К поставщикам и подрядчикам относятся предприятия поставляющие сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств, строительство объектов).
Поступление материальных ценностей от поставщиков, принятие выполненных работ и услуг от подрядчиков производится на основании заключенных договоров купли-продажи. В договорах в обязательном порядке оговариваются: виды поставляемых ТМЦ, выполняемых работ и услуг, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели ТМЦ или услуг, сроки исполнения договора, порядок расчетов.
Основным первичным документом является Счет-фактура. Счета-фактуры составляются в двух экземплярах: подлинники подписываются тремя ответственными лицами (руководителем предприятия, главным бухгалтером, лицом, ответственным за поставку товара (работ, услуг) и скрепляется печатью предприятия.
Кроме того, основным документом, на основании которых приходуются товары, работы, услуги от предприятий - поставщиков, являются и товарно-транспортные накладные. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество: качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов и т. д.
Предусмотрено наличие на каждом предприятии двух видов журналов учета счетов-фактур: журнала учета выдаваемых покупателям счетов-фактур и журнала учета полученных от поставщиков счетов-фактур. Все счета-фактуры, хранящиеся в журнале учета счетов-фактур, должны быть пронумерованы с начала года.
Журналы учета полученных и выданных счетов-фактур должны быть прошнурованы, а их страницы пронумерованы.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
Каждое предприятие осуществляет регистрацию выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет, Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС:
- начисленному за проданные товары, работы и услуги (Дт90 Кт 68);
- подлежащему зачету (Дт68 Кт19);
- подлежащему восстановлению (Дт 20, 29 Кт 68);
- уплаченному поставщикам и подрядчикам (Дт19 Кт60,76).
Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет пассивный: сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам; обороты по дебету о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц Д60 К 50, 51,52 – оплата счетов; обороты по кредиту о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам за отчетный месяц Д10, 41,08, 20 К 60.
Для аналитического учета расчетов за поступившие от поставщиков материальные ценности предприятие ведет Реестр учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Журнал-ордер № 6 является реестром синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
В журнале-ордере № 6 каждый счет поставщика записывается позиционным способом по отдельной строке. Журнал-ордер открывается на каждый новый месяц записями по счетам, не оплаченным на начало месяца с отражением общего неоплаченного сальдо по ним. Эти данные переносятся из журнала-ордера № 6 за прошлый месяц.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на счете 62‚ счет активный. По дебету отражается сумма задолженности покупателей на основании предъявленных им расчетных документов с учетом НДС Д62 К90, по кредиту погашение суммы путем перечисления денег на расчетный счет или в кассу Д50,51 К62. Первичными документами являются приемные квитанции, товарно – транспортные накладные и счета, в которых дается наименование продаваемой продукции, зачетная и натуральная масса и пр. характеристики. Аналитический учет ведется в реестрах отгруженной продукции и расчетов с покупателями ф.62,63,64 АПК. Синтетический учет – в журнале ордере 11.
Бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и покупателями
№ | Содержание операции | Дебет | Кредит |
Расчеты с покупателями и заказчиками | |||
1. | Отражена задолженность покупателя за реализованную продукцию | ||
2. | Отражена задолженность покупателя за реализованные объекты основных средств | 62,76 | |
3. | Получены денежные средства от покупателя в оплату продукции | 51,50,52 | |
4. | Получен от покупателя вексель в обеспечение задолженности по оплате продукции | ||
5. | Получен аванс в счет предстоящей поставки продукции | 51,50,52 | |
6. | Начислен НДС с суммы полученного от покупателя аванса | ||
7. | Списана дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек | 62,76 | |
8. | Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списана за счет резерва сомнительных долгов | ||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | |||
9. | Отражена задолженность перед поставщиком материалов (товаров, основных средств, работ, услуг) | 10 (41, 08, 20, 23 и т.д.) | |
10. | Задолженность перед поставщиком погашена денежными средствами | 51,50,52 | |
11. | Выдан аванс поставщику | 51,50,52 | |
12. | Выдан вексель поставщику в обеспечение задолженности за поставленные материальные ценности | ||
13. | Списана кредиторская задолженность, срок исковой давности по которой истек |