МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»

«Композиция изданий»

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов 3 курса

Графика

№4 Художник-график (оформление печатной продукции)

Квалификация выпускника - специалист

 

Структурное подразделение - Институт информационно-полиграфических технологий

Выпускающая кафедра – кафедра книжной графики и дизайна печатной продукции

 

 

Симферополь, 2015

Курс (6 семестр)

Курсовая работа

Тема и цели курсовой работы

Цель работы – суммировать и обобщить знания, полученные студентами в результате изучения теоретического материала, а также навыки, полученные ими при выполнении практических заданий.

Тема курсовой работы – оформление научно-популярной литературы.

Для оформления студенту предлагается самостоятельно выбрать научно-популярное издание по различным областям знаний: истории, ботанике, биологии, физике, химии, географии). При выборе издания нужно руководствоваться наличием обязательного графического материала (фотографий, схем, чертежей, карт, рисунков, диаграмм).

Прежде чем приступать к курсовой работе студент должен еще раз повторить разделы курса Композиции изданий по внешнему и внутреннему макетированию и оформлению книги, методике иллюстрирования изданий научно-популярной литературы.

Цель научно-популярной литературы – передать неспециалистам сведения, полученные в области науки, техники, искусства, и таким образом расширить знания человека об окружающей жизни.

Общие характерные черты, свойственные научно-популярным изданиям: наглядность и занимательность изложения. Поэтому для художника-конструктора, художника оформителя и иллюстратора текст является своеобразным сценарием, на основе которого строится более или менее развёрнутый изобразительный рассказ. Не ограничиваясь задачей пояснения текста, художник может предложить различные способы популяризации описываемых в книге явлений и предметов: сравнение, образные ассоциации, гиперболизацию и т.д.

 

Элементы курсовой работы

Выполняются следующие элементы курсовой работы:

1) макет издания (не менее 8 разворотов);

2) один презентационный плакат (формат А-3)

3) пояснительная записка (20 страниц);

 

Макет издания

Макет издания подается в одном экземпляре. Выполняется оригинал-макет, (количество авторских разворотов не менее 8).

 

Плакат

Для защиты курсовой работы изготавливаются один презентационный плакат с ключевыми элементами работы. Изобразительные элементы или развороты можно уменьшить или увеличить от натурального размера. Формат планшета А-3 (горизонтальный).

Пояснительная записка

Пояснительная записка (20 стр.)

Составные части пояснительной записки:

1) вступление;

2) замысел оформления;

3) проект оформления;

4) список использованной литературы.

Текст набирается на компьютере гарнитурой Times, кеглем 14, интерлиньяж 1,5, бумага формат 21х30 см с полями 2,5см с левой стороны и по 2 см с остальных сторон.

Титульный лист: Приложение №1.

 

Вступление

Во вступлении студент должен проанализировать избранную тему – оформление и иллюстрирование научно-популярной литературы по различным видам знаний и для всех возрастных групп.

Необходимо изучить литературу по данной теме, найти материалы и информацию в Интернете.

Желательно проанализировать различные научно-популярные издания, привести конкретные примеры и попытаться сделать свои выводы по художественно-техническому оформлению этих книг.

Определившись с выбором конкретной книги для переиздания, необходимо сделать рецензию на эту книгу.

План рецензии

на художественно-техническое оформление издания

1. Общая характеристика издания.

а) название книги;

б) название издательства;

в) тираж издания;

г) фамилии оформителя и художественного редактора;

д) характер содержания книги;

е) идея книги, ее целевое назначение, читательская группа, для которой предназначена книга;

ж) группа оформления, общий характер и количество элементов оформления (шрифты, форматы, наличие или отсутствие иллюстраций, номер переплета, количество красок и виды печати);

з) характер и количество ступеней рубрикации.

 

2. Внутреннее оформление книги:

а) характеристика оформления титула, связь его с обложкой (переплетом), фронтисписом, форзацем, начальной полосой и другими внутренними элементами книги;

б) оформление начальных (спусковых) полос;

в) характеристика разворотов иллюстрированных полос;

г) оформление концевых полос;

д) характер иллюстраций, манера исполнения, художественные качества и соответствие иллюстраций содержанию книги;

е) оформление шмуцтитулов;

ж) оформление введения, предисловия, содержания или оглавления.

3. Внешнее оформление книги:

а) характеристика композиционного и цветового решения оформления обложки или переплета;

б) количество красок и тиснений на сторонках и корешке, целесообразность их применения;

в) характеристика оформления корешка;

г) общая характеристика художественных качеств оформления переплета и связь оформления переплета или обложки с оформлением внутренних элементов.

4. Полиграфическое исполнение:

а) качество печати текста и иллюстраций;

б) качество переплетно-брошюровочных работ;

в) качество печати на переплете и обложке.

 

5.Выводы:

а) соответствие оформления целевому назначению книги;

б) соответствие ритма в оформлении характеру содержания;

в) наличие или отсутствие связи в оформлении отдельных элементов;

г) оценка художественных и технических качеств оформления в целом.

Примечание:

Студент должен иметь в виду, что Рецензия это не перечень ответов на вопросы плана рецензии, а связное и цельное изложение критических замечаний и оценок автора в отношении рецензируемого издания.

Замысел оформления

При проектировании книги студенту необходимо проанализировать выбранное издание для курсовой работы и ответить на следующие вопросы:

1. Является ли издание самостоятельным или серийным?

2. Однородна ли книга по характеру собранного в ней материала или нет? Однородные – это монографические книги, разнородные – сборники. Сборники могут быть организованны в традициях альманаха, антологии или хрестоматии, по хронологическому, тематическому принципу, по авторству и т.д.

3. Какова будущая конструкция издания? Книжная или альбомная форма? Габариты изданий: книжки-лилипуты, карманные, портативные, настольные, фолианты? Каков срок пользования изданием – кратковременный или долговечный?

4. Какому контингенту читателей направлена книга?

Определяются издания по массовости и специализации:

а) многотиражные универсальные и специального пользования (учебники, справочники и т.д.);

б) малотиражные узкопрофессионального характера;

в) любительские особохудожественные (юбилейные, сувенирные, подарочные).

Также необходимо выявить читательские характеристики – возраст, образование и т.д. Устанавливаются возрастные деления: издания для взрослых, для юношества, для старшего, среднего, младшего школьного возраста, для дошкольников.

Суммируя все требования к изданию, студент должен ответить на наиболее важный следющий вопрос:

5. Какова цель издания? Каким должен быть характер воздействия на читателя художественно-конструкторского, образного и оформительского комплекса?

 

Проект оформления

Проект оформления делится на две главные части. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики произведения и издания, вторая – показатели художественно-технического оформления.

А. Постоянные характеристики

1. Принадлежность произведения к одному из трёх родов литературы:

научной (социально-экономической, естественной, технической, искусствоведческой и др.), художественной (проза, поэзия, драматургия) или информационно-документальной.

2. Принадлежность произведения к одному из литературных жанров: в научной литературе - монография, очерк, реферат, учебное пособие и т.д.

В художественной литературе - роман, повесть, рассказ, очерк, поэма, баллада, стихотворение, трагедия, драма, комедия, былина, сказка, басня и т.д.

В информационно-документальную литературу входят каталоги, прейскуранты, расписания, справочники и т.д.

3. Принадлежность книги к одному из издательских жанров: отдельное произведение, сборник, сборник избранных произведений, сборник сочинений в одном, двух томах или многотомные, энциклопедии, серии, антологии и т.д.

4. Характер распространения издания: массовое, сувенирное, подарочное и т.д.

5.Назначение издания: для групп читателей в зависимости от специальности и рода работы (учёные, педагоги, художники и т.д.), от общего развития (подготовленный или малоподготовленный читатель) и самое широкое назначение издания (для массового читателя).

6. Назначение издания в зависимости от возраста читателя: (для взрослых, для детей всех возрастных групп).

7. Архитектоника произведения и издания. Издание может состоять из томов, частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д. В издании произведению могут быть предпосланы заметки, предисловия, вступительные статьи. Оно может быть заключено послесловием, комментариями, примечаниями, списками литературы, словарём, алфавитным указателем, перечнем иллюстраций и т.д.

Структурные особенности текста, т.е. простой текст или сложный (стихотворный, драматический, формульный, смешанный – с преобладанием таблиц, формул, выделений).

9. Иллюстрирование издания. Это и характеристика первой части работы, и показатель второй его части. В первой части работы определяется, будет ли книга иллюстрирована или нет.

10. Убранство издания. То же, что и в пункте 9.

11. Объем издания. Объём издания исчисляется в учётно-издательских листах и в переводе на печатные листы проектируемого формата.

 

Б. Показатели проекта оформления

1. Формат издания. Устанавливается в долях листа печатной бумаги. Например, 84х108/16.

2. Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж). Например: литературная кг. 10/12 светлый прямой.

3. Формат полосы набора. Устанавливается в квадратах и его доля (например: 8х103/4 кв).

4. Рубрикация издания. Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков.

Например: спусков – четырнадцать для всех глав, введения и предисловия; шмуцтитулов – три по числу частей; титул разворотный.

5. Справочные элементы. Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий. Например: выходные сведения набрать кеглями двух гарнитур – своей и древней, поместить их на последней странице.

6. Иллюстрации. Устанавливается их число, размер по отношению к полосе. Например: полосные иллюстрации – 3, полуполосные иллюстрации – 15, оборочные иллюстрации – 20, вклейка – цветная схема, офсет в 2 краски.

7. Убранство. Устанавливается количество составляющих его элементов, их вид, техника исполнения оригиналов, вид печати (кроме элементов внешнего оформления). Например: титул разворотный, шмуцтитулы – 3, заставки орнаментальные – 3, концовки орнаментальные – 3, буквицы – 15.

8. Способ печати издания. Например: листовая печатная машина, офсет.

9. Внешнее оформление. Устанавливается его технический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения и печати (тиснения). Например: переплёт тип №5 рисованный сюжетно-тематический, офсет в 4 краски, тиснение шрифта бронзовой фольгой, корешок шрифтовой в 2 прогона, форзац приклейной сюжетно-декоративный, офсет в 2 краски.

10. Брошюровочно-переплётные работы. Указываются только особенности. Например, для обложки – обложка с кантом, крытье вроспуск, для блока – верхний обрез с закраской и т.п.)

11. Материалы. Устанавливается их вид, сорт, цвет, отделка поверхности и т.д. Например: бумага офсетная №1, белая, машинной гладкости, 120 гр., для форзаца – тифдручная №1, глазированная 90 гр., для корешка – коленкор голубой.

Список использованной литературы.

В список использованной литературы входят все материалы, издания, сайты, которые потребовались для курсовой работы.

 

Рекомендованная литература по курсу «Композиция изданий»

1. Адамов Е. Ритмическая структура книги. – М.: Книга, 1974.

2. Адамов Е. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.

3. Валуенко Б.В. Архитектура книги. – К.: Мистецтво, 1976.

4. Валуенко Б. Выразительные средства набора в книге. – М.: Книга, 1976.

5. Валуенко Б.В. Наборный титул и рубрики книг. – К.: Техніка, 1967.

6. Гессен Л.И. Верстка иллюстраций в книге. ГИЛП Москва-Ленинград, 1932.

7. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. – М.: Книга, 1988.

8. Гончарова Н. Композиция и архитектоника книги. – М.: Книга, 1977.

9. Книга как художественный предмет. – М.: Книга, 1988.

10. Ляхов В.Н. Искусство книги. – М.: Советский художник, 1978.

11. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М.: Книга, 1986.

12. Чихольд Я. Облик книги. – М.: Книга, 1980.

13. Ярема С.М. Технічне редагування. – Київ: Університет “Україна”, 2003.

Составитель Иванченко А. В. Утверждено на заседании кафедры, протокол №1 от 1 сентября 2014 года

 

 

Приложение №1

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: