А. Экспресс-опрос
Цель – осуществление систематического контроля за подготовкой каждого студента, что активизирует самостоятельную подготовку, самообучение изучении курса.
Методические указания к экспресс-опросу:
- Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса по всем темам раздела. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».
Б. Презентации докладов
Цель – повысить информативность и эффективность тематических докладов, увеличить
Темы презентаций докладов
- Наука древнего мира.
- Естествознание в эпоху Средневековья и Возрождения.
- Естествознание Нового времени (XVII-XIXвв.).
- ЕстествознаниеXX–XXI вв.
- Принципы симметрии в естествознании.
- «Парадокс близнецов» в специальной теории относительности А. Эйнштейна.
- Естественнонаучные представления о путешествиях во времени.
- Эффект бабочки в теории хаоса.
- Вселенная в разных масштабах: микро-, макро- и мегамиры.
- Вода и ее роль для живой природы.
- Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
- Генетический паспорт человека.
- История жизни на Земле.
- Происхождение и эволюция человека.
Дополнительные темы для подготовки презентаций (для премиальных баллов):
- Формы и методы научного познания.
- Античная натурфилософия и ее место в истории естествознания.
- Развитие представлений о материи.
- Развитие представлений о движении.
- Развитие представлений о взаимодействии.
- Особенности биологического уровня организации материи.
- Геологическая эволюция.
- Хронобиология и хрономедицина. Влияние солнечной активности на общественные процессы.
- Проблемы биоэтики.
- Функциональная асимметрия мозга. Измененные состояния сознания.
- Ноосфера как этап развития биосферы
- Феномен жизни.
- Феномен человека. Естественнонаучные представления.
- Мегамир.
- Макромир.
- Микромир.
- Антропный принцип и его роль в естествознании.
- Эволюционно-синергетическая парадигма.
Методические указания к презентациям докладов:
- В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.
- При подготовке сообщений обратите внимание на Раздел УМК «Темы и краткое содержание курса».
- Время выступлени я – 10-12 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории.
- Работа, оформленная в виде презентации Microsoft PowerPoint, должна соответствовать изложенным ниже требованиям к презентации, в противном случае балльная оценка снижается.
Файл презентации должен быть предоставлен на CD или с флеш-карты.
Название файла должно совпадать с Ф.И.О. докладчика. Объем работы – 12 - 20 слайдов. Материал должен быть представлен в виде основных определений, положений, тезисов, схем, таблиц, рисунков, фотографий.
Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- Название ВУЗа и кафедры, где выполнена работа.
- Название доклада.
- Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов.
- Фамилия, Имя, Отчество, учёная степень, звание, должность научного руководителя.
Последний слайд, используемый в докладе, должен содержать выводы (заключение) по проделанной работе.
Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу.Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название.
Предпочтительное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на белом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт. Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Использование звуковых эффектов в ходе демонстрации презентации не желательны.
В. Экспертиза докладов:
Цель – сконцентрировать внимание студентов на прослушиваемых докладах, способствование возникновению доброжелательной и заинтересованной дискуссии.
Методические указания к экспертизе докладов:
- Студенты во время представления докладов участвуют в их оценке, т.е. заполняют специальный бланк, в котором оценивают прослушанный доклад по информативности и оформлению, указывают, что им показалось интересным в прослушанном докладе, кратко формулируют содержание доклада. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
Г. Дискуссии (работа в «проблемной зоне»):
Цель – осознание студентами противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний.
Проводятся при изучении следующих вопросов:
Научный метод познания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
История естествознания, тенденции развития
Эволюция представлений о пространстве и времени
Специальная теория относительности (СТО). Общая теория относительности (ОТО).
Принципы симметрии, законы сохранения
Принцип возрастания энтропии
Происхождение жизни. Эволюция и развитие живых систем.
Генетика и эволюция
Человек в биосфере
Методические указания к работе в «проблемной зоне»:
а) Подготовка к работе в «проблемной зоне»:
Каждый студент готовится к аудиторному обсуждению указанных проблем и ИНДИВИДУАЛЬНО подбирает материал
- Устно либо письменно в форме эссе (рассуждения на заданную тему, 1,5-2 стр.), которое должно включать:
- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме;
б) Работа в «проблемной зоне»:
- По предложению преподавателя студент комментирует (зачитывает) свои материалы.
- Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.
Д. Написание эссе:
Цель – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Проводится по следующим темам:
- Почему в XXIвеке до сих пор жива псевдонаука (лженаука)?
- Математика как язык естествознания: почему математику называют «царицей наук»?
- Естественнонаучная и гуманитарная культуры – проблема двух культур в науке. Путь к единой культуре.
- Когда и где возникла наука как сфера человеческой деятельности?
- Роль науки на разных исторических этапах.
- Роль естественных наук в XXIвеке.
- Значение нарушений симметрии в эволюции живого.
- Проблема времени в естественных и гуманитарных науках.
- Возможны ли путешествия во времени с научной точки зрения?
- Что было в начале и что будет в конце – порядок или хаос?
- «Энтропийный капкан» для современной цивилизации.
- Проблема возникновения жизни на Земле.
- Человек – существо биологическое или социальное?
- Трансгенные организмы: проблема жизни в генетически модифицированном мире
- Клонирование и его возможности: вымысел и реальность.
- Проблемы коэволюции человека и биосферы.
- Иерархичность природных структур как отражение системности природы.
- Проблемы эволюции Вселенной.
- Проблемы эволюции Солнечной системы.
- Проблемы эволюции планеты Земля.
Методические указания к написанию эссе:
- В течение семестра студент обязан написать одно эссе в соответствии со своим вариантом (распределяется на занятии): 1-ый вариант – в.1; 2-ой вариант – в.2; 3-ый вариант – в.3; 4-ой вариант – в.4 и т.п.
- Эссе выполняется на отдельных листах.
- Эссе (рассуждение на заданную тему, 1,5-2 стр.) должно включать:
- во-первых, АРГУМЕНТАЦИЮ одной из позиций по данному вопросу, почерпнутой из учебной и специальной литературы - с цитатами и ссылками;
- во-вторых, с СОБСТВЕННЫМИ ОРИГИНАЛЬНЫМИ рассуждениями и собственной мотивированной позиции в дискуссии по данной теме.
- Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Е. Написание эссе:
Цель – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Проводится по теме:
Происхождение жизни. Эволюция и развитие живых систем.
Методические указания к проведению игры:
а) Подготовка к семинару:
- В группе формируются пять микрогрупп, каждая из которых готовит защиту (и возможно презентацию) одной из предложенных концепций возникновения жизни на Земле.
- В группе выбираются 3 эксперта, которым предстоит проанализировать все представленные концепции, выделив сильные и слабые стороны выступления «защитников» концепций, задать уточняющие вопросы и определить ту микрогруппу, которая максимально точно и научно обоснованно представила и защитила свою гипотезу.
- Выбирается ведущий семинара, который устанавливает порядок выступлений и следит за регламентом.
- От каждой микрогруппы необходимо приготовить по одному вопросу представителям других микрогрупп (концепций).
б) Процедура семинара:
Игра может проходить в форме научной конференции, круглого стола, телепередачи, ток-шоу и т.п. Можно ограничится простыми выступлениями представителей каждой концепции.
Методические указания по организации самостоятельной работы
А. Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой:
- Программа дисциплины КСЕ (печатный и электронный вариант)
- Материалы лекций и семинаров (электронный вариант)
- КСЕ в схемах и таблицах ((электронный вариант)
- Терминологический словарь (электронный вариант)
- Справочные данные (электронный вариант)