МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО»
«Композиция изданий»
Методические указания по выполнению курсовой работы
для студентов 3 курса
Графика
№4 Художник-график (оформление печатной продукции)
Квалификация выпускника - специалист
Структурное подразделение - Институт информационно-полиграфических технологий
Выпускающая кафедра – кафедра книжной графики и дизайна печатной продукции
Симферополь, 2015
Курс (6 семестр)
Курсовая работа
Тема и цели курсовой работы
Цель работы – суммировать и обобщить знания, полученные студентами в результате изучения теоретического материала, а также навыки, полученные ими при выполнении практических заданий.
Тема курсовой работы – оформление научно-популярной литературы.
Для оформления студенту предлагается самостоятельно выбрать научно-популярное издание по различным областям знаний: истории, ботанике, биологии, физике, химии, географии). При выборе издания нужно руководствоваться наличием обязательного графического материала (фотографий, схем, чертежей, карт, рисунков, диаграмм).
Прежде чем приступать к курсовой работе студент должен еще раз повторить разделы курса Композиции изданий по внешнему и внутреннему макетированию и оформлению книги, методике иллюстрирования изданий научно-популярной литературы.
Цель научно-популярной литературы – передать неспециалистам сведения, полученные в области науки, техники, искусства, и таким образом расширить знания человека об окружающей жизни.
Общие характерные черты, свойственные научно-популярным изданиям: наглядность и занимательность изложения. Поэтому для художника-конструктора, художника оформителя и иллюстратора текст является своеобразным сценарием, на основе которого строится более или менее развёрнутый изобразительный рассказ. Не ограничиваясь задачей пояснения текста, художник может предложить различные способы популяризации описываемых в книге явлений и предметов: сравнение, образные ассоциации, гиперболизацию и т.д.
Элементы курсовой работы
Выполняются следующие элементы курсовой работы:
1) макет издания (не менее 8 разворотов);
2) один презентационный плакат (формат А-3)
3) пояснительная записка (20 страниц);
Макет издания
Макет издания подается в одном экземпляре. Выполняется оригинал-макет, (количество авторских разворотов не менее 8).
Плакат
Для защиты курсовой работы изготавливаются один презентационный плакат с ключевыми элементами работы. Изобразительные элементы или развороты можно уменьшить или увеличить от натурального размера. Формат планшета А-3 (горизонтальный).
Пояснительная записка
Пояснительная записка (20 стр.)
Составные части пояснительной записки:
1) вступление;
2) замысел оформления;
3) проект оформления;
4) список использованной литературы.
Текст набирается на компьютере гарнитурой Times, кеглем 14, интерлиньяж 1,5, бумага формат 21х30 см с полями 2,5см с левой стороны и по 2 см с остальных сторон.
Титульный лист: Приложение №1.
Вступление
Во вступлении студент должен проанализировать избранную тему – оформление и иллюстрирование научно-популярной литературы по различным видам знаний и для всех возрастных групп.
Необходимо изучить литературу по данной теме, найти материалы и информацию в Интернете.
Желательно проанализировать различные научно-популярные издания, привести конкретные примеры и попытаться сделать свои выводы по художественно-техническому оформлению этих книг.
Определившись с выбором конкретной книги для переиздания, необходимо сделать рецензию на эту книгу.
План рецензии
на художественно-техническое оформление издания
1. Общая характеристика издания.
а) название книги;
б) название издательства;
в) тираж издания;
г) фамилии оформителя и художественного редактора;
д) характер содержания книги;
е) идея книги, ее целевое назначение, читательская группа, для которой предназначена книга;
ж) группа оформления, общий характер и количество элементов оформления (шрифты, форматы, наличие или отсутствие иллюстраций, номер переплета, количество красок и виды печати);
з) характер и количество ступеней рубрикации.
2. Внутреннее оформление книги:
а) характеристика оформления титула, связь его с обложкой (переплетом), фронтисписом, форзацем, начальной полосой и другими внутренними элементами книги;
б) оформление начальных (спусковых) полос;
в) характеристика разворотов иллюстрированных полос;
г) оформление концевых полос;
д) характер иллюстраций, манера исполнения, художественные качества и соответствие иллюстраций содержанию книги;
е) оформление шмуцтитулов;
ж) оформление введения, предисловия, содержания или оглавления.
3. Внешнее оформление книги:
а) характеристика композиционного и цветового решения оформления обложки или переплета;
б) количество красок и тиснений на сторонках и корешке, целесообразность их применения;
в) характеристика оформления корешка;
г) общая характеристика художественных качеств оформления переплета и связь оформления переплета или обложки с оформлением внутренних элементов.
4. Полиграфическое исполнение:
а) качество печати текста и иллюстраций;
б) качество переплетно-брошюровочных работ;
в) качество печати на переплете и обложке.
5.Выводы:
а) соответствие оформления целевому назначению книги;
б) соответствие ритма в оформлении характеру содержания;
в) наличие или отсутствие связи в оформлении отдельных элементов;
г) оценка художественных и технических качеств оформления в целом.
Примечание:
Студент должен иметь в виду, что Рецензия – это не перечень ответов на вопросы плана рецензии, а связное и цельное изложение критических замечаний и оценок автора в отношении рецензируемого издания.
Замысел оформления
При проектировании книги студенту необходимо проанализировать выбранное издание для курсовой работы и ответить на следующие вопросы:
1. Является ли издание самостоятельным или серийным?
2. Однородна ли книга по характеру собранного в ней материала или нет? Однородные – это монографические книги, разнородные – сборники. Сборники могут быть организованны в традициях альманаха, антологии или хрестоматии, по хронологическому, тематическому принципу, по авторству и т.д.
3. Какова будущая конструкция издания? Книжная или альбомная форма? Габариты изданий: книжки-лилипуты, карманные, портативные, настольные, фолианты? Каков срок пользования изданием – кратковременный или долговечный?
4. Какому контингенту читателей направлена книга?
Определяются издания по массовости и специализации:
а) многотиражные универсальные и специального пользования (учебники, справочники и т.д.);
б) малотиражные узкопрофессионального характера;
в) любительские особохудожественные (юбилейные, сувенирные, подарочные).
Также необходимо выявить читательские характеристики – возраст, образование и т.д. Устанавливаются возрастные деления: издания для взрослых, для юношества, для старшего, среднего, младшего школьного возраста, для дошкольников.
Суммируя все требования к изданию, студент должен ответить на наиболее важный следющий вопрос:
5. Какова цель издания? Каким должен быть характер воздействия на читателя художественно-конструкторского, образного и оформительского комплекса?
Проект оформления
Проект оформления делится на две главные части. Первая часть включает в себя постоянные (неизменные) характеристики произведения и издания, вторая – показатели художественно-технического оформления.
А. Постоянные характеристики
1. Принадлежность произведения к одному из трёх родов литературы:
научной (социально-экономической, естественной, технической, искусствоведческой и др.), художественной (проза, поэзия, драматургия) или информационно-документальной.
2. Принадлежность произведения к одному из литературных жанров: в научной литературе - монография, очерк, реферат, учебное пособие и т.д.
В художественной литературе - роман, повесть, рассказ, очерк, поэма, баллада, стихотворение, трагедия, драма, комедия, былина, сказка, басня и т.д.
В информационно-документальную литературу входят каталоги, прейскуранты, расписания, справочники и т.д.
3. Принадлежность книги к одному из издательских жанров: отдельное произведение, сборник, сборник избранных произведений, сборник сочинений в одном, двух томах или многотомные, энциклопедии, серии, антологии и т.д.
4. Характер распространения издания: массовое, сувенирное, подарочное и т.д.
5.Назначение издания: для групп читателей в зависимости от специальности и рода работы (учёные, педагоги, художники и т.д.), от общего развития (подготовленный или малоподготовленный читатель) и самое широкое назначение издания (для массового читателя).
6. Назначение издания в зависимости от возраста читателя: (для взрослых, для детей всех возрастных групп).
7. Архитектоника произведения и издания. Издание может состоять из томов, частей, глав, разделов, мелких рубрик и т.д. В издании произведению могут быть предпосланы заметки, предисловия, вступительные статьи. Оно может быть заключено послесловием, комментариями, примечаниями, списками литературы, словарём, алфавитным указателем, перечнем иллюстраций и т.д.
Структурные особенности текста, т.е. простой текст или сложный (стихотворный, драматический, формульный, смешанный – с преобладанием таблиц, формул, выделений).
9. Иллюстрирование издания. Это и характеристика первой части работы, и показатель второй его части. В первой части работы определяется, будет ли книга иллюстрирована или нет.
10. Убранство издания. То же, что и в пункте 9.
11. Объем издания. Объём издания исчисляется в учётно-издательских листах и в переводе на печатные листы проектируемого формата.
Б. Показатели проекта оформления
1. Формат издания. Устанавливается в долях листа печатной бумаги. Например, 84х108/16.
2. Шрифт (гарнитура, кегль, начертание, интерлиньяж). Например: литературная кг. 10/12 светлый прямой.
3. Формат полосы набора. Устанавливается в квадратах и его доля (например: 8х103/4 кв).
4. Рубрикация издания. Устанавливается в общих чертах: количество спусков, шмуцтитулов и других особых страниц, а также шрифт заголовков.
Например: спусков – четырнадцать для всех глав, введения и предисловия; шмуцтитулов – три по числу частей; титул разворотный.
5. Справочные элементы. Указываются только те особенности оформления этих элементов, которые выходят за пределы рекомендаций технических условий. Например: выходные сведения набрать кеглями двух гарнитур – своей и древней, поместить их на последней странице.
6. Иллюстрации. Устанавливается их число, размер по отношению к полосе. Например: полосные иллюстрации – 3, полуполосные иллюстрации – 15, оборочные иллюстрации – 20, вклейка – цветная схема, офсет в 2 краски.
7. Убранство. Устанавливается количество составляющих его элементов, их вид, техника исполнения оригиналов, вид печати (кроме элементов внешнего оформления). Например: титул разворотный, шмуцтитулы – 3, заставки орнаментальные – 3, концовки орнаментальные – 3, буквицы – 15.
8. Способ печати издания. Например: листовая печатная машина, офсет.
9. Внешнее оформление. Устанавливается его технический тип, характер художественного решения, способ воспроизведения и печати (тиснения). Например: переплёт тип №5 рисованный сюжетно-тематический, офсет в 4 краски, тиснение шрифта бронзовой фольгой, корешок шрифтовой в 2 прогона, форзац приклейной сюжетно-декоративный, офсет в 2 краски.
10. Брошюровочно-переплётные работы. Указываются только особенности. Например, для обложки – обложка с кантом, крытье вроспуск, для блока – верхний обрез с закраской и т.п.)
11. Материалы. Устанавливается их вид, сорт, цвет, отделка поверхности и т.д. Например: бумага офсетная №1, белая, машинной гладкости, 120 гр., для форзаца – тифдручная №1, глазированная 90 гр., для корешка – коленкор голубой.
Список использованной литературы.
В список использованной литературы входят все материалы, издания, сайты, которые потребовались для курсовой работы.
Рекомендованная литература по курсу «Композиция изданий»
1. Адамов Е. Ритмическая структура книги. – М.: Книга, 1974.
2. Адамов Е. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Валуенко Б.В. Архитектура книги. – К.: Мистецтво, 1976.
4. Валуенко Б. Выразительные средства набора в книге. – М.: Книга, 1976.
5. Валуенко Б.В. Наборный титул и рубрики книг. – К.: Техніка, 1967.
6. Гессен Л.И. Верстка иллюстраций в книге. ГИЛП Москва-Ленинград, 1932.
7. Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов. – М.: Книга, 1988.
8. Гончарова Н. Композиция и архитектоника книги. – М.: Книга, 1977.
9. Книга как художественный предмет. – М.: Книга, 1988.
10. Ляхов В.Н. Искусство книги. – М.: Советский художник, 1978.
11. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. – М.: Книга, 1986.
12. Чихольд Я. Облик книги. – М.: Книга, 1980.
13. Ярема С.М. Технічне редагування. – Київ: Університет “Україна”, 2003.
Составитель Иванченко А. В. Утверждено на заседании кафедры, протокол №1 от 1 сентября 2014 года
Приложение №1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ