Единой универсальной классификации методов обучения дидактам и методистам создать не удалось. До недавнего времени им это ставилось в вину. Но, думается, что единая классификация методов невозможна в принципе ввиду многокачественности и многофункциональности методов. Единую классификацию методов невозможно создать так же, как, скажем, и единую классификацию людей. Для оценки и выбора методов придется использовать ряд существующих классификаций, выполненных на основе разных оснований.
Предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:
- по источнику знаний. Источники знаний – слово, образ, опыт (иных источников, кроме слова, образа и опыта, не существует);выделяют:
- Словесные (беседа, рассказ, словесные указания),
- Наглядные (наблюдение, рассматривание, показ воспитателя, работа по образцу),
- практические методы (упражнение, эксперимент).
Остановимся чуть подробнее еще на одной классификации методов — по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важными критериями выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Информационно-рецептивный (или объяснительно-иллюстративный метод). Учащиеся получают знания, слушая рассказ, лекцию, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Им можно пользоваться для изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов.
Репродуктивный метод. К нему относятся применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Это позволяет закреплять знания и вырабатывать навыки и умения.
Следует обратить особое внимание на значимость проблемного обучения для развития детей, особенно это касается развития творчества. Оно организуется с помощью методов: исследовательского, эвристического, проблемного изложения.
Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический, метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновидностей которого эвристическая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.
Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы, имитирующие, а иногда и реализующие научный поиск.
Рассмотрим применение этих методов на занятии.
Обучение, как правило, начинается
С информационно-рецептивного (или объяснительно-иллюстративного метода), который состои т в предъявлении учащимся информации разными способами — зрительным, слуховым, речевым и др. Этот метод богат формами (педагогическими приёмами) — словесными и наглядными.
К словесным можно отнести рассказ, беседу, лекции, словесные указания. Объяснение, рассказ, любое слово педагога обращенное к детям, должны быть эмоциональными, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений, стихотворных и песенных текстов; Вместе с тем нужно так повести беседу, разговор с детьми о создании изображения, чтобы они не просто вспомнили те предметы и явления, которые им предстоит передать в рисунке, лепке, а установили бы связь данной темы с тем, что они изображали раньше, вспомнили способы изображения, которыми они овладели.
Словесные приемы обучения используются и в процессе работы над изображением на занятии: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы к детям в случае, если они что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово («деревья пухом зеленеют», «как молоком облитые, стоят сады вишневые» и др.). Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.
К наглядным обратимся более подробно учитывая особенности изобразительной деятельности.
- наблюдение,демонстрация или рассматривание разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Педагог организует восприятие, дети пытаются осмыслить новое содержание, выстроить доступные связи между понятиями, запомнить информацию для дальнейшего оперирования ею. В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать и расположить объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения или рассматривания которые нужно будет передать в изображении (на форму, цвет, детали и т.п.)
- образец – заранее изготовленный педагогом объект, требующий тщательного повторения. Готовые образцы, созданные учителем, в обучении изобразительной деятельности применяются крайне редко, лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец, не имеет художественной ценности, а, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. С другой стороны образец помогает быстро усвоить некоторые технические приёмы, образец помогает в декоративном рисовании освоить принципы построения орнамента (особенно в традиционных народных росписях), что без постоянно находящегося перед глазами образца трудно даже для взрослого. Готовый образец также применяется в обучении конструированию.
В начале работы воспитатель организует тщательное, целенаправленное рассматривание образца - анализ, обращая внимание на существенные элементы, затем дети приступают к работе – образец остаётся перед глазами. Возможно применение нескольких образцов на одном занятии – если дети уже владеют какими-то умениями, если можно выполнить работу (тот же орнамент) по-разному. Сравнение образцов (так же организованное воспитателем) помогает выявить особенности разных изобразительных решений.
- показ способов действия (показ приёма работы) играет важную роль в обучении рисованию, лепке, аппликации. Дети должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами (кисти, карандаши, стеки, ножницы, краски, цветные восковые мелки и др.). Дети не знают способов передачи формы предметов в рисунке, аппликации, лепке. Они ещё плохо владеют изобразительными, техническими приёмами. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки (направленными на передачу в рисунке, лепке, аппликации формы предметов), способами создания изображения, техническими приёмами им эти способы нужно показать и объяснить.
Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом уроке. Это надо делать лишь тогда, когда тот или иной прием (способ) изображения встречается впервые (например вливание цвета в цвет в акварели, декоративный мазок в русой кистевой росписи ит.д.)
В тех же случаях, когда какой-то прием уже знаком детям, показывать его не следует.
-показ порядка действий так же важен на начальных этапах обучения. Педагог сначала последовательно создаёт изображение выделяя этапы работы, обращая внимание на логику и последовательность процесса, на технические приёмы. Затем убирает свою работу и предлагает детям приступить к работе (например можно показать всю последовательность выполнения фигурки дымковского коня, последовательность выполнения рисунка натюрморта с натуры и т.п.).
- поэтапный показ- это выполнение всей работы, но педагог создаёт не всё изображение сразу, а выполняет какой-то этап работы, затем предлагает детям выполнить этот этап. Пока дети работают - у воспитателя есть возможность помочь тем, у кого возникают затруднения. Далее воспитатель продолжает работу, затем опять предлагает детям выполнить следующую часть работы и т.д. В таком показе важно не «мельчить», не показывать отдельно каждое действие и приём, а выделить важные существенные этапы в создании работы (например - поэтапно выполнить с детьми пейзаж акварелью: этап заливки фона, который хорошо просохнет пока дети тоже выполняют фон; и этап прорисовки деревьев). Такая работа на занятии занимает много времени, но позволяет хорошо усвоить технологические приёмы и этапы работы. Поэтому поэтапный показ часто применяется на начальном этапе освоения технологии применения изобразительных материалов, рациональных способов изображения, сложных декоративных работ.
Нужно отметить, что в отличие от образца рисунок или изделие выполненные воспитателем в процессе показа обязательно убираются, чтобы дети не копировали его, а сосредоточились на своей работе – повторяя технический приём или этап, а не композицию.
Так же важно обратить внимание на обязательное использование наглядных и словесных приёмов совместно, интегрировано. Невозможно выполнять любой из показов молча, без комментариев и пояснений, или рассматривать иллюстрацию вне беседы о ней. И невозможно интересно рассказать о чём-либо на занятии изобразительного искусства, не демонстрируя наглядный материал.
Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, то есть многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы (приёмы) многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, неоднократное чтение и заучивание текстов, повторный рассказ о событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа детей, так и совместная деятельность с воспитателем. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстративный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих возможностей и способностей детей. Методы обучения, направленные на самостоятельное решение детьми творческих задач – это метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод и исследовательски мето д. В ходе решения каждой задачи они предполагают проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости от подготовленности того или иного ученика.
Исследовательский метод имеет определенные формы: текстовые проблемные задачи, опыты и др. Задачи могут быть индуктивными или дедуктивными в зависимости от характера деятельности. Сущность этого метода состоит в творческом добывании знаний и поиске способов деятельности. Еще раз хочется подчеркнуть, что этот метод целиком строится на самостоятельной работе.
Кроме описанных классификаций можно упомянуть ещё такие классификации:
- по соответствующему этапу обучения, на каждом из которых решаются специфические задачи. В этой классификации выделяют:
-методы подготовки обучаемых к изучению материала, предполагающие возбуждение интереса, познавательной потребности, актуализацию базовых знаний, необходимых умений и навыков;
-на методы изучения нового материала;
- на методы конкретизации и углубления знаний, приобретения практических умений и навыков, способствующих использованию познанного;
-на методы контроля и оценки результатов обучения.
- по способу руководства учебной деятельностью — непосредственного или опосредованного. Выделяют
- методы объяснения педагога,
- разнообразные методы организации самостоятельной работы учащихся.
- по логике учебного процесса. опора на:
- индуктивные и дедуктивные методы,
-аналитические и синтетические методы.
- по дидактическим целям выделяют
- методы организации деятельности обучаемых,
- методы стимулирования деятельности, например: конкурсы, состязания, игры, поощрения и другие методы проверки и оценки (Ю. К. Бабанский).
Существует позиция, согласно которой целесообразно поэтому выделять группу
- методов стимулирования и релаксации, поскольку для современных методик интенсивного обучения характерен такой обязательный элемент, как релаксация (расслабление) после периода активной работы.
Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятии изобразительной деятельностью осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания.
Избранные методы должны соответствовать цели и задачам конкретного момента (занятия), этапу обучения и степени подготовленности детей, возрастным и индивидуальным особенностям детей. (Иными словами – нет плохих методов, есть неправильное и неуместное их применение).
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Такими условиями могут быть:
— развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
— сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им;
— воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
— последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
— обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств в соответствии с возможностями детей;
— целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
— отбор произведений изобразительного искусства изобразительной деятельностью технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
— активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;
— введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;
— применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
— смена видов изобразительной деятельности в течении учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);
— сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми;
— введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;
— систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разными видами деятельности.