Методические указания по организации самостоятельной работы




А. Экспресс-опрос

Цель – осуществление систематического контроля за подготовкой каждого студента, что активизирует самостоятельную подготовку, самообучение изучении курса.

Методические указания к экспресс-опросу:

  • Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по всем темам раздела. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

Б. Презентации докладов

Цель – повысить информативность и эффективность тематических докладов, увеличить

Темы презентаций докладов

  1. Наука древнего мира.
  2. Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.
  3. Естествознание Нового времени (XVII-XIXвв.).
  4. ЕстествознаниеXX–XXI вв.
  5. Принципы симметрии в естествознании.
  6. «Парадокс близнецов» в специальной теории относительности А. Эйнштейна.
  7. Естественнонаучные представления о путешествиях во времени.
  8. Эффект бабочки в теории хаоса.
  9. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.
  10. Вода и ее роль для живой природы.
  11. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
  12. Генетический паспорт человека.
  13. История жизни на Земле.
  14. Происхождение и эволюция человека.

Дополнительные темы для подготовки презентаций (для премиальных баллов):

  1. Формы и методы научного познания.
  2. Античная натурфилософия и ее место в истории естествознания.
  3. Развитие представлений о материи.
  4. Развитие представлений о движении.
  5. Развитие представлений о взаимодействии.
  6. Особенности биологического уровня организации материи.
  7. Геологическая эволюция.
  8. Хронобиология и хрономедицина. Влияние солнечной активности на общественные процессы.
  9. Проблемы биоэтики.
  10. Функциональная асимметрия мозга. Измененные состояния сознания.
  11. Ноосфера как этап развития биосферы
  12. Феномен жизни.
  13. Феномен человека. Естественнонаучные представления.
  14. Мегамир.
  15. Макромир.
  16. Микромир.
  17. Антропный принцип и его роль в естествознании.
  18. Эволюционно-синергетическая парадигма.

Методические указания к презентациям докладов:

  • В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
  • При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел УМК «Темы и краткое содержание курса».
  • Время выступлени я – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории.
  • Работа, оформленная в виде презентации Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается.

Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.

Название файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика. Объем работы – 12 - 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде основных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, рисунков, фотографий.

Слайд №1 должен содержать следующую информацию:

  • Название ВУЗа и кафедры, где выполнена работа.
  • Название доклада.
  • Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов.
  • Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.

Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.

Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу.Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.

Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны.

В. Экспертиза докладов:

Цель – сконцентрировать внимание студентов на прослушиваемых докладах, способствование возникновению доброжелательной и заинтересованной дискуссии.

Методические указания к экспертизе докладов:

  • Студенты во время представления докладов участвуют в их оценке, т.е. заполняют специальный бланк, в котором оценивают прослушанный доклад по информативности и оформлению, указывают, что им показалось интересным в прослушанном докладе, кратко формулируют содержание доклада. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

Г. Дискуссии (работа в «проблемной зоне»):

Цель – осознание студентами противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний.

Проводятся при изучении следующих вопросов:

Научный метод познания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

История естествознания, тенденции развития

Эволюция представлений о пространстве и времени

Специальная теория относительности (СТО). Общая теория относительности (ОТО).

Принципы симметрии, законы сохранения

Принцип возрастания энтропии

Происхождение жизни. Эволюция и развитие живых систем.

Генетика и эволюция

Человек в биосфере

Методические указания к работе в «проблемной зоне»:

а) Подготовка к работе в «проблемной зоне»:

Каждый студент готовится к аудиторному обсуждению указанных проблем и ИНДИВИДУАЛЬНО подбирает материал

  • Устно либо письменно в форме эссе (рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:
  • во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
  • во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;

б) Работа в «проблемной зоне»:

  • По предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы.
  • Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

Д. Написание эссе:

Цель – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Проводится по следующим темам:

  1. Почему в XXIвеке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?
  2. Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?
  3. Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.
  4. Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?
  5. Роль науки на разных исторических этапах.
  6. Роль естественных наук в XXIвеке.
  7. Значение нарушений симметрии в эволюции живого.
  8. Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.
  9. Возможны ли путешествия во времени с научной точки зрения?
  10. Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?
  11. «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.
  12. Проблема возникновения жизни на Земле.
  13. Человек – существо биологическое или социальное?
  14. Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире
  15. Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.
  16. Проблемы коэволюции человека и биосферы.
  17. Иерархичность природных структур как отражение системности природы.
  18. Проблемы эволюции Вселенной.
  19. Проблемы эволюции Солнечной системы.
  20. Проблемы эволюции планеты Земля.

Методические указания к написанию эссе:

  • В течение семестра студент обязан написать одно эссе в соответствии со своим вариантом (распределяется на занятии): 1-ый вариант – в.1; 2-ой вариант – в.2; 3-ый вариант – в.3; 4-ой вариант – в.4 и т.п.
  • Эссе выполняется на отдельных листах.
  • Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:
  • во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
  • во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
  • Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.

Е. Написание эссе:

Цель – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Проводится по теме:

Происхождение жизни. Эволюция и развитие живых систем.

Методические указания к проведению игры:

а) Подготовка к семинару:

  • В группе формируются пять микрогрупп, каждая из которых готовит защиту (и возможно презентацию) одной из предложенных концепций возникновения жизни на Земле.
  • В группе выбираются 3 эксперта, которым предстоит проанализировать все представленные концепции, выделив сильные и слабые стороны выступления «защитников» концепций, задать уточняющие вопросы и определить ту микрогруппу, которая максимально точно и научно обоснованно представила и защитила свою гипотезу.
  • Выбирается ведущий семинара, который устанавливает порядок выступлений и следит за регламентом.
  • От каждой микрогруппы необходимо приготовить по одному вопросу представителям других микрогрупп (концепций).

б) Процедура семинара:

Игра может проходить в форме научной конференции, круглого стола, телепередачи, ток-шоу и т.п. Можно ограничится простыми выступлениями представителей каждой концепции.

Методические указания по организации самостоятельной работы

А. Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой:

  • Программа дисциплины КСЕ (печатный и электронный вариант)
  • Материалы лекций и семинаров (электронный вариант)
  • КСЕ в схемах и таблицах ((электронный вариант)
  • Терминологический словарь (электронный вариант)
  • Справочные данные (электронный вариант)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: