УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
по дисциплине «Введение в специальность»
наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки (специальности) 42.03.02 Журналистика
код и наименование направления подготовки (специальности)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетных единиц.
Форма текущего контроля в семестре – дискуссия, собеседование
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.
Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.
Краткое содержание курса
Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля).
Раздел 1. Журналистика в системе социальных институтов общества.
Раздел 2. Журналистика как массово-информационная деятельность
Раздел 3. Функции журналистики.
Раздел 4. Социальные и профессиональные стороны журналистики
Раздел 5. Генезис журналистской профессии.
Раздел 6. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации
Раздел 7. Модель личности журналиста
Раздел 8. Ориентация в профессии, мотивация ее выбора
Семестр 1.
Форма текущ,его контроля
Дискуссия по следующим вопросам:
1.Особенности развития профессии. 2.Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. 3.Современное состояние профессии. 4.Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. 5.Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме.
Ожидаемый результат: умение соединить теоретические вопросы с практикой журналистской деятельности, показать широту и глубину знаний в данных проблемах.
Собеседование со студентами по следующим вопросам:
1.Профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики журналиста.
2.Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). 3.Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования. 4.Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. 5.Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования.
Ожидаемый результат: студенты должны самостоятельно мыслить и базироваться в своих размышлениях на базовых знаниях по предмету.
Форма промежуточного контроля
Зачет
Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету:
1. Понятие журналистики как социальной профессии.
2. Профессиональная деятельность и профессиональное мышление журналиста.
3. Социальная практика и духовная жизнь человека.
4. Характеристика журналистского текста как органической части социальной практики.
5. Выразительные средства журналистики.
6. Прогнозирования возможных реакций различных секторов аудитории на выступления журналиста.
7. Потенциальная, реальная и базовая аудитории в СМИ.
8. Информационный рынок Забайкальского края.
9. Типология местных СМИ.
10. Тематическая модель одного из крупных изданий ("Известия", "Советская Россия", "Комсомольская правда").
11. Тематическая и идейно-политическая направленность местных ТВ каналов (ЧГТРК, "Альтес", "Горизонт").
12.Политическая деятельность СМИ.
13.Газеты полярных идеологических направлений.
14.Роль и функции журналистики, относящиеся к социальной системе, социальным структурам, личности и журналисту.
15. Связь между функциями и принципами журналистики.
16.Логические и психологические факторы эффективности.
17.Особенность журналистики как социального института.
18.Секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные.
19.Системы СМИ в современных условиях.
20.Типология современных средств массовой информации.
21.Информационный порядок в демократическом обществе, СМИ как "четвертая власть".
22.Информационная политика в области СМИ и проблемы информационной безопасности.
23.Диалектика свободы и ответственности журналистики как базовой основы функционирования СМИ.
24.Понятия "информация" и "массовая информация" как продукт массово-информационной деятельности, ее структура.
25.Массовая аудитория и ее характеристики.
26.Политическая культура и социальная позиция журналиста.
27.Журналистика как область творческой деятельности, ее характеристика и особенности.
28.Генезис журналистики, журналистская профессия в постиндустриальном обществе.
29.Специфика журналистской профессии в ряду других профессий, ее роль в процессе формирования информации в социуме.
30.Виды журналистских специализаций и профилизаций по средствам массовой информации, по тематической, жанровой направленности, по должности и функциональным признакам, имиджу и т.п.
31.Модель личности журналиста: социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики. Модификация общей модели (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и др.).
32.Журналистские организации и профессиональные издания (их цель, предназначение, общая характеристика).
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Закон РФ "О средствах массовой информации". – М., 2010.
2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2008.
3. Багерстман Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Настольная книга по этике прессы. – Тарту, 2007.
4. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М., 2006.
5. Ворошилов В.В. Конфликт в журналистском отражении. – СПб., 2006.
6. Ворошилов В.В. Журналистика. Конспект лекций. – СПб., 2007.
7. Ворошилов В.В. Результативность журналистики. – СПб., 2007.
8. Ворошилов В.В. Типология журналистики. – СПб., 2008.
9. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 2005.
10.Грабельников А.А. Средства массовой информации в постсоветской России.– М., 2005.
11.Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторыеособенности личности и профессиональной деятельности. – М., 2009.
12.Денисов О.К. Информация, мировое развитие и ООН. – М., 2005.
13.Журналистика и социология. Журналист: личность, должность и долг. – СПб., 2008.
14.Законодательство о средствах массовой информации. – М., 2010.
15.Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. – СПб., 2007.
16.Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. – СПб., 2008.
17.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. – М., 2010.
18.Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2010.
Дополнительная литература
1.Средства массовой информации в современном мире. – М., 2008.
2.Социология журналистики. Очерк методологии и практики. – М., 2008.
3.Сиберт Ф.,Петерсон Т., Шрамп У. Четыре теории прессы. – М., 2006.
4.Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития, подготовка кадров. – М., 2009.
5.Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 2009
6. Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики. – М., 2010.