Особенности взаимодействия природы и общества




Методические указания

По выполнению домашней контрольной работы

Для студентов заочной формы обучения

по дисциплине « Экологические основы природопользования»

специальности 21/02017 « Подземная разработка месторождений полезных ископаемых »

 

Составитель

Русинова Галина Васильевна

преподаватель

 

 

Соликамск


Содержание

Введение  
1.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»  
2. Организация выполнения и оформления домашней контрольной работы  
3. Задания для контрольной работы  
Список литературы  
   
   
   

Введение

Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является естественнонаучной и направлена на формирование у студентов экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

Цель курса - Сформировать у студентов естественно-научную картину мира. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося -38 часов,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов - 16 часов; самостоятельной работы студентов - 22 часа.

Программой по дисциплине «Экологические основы природопользования»

предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы.

Аттестация по дисциплине в виде экзамена.

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого существования экосистем;

- задачи охраны окружающей природной среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков химических производств, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

 


Особенности взаимодействия природы и общества

Данная тема является вводной и должна дать представление о задачах учебной дисциплины.

При изучении дисциплины следует обратите внимание на проблемы, вызванные с загрязнением окружающей среды и состояние здоровья населения в России.

Современное экологическое состояние России можно определить как критическое, а в некоторых регионах приобрело характер экологического бедствия. Люди должны осознавать, что ухудшение окружающей среды представляет большую угрозу. Каждый человек должен заботься об обеспечении здоровой окружающей среды для себя, детей здоровой и достойной жизни.

В России наиболее неблагоприятными с точки зрения здоровья населения по- прежнему остаются города с высокой концентрацией промышленности. Состояние атмосферы, водных ресурсов сказывается на показателях заболеваемости.

Экология - это наука, изучающая отношения организмов между собой и с окружающей их природой, общие законы функционирования экосистем.

Экология как наука сформировалась в середине ХIХ века. В 1866 году немецкий ученый Эрнест Геккель ввел в научный обиход термин «экология» (в переводе с греческого oikos – дом, жилище, logos – учение, слово). В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, которые далека от первоначального понятия экологии, как биологической науки. В зависимости от размеров объектов изучения экологию делят на аутоэкологию (организм и его среда), популяционную экология (популяция и ее среда), синэкологию (экосистемы), глобальную экологию (учение о биосфере).

Методические указания:

Студент должен: иметь представление:

- об основных биосферных циклах веществ;

- об основных понятиях и законах экологии;

- об экологическом равновесии в экосистеме;

- о биологической продуктивности;

- основные законы экологии;

- характеристика, типы и структура экосистем;

- экологическая сукцессия;

- экологическое равновесие;

- биосфера ее составные части.

Природные ресурсы и основы рационального природопользования.

Основные биосферные циклы. Законы экологии. Биологическая продуктивность. Типы и структура экосистемы. Автотрофы и гетеротрофы. Пищевые цепи. Взаимоотношения между организмами. Экологическое равновесие. Экологические сукцессии. Биосфера и ее составные части. При изучении данной темы необходимо усвоить закономерную взаимосвязь между живыми организмами и средой обитания. Знать структуру экологических систем и типы экосистем. Привести примеры пищевых цепей и сетей. Дать определение и условия выполнения экологического равновесия. Рассказать о видах экологических сукцессий.

Методические указания:

Необходимо иметь представление о биосфере и ее функциях. Литосфера – твердая оболочка земли. Атмосфера – газовая оболочка земли. Гидросфера – водная оболочка земли.

Обучающийся должен знать:

- о современном состоянии окружающей среды и планеты;

- о природоресурсном потенциале;

- о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении;

- о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.

- что такое: экологический кризис;

- о глобальных негативных явлениях;

- о решении экологических проблем;

- о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

- об основных источниках загрязнения окружающей среды.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация.

 

Основы промышленной экологии

Экологизация народного хозяйства. Безотходные и малоотходные технологии. Принципы безотходных производств. Альтернативы решения энергетических проблем. Рациональное природопользование. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Методические указания

При изучении этой темы обратить особое внимание на основные типы загрязняющий окружающей среды, состав основных промышленных выбросов и сбросов различных производств и состав отходов различных производств.

Размещение производственных сил определяется действием отдельных экономических законов, хотя в специальной экономической и экономико-географической литературе по этому случаю речь идет не о законах, а о закономерностях размещения производства, которые фактически являются пространственным проявлением отдельных экономических законов.

Правовые вопросы экологической безопасности

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвекции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Понятие экологического права.

Экологическое воспитание и культура населения.

Методические указания

При изучении этой темы вам необходимо знать основные положения закона РФ «Об охране окружающей среды». Рассказать о Водном, Земельном, Лесном кодексе. Нужно отметить, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Вы должны знать, в каких случаях юридическое или физическое лицо несет те или иные виды ответственности и наказания.

Следует отметить Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991года. В нем заложены принципы обеспечения экологических и экономических интересов населения и хозяйствующих субъектов, их заинтересованность в охране окружающей среды. В Законе также предусмотрен механизм контроля за соблюдением природоохранного законодательства, административные и экономические меры воздействия на нарушителей.

В Конституции РФ (ст.9) записано: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

Природоохранное законодательство должно обеспечивать права человека на здоровую среду обитания, чистые продукты питания и жильѐ, свободный доступ информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов, а также гарантировать права будущих поколений.

 

Управление и контроль за состоянием окружающей среды

Понятие экологического риска и экологической безопасности.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Мониторинг атмосферного воздуха и осадков. Мониторинг земель. Мониторинг водных ресурсов.

Организация системы мониторинга окружающей среды в Российской Федерации. Виды и методы наблюдений. Оценка состояния и прогнозирование загрязнения окружающее среды на производственном объекте. Оценка рисков от загрязнения окружающей среды.

Методические указания

При изучении этой темы необходимо знать определения: экологический риск, экологическая безопасность, экологический мониторинг. Следует ознакомиться с классификацией мониторинга. Знать задачи и цели экологического мониторинга. Когда и как образовалась Единая Государственная Система Экологического мониторинга.

Экологический мониторинг – это систематические наблюдения за компонентами окружающей среды, природными ресурсами, растительным и животным миром, позволяющие выявить их состояния и изменения под антропогенным влиянием.

Основные задачи экологического мониторинга:

- наблюдения за источниками антропогенного воздействия;

- наблюдения за факторами антропогенного воздействия;

- наблюдения за состоянием природной среды;

- оценка состояния окружающей среды;

- сбор и систематизация информации о состоянии окружающей среды.

В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

- служба наблюдений за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

- служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

- служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

- служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

- служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпидемнадзор России;

- контрольно-инспекционная служба Госкомэкология России и др.


1. Общие методические указания по выполнению контрольной работы по

Дисциплине

Контрольная работа по дисциплине «Экологические основы природопользования » выполняется студентами заочной формы обучения. Подготовке и написанию контрольной работы по данной дисциплине предшествует чтение лекций, самостоятельная работа, изучение литературных источников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: