проблеме, которой в то время мало кто придавал значение. Гауди создал проект не замка, не богатого особняка, а жилища для людей труда, заботясь о том, чтобы простые труженики жили в красоте и имели необходимые удобства. Внимание Гауди к социальным аспектам жизни вызвало у мецената не только интерес, но и глубокое уважение. Почувствовав талант этого человека, Гуэль решил помочь Гауди пробиться. Некоторые видят в доне Эусебио Гуэле влиятельного «имама», подобного властному бородатому патриарху, который оберегал женскую часть семьи и поощрял их жить «как растения-паразиты». Но он также гордо говорил о себе (на английском) как о сыне «человека, выбившегося из низов». Крестьянская расчетливость отца нашла отражение в тщательно регулируемой щедрости Эусебио Гуэля. Связи Гауди с кланами Комильяс и Гуэль значительно укрепились во время постройки Эль-Каприччио, летнего дома в стиле «неомудехар». Но только в 1883 году, когда Гуэль купил на окраине Барселоны поместье, Гауди превратился в его семейного архитектора. На фоне «Атлантиды» Вердагера (произведение каталонского поэта и близкого друга архитектора) Гауди приступил к выполнению своего первого большого заказа для Гуэля. Отцу Гуэля уже принадлежало большое поместье Les Corts de Sarria, и приобретение нового еще больше расширило присутствие семьи на юго-западной окраине города. Дон Эусебио поручил все работы Гауди. Это был грандиозный комплекс с будкой привратника, внутренними конюшнями и спортивной площадкой, существующими и поныне. В августе 1901 года Гауди приступил к модернизации дома маркиза и маркизы Кастеллодорсиус. Этот дом, к сожалению, разрушенный во время гражданской войны, мог служить еще одним свидетельством выгод, которые приносила связь с семьей Гуэль-Комильяс. Бывшая донья Исабель Гуэль вышла замуж за представителя древней каталонской аристократической фамилии, и это окончательно закрепило стремительный, занявший всего лишь три поколения взлет семьи Гуэль от крестьянина до аристократа. Во многих отношениях Исабель Гуэль была любимицей Гауди. Нежно любящая отца девушка была талантливой музыкантшей и часто устраивала концерты в особняке Гуэль.
Отношения с обществом
Привыкнуть к ритму и нюансам общественной жизни города было трудно. В Барселоне, особенно во второй половине девятнадцатого века, развилась жесткая классовая система (основанная на ставшей предметом поклонения английской модели). Имея дополнительный доход от работы, Гауди быстро приобрел репутацию привередливого, наманикюренного щеголя, признающего лишь самое лучшее. Лайковые перчатки он покупал в магазине Эстебана Комеллы на улице Авиньо. У Арнау на Ноу де ла Рамбла держали специальную шляпную болванку из дерева для примерки сделанных по индивидуальному заказу мягких фетровых шляп, соломенных канотье и черных шелковых цилиндров, которые особенно любил Гауди. Ходили слухи, что Гауди был так изнежен, что брату Франсиско приходилось разнашивать его туфли, чтобы избавить его от бурситов, волдырей и мозолей. Однако это не вяжется с образом юноши, любившего прогулки по городу и способного часами бродить по каменистой равнине в поисках архитектурных или археологических находок. Наиболее вероятным объяснением этой выдумки в стиле Пруста может быть то обстоятельство, что братьям Гауди приходилось делиться одеждой, и младший был вынужден довольствоваться обносками старшего. Наголодавшись в студенческие годы, испытав на себе удручающую бедность (Гауди стеснялся обращаться за помощью к родителям, понимая, что отец и сам зарабатывает жалкие гроши, чтобы содержать еще и великовозрастного сына), Антонио, впервые в жизни получив приличный гонорар за первые заказы, решил стать состоятельным человеком... То есть — что значит «решил стать»? Богатства или даже элементарной финансовой стабильности он так пока и не добился. Но все деньги стал тратить на хорошую одежду и приличную квартиру. Ему очень хотелось выглядеть преуспевающим молодым архитектором (не будем забывать о возрасте — Гауди был еще и потенциальным женихом). Обладая безупречным вкусом (иного и быть не может, когда речь идет о художнике такого уровня), Гауди покупал самые простые вещи, которые умел носить с некоторым шиком. Он выглядел намного старше своих лет, но и богаче, состоятельней, чем был на самом деле. Тем разительней перемены, которые произошли с Гауди в зрелом возрасте. В конце жизни он перенёс тяжёлую болезнь, потерю почти всех близких ему людей, столкнулся с безденежьем и отсутствие интереса и внимания к его работе. После всех потрясений которые ему пришлось пережить Гауди очень изменился. Поэтому к концу жизни он совсем перестал обращать внимание на то, как он одет. И мнение окружающих о его внешности попросту не интересовало.
Взгляды на религию.
Загадка, относящаяся к самой сути характера Гауди, заключается в том, был ли он в молодости антиклерикалом. Есть свидетельства того, что он являлся одним из центральных фигур бунтарской tertulia — неформального дискуссионного клуба, члены которого забавлялись тем, что оскорбляли священнослужителей и высмеивали религиозные процессии, — собиравшейся в знаменитом кафе «Пелайо». Создается впечатление, что большинство историй о связи Гауди с «Пелайо» идет из одного источника — желчного и скандального сплетника, учителя и какое-то время коллеги Гауди Доменеча-и-Мун-танера. Горячность и бунтарство — достаточно распространенное явление среди студентов, как и освященное столетиями право высмеивать духовенство во время карнавала. Если же антиклерикализм Гауди имел более глубокие корни, то в этом нет ничего нового. В остросатирических «Каприччос» Гойи гравюры последовательно снимают покровы с духовенства, представляя отцов церкви лицемерными, жестокими и необыкновенно жадными паразитами на теле общества.
Краткая справка. Антиклерикали́зм (от греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования.
В «Manuscrito de Poble» Тода и Гауди выступали против «зловещей власти черных стервятников». Но антиклерикальные тенденции здесь можно усмотреть только в том случае, если под «черными стервятниками» понимать священнослужителей, — с такой же легкостью это определение можно отнести к осквернителям надгробий и монастырей. Однако в соседнем куплете мы читаем: "Мы низвергли трон на головы священников, Которые пожирают нацию, как дикие звери". Он не был атеистом, как не был атеистом его отец. Старшего и младшего Гауди можно назвать сомневающимися, но все же религиозными людьми. Церковь Антонио посещал с детства — благодаря настоятельным призывам матушки. Но, рано обретя собственный взгляд, он все подвергал сомнению, в том числе и религиозные догматы. В годы учебы и первое время самостоятельной работы Гауди сохранял ироничное отношение к католической церкви. Он не посещал храма, хотя был вынужден работать над проектами церковных строений. Антиклерикальные идеи — это протоптанная тропинка девятнадцатого века, на которой первоначальное отвержение католической веры предваряло духовный и религиозный поворот на 180 градусов. Касанеллес описывал тогдашнего Гауди как «одновременно сангвиника и эпикурейца, любителя вкусной еды, завсегдатая гостиных... антиклерикала, равнодушного к религии, и если не законченного атеиста, то, по крайней мере, тронутого налетом неверия». Но вскоре наступили перемены, в которых стоит разобраться. Гауди всю жизнь считая себя истинным патриотом. Каталония была не просто его родиной — она была его главной любовью. На середину XIX века пришлось возрождение Каталонии и Барселоны. К этому привела быстрая индустриализация края — заводы и фабрики росли, как грибы после обильного дождя. Население Барселоны за десять лет выросло вчетверо. Резко изменилось соотношение промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Все это привело к притоку в Каталонию жителей других провинций Испании. Гауди с тревогой наблюдал процесс размыкания национальных особенностей Каталонии. Не стесняясь называть себя националистом, архитектор видел выход, прежде всего, в возвращении к религиозным ценностям. Именно это и стало главной силой, подтолкнувшей его к вере. К сорока годам от агностического скептицизма Гауди мало что осталось.
Отношение к деньгам.
В ходе строительства своих домов Гауди часто менял проект прямо на строительной площадке. Он был прирожденный импровизатор, обладавший уникальным даром интуитивного предвидения. Ни одна из экспериментальных находок Гауди не привела к ослаблению конструкции здания, хотя часто выглядела «воздушной фантазией», которая неизбежна шла во вред практической основе дома. Экспериментировал он и во время строительства едва ли не самого «консервативного» своего творения—дворца Гуэля. И эти эксперименты многократно повышали стоимость строения — очень часто Гауди, явившись утром после ночного озарения, приказывал строителям разрушить только что возведенные фрагменты и начать их заново, ориентируясь на устные указания архитектора и на свежие карандашные наброски. Больше всего расточительность Гауди расстраивала управляющего Гуэля. Он говорил: «Я набиваю карманы дона Эусебио, а Гауди их опустошает». Гуэль терпеливо выслушивал жалобы управляющего и в ответ лишь улыбался. А когда тот стал особенно настойчив, Гуэль просмотрел смету и удивленно сказал: «И это все? Пусть Антонио тратит столько, сколько хочет!» И тема финансирования проекта была надолго закрыта. Благодаря щедрости Гуэля практически все заказанные им проекты Гауди выполнил до конца (за исключением тех, которые и не подразумевали практической реализации). А свое отношение к меценату Гауди выразил в надписи на фамильном гербе, который создал для Гуэля: «Вчера— пастух, сегодня —дворянин. Для Гауди Эусебио Гуэль был аристократом по рождению — несмотря на недворянское происхождение друга.