Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО) определяют понятие «международной продовольственной безопасности», как обеспечение гарантированного доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни.
В РФ «продовольственная безопасность» - это способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. При этом продовольственная безопасность предполагает физическую и экономическую доступность необходимых продуктов питания в требуемом количестве и ассортименте.
Физическая доступность продовольствия заключается в бесперебойной поставке его на рынок в объемах и ассортименте, удовлетворяющих платежеспособный спрос населения.
Экономическая доступность зависит от платежеспособного спроса, уровень которого определяется доходами населения. Это высокая заработная плата работающего населения, достойные выплаты социального характера (пенсии, пособия, стипендии).
Первым показателем продовольственной независимости страны является доля импортных товаров в общей структуре потребляемых населением товаров. В мировой практике принято, что доля импорта не должна превышать 20%. Однако, сегодня его доля в общей структуре потребления в России достигла 40%, А потребность крупных городов удовлетворяется за счет импорта на 70 – 80%.
Вторым важнейшим показателей состояния продовольственной безопасности страны является динамика среднедушевого производства зерна. Снижение его уровня ниже 600 кг в год считается общим предельным нижним показателем продовольственной безопасности страны. В странах с развитым зерновым хозяйством (США, Канада, Франция) этот показатель составляет 900 – 1000 кг.
В настоящее время Россия ежегодно закупает продовольствия примерно на 7 – 10 млрд. долл. Если бы эти средства шли не западному, а отечественному товаропроизводителю, то проблем с обеспечением россиян продуктами питания не было бы. Фактически же государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей сократилась за годы реформ в несколько раз.
При этом практика многих стран мира свидетельствует, что солидная государственная поддержка АПК способствует росту отечественного производства и обеспечению страны собственным продовольствием. Именно с этой целью федеральные органы США с 1933 года целенаправленно проводят политику поддержки фермерства. В последние годы с целью поддержки сельского хозяйства в США ежегодно выделяется до 67 млрд. долл. в год, принимаются жесткие меры для самообеспечения продовольствием. Например, в США производство собственного сахара обходится в 2 раза дороже, чем его импорт, однако страна отнюдь не собирается сворачивать его производство. Япония закупает у своих крестьян рис по цене в 6 – 8 раз выше мировой. Аналогичные по сути позиции занимают страны ЕС. В Германии аграрная политика официально объявлена важнейшей составной частью государственной политики, и ее цели рассматриваются как приоритетные.
Таким образом, приоритетное направление достижения продовольственной безопасности большинства стран — стимулирование развития национального сельского хозяйства и принятие для этого соответствующих мер его поддержки, повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, защита от продовольственной экспансии стран-экспортеров, стимулирование экспорта и т.д.
Достижение продовольственной безопасности в России обусловлено достаточностью размеров земельных ресурсов сельского хозяйства и биоклиматического потенциала для производства в необходимых размерах основных продуктов питания. При этом следует соблюдать главное условие - рациональное использование производственного потенциала.
Важнейшая цель развития АПК — повышение эффективности его функционирования, рост благосостояния его работников и на этой основе наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров до уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность государства и экспортную ориентацию непосредственно самой аграрной сферы.
Устойчивое развитие АПК требует отношения к нему государства как к приоритетной экономической системе, обеспечивающей продовольственную безопасность. Поэтому способствовать достижению стратегической цели должны правовое обеспечение и все элементы экономического механизма, призванные создавать благоприятные условия для его функционирования.
В системе АПК, в свою очередь, могут быть собственные приоритеты. Важнейшей сферой является сельскохозяйственное производство, развитие которого должно задавать направления функционирования другим сферам (материально-техническому снабжению, агросервису, переработке и др.). Что касается структуры и объемов производства, то они определяются емкостью рынков и конкурентоспособностью продукции.
Сельскохозяйственные предприятия как главнейший элемент в системе АПК требуют необходимого воспроизводства своего потенциала (земельного плодородия, основных и оборотных фондов, качества и количества труда, научно-технического), а следовательно, и приоритета в инвестировании.
Важнейшими направлениями, выступающими в качестве первоочередных на различных этапах развития АПК, являются:
• научное обеспечение аграрного комплекса, использованию ресурсосберегающих технологий;
• ресурсное обеспечение сельского хозяйства исходя из целевых программ и создание рациональной системы сервисного обслуживания, в связи с чем необходимо расширенное воспроизводство почвенного плодородия, усиление модернизации основных средств и увеличение фондооснащенности предприятий;
• создание механизма оптимизации трудового потенциала (приведение затрат труда к обоснованным нормативам) и усиление стимулирования качества и интенсивности труда;
• расширение сферы и видов агросервиса АПК;
• достижение сбалансированности производственных ресурсов и услуг;
• усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику, в связи с чем важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения предприятий;
• достижение объемов и структуры производства, позволяющих обеспечить полную сбалансированность спроса и предложения в основных продуктах питания, загруженность перерабатывающих мощностей, увеличение экспорта продовольствия;
• развертывание сети снабженческо-обслуживающих предприятий и приближение их непосредственно к сельскохозяйственному производству, формирование сбалансированного и доступного рынка средств производства и услуг;
• создание многообразных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
• формирование благоприятных условий для реализации принципов кооперации и сохранения крупного товарного производства как наиболее конкурентоспособного и производительного;
• поддержание и развитие социальной инфраструктуры села.