Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

 

 

по дисциплине «Введение в специальность»

наименование дисциплины (модуля)

 

для направления подготовки (специальности) 42.03.02 Журналистика

код и наименование направления подготовки (специальности)

 

 

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетных единиц.

Форма текущего контроля в семестре – дискуссия, собеседование

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.


Краткое содержание курса

Перечень изучаемых разделов, тем дисциплины (модуля).

Раздел 1. Журналистика в системе социальных институтов общества.

Раздел 2. Журналистика как массово-информационная деятельность

Раздел 3. Функции журналистики.

Раздел 4. Социальные и профессиональные стороны журналистики

Раздел 5. Генезис журналистской профессии.

Раздел 6. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации

Раздел 7. Модель личности журналиста

Раздел 8. Ориентация в профессии, мотивация ее выбора

Семестр 1.

Форма текущ,его контроля

Дискуссия по следующим вопросам:

1.Особенности развития профессии. 2.Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. 3.Современное состояние профессии. 4.Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. 5.Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме.

Ожидаемый результат: умение соединить теоретические вопросы с практикой журналистской деятельности, показать широту и глубину знаний в данных проблемах.

Собеседование со студентами по следующим вопросам:

1.Профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики журналиста.

2.Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.). 3.Проблемы развития личности будущего журналиста, методы самовоспитания и самообразования. 4.Социологические исследования журналистской профессии и личности журналиста. 5.Журналистское образование: история, структура, формы обучения, актуальные проблемы развития образования.

Ожидаемый результат: студенты должны самостоятельно мыслить и базироваться в своих размышлениях на базовых знаниях по предмету.

Форма промежуточного контроля

Зачет

Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету:

1. Понятие журналистики как социальной профессии.

2. Профессиональная деятельность и профессиональное мышление журналиста.

3. Социальная практика и духовная жизнь человека.

4. Характеристика журналистского текста как органической части социальной практики.

5. Выразительные средства журналистики.

6. Прогнозирования возможных реакций различных секторов аудитории на выступления журналиста.

7. Потенциальная, реальная и базовая аудитории в СМИ.

8. Информационный рынок Забайкальского края.

9. Типология местных СМИ.

10. Тематическая модель одного из крупных изданий ("Известия", "Советская Россия", "Комсомольская правда").

11. Тематическая и идейно-политическая направленность местных ТВ каналов (ЧГТРК, "Альтес", "Горизонт").

12.Политическая деятельность СМИ.

13.Газеты полярных идеологических направлений.

14.Роль и функции журналистики, относящиеся к социальной системе, социальным структурам, личности и журналисту.

15. Связь между функциями и принципами журналистики.

16.Логические и психологические факторы эффективности.

17.Особенность журналистики как социального института.

18.Секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные.

19.Системы СМИ в современных условиях.

20.Типология современных средств массовой информации.

21.Информационный порядок в демократическом обществе, СМИ как "четвертая власть".

22.Информационная политика в области СМИ и проблемы информационной безопасности.

23.Диалектика свободы и ответственности журналистики как базовой основы функционирования СМИ.

24.Понятия "информация" и "массовая информация" как продукт массово-информационной деятельности, ее структура.

25.Массовая аудитория и ее характеристики.

26.Политическая культура и социальная позиция журналиста.

27.Журналистика как область творческой деятельности, ее характеристика и особенности.

28.Генезис журналистики, журналистская профессия в постиндустриальном обществе.

29.Специфика журналистской профессии в ряду других профессий, ее роль в процессе формирования информации в социуме.

30.Виды журналистских специализаций и профилизаций по средствам массовой информации, по тематической, жанровой направленности, по должности и функциональным признакам, имиджу и т.п.

31.Модель личности журналиста: социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики. Модификация общей модели (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и др.).

32.Журналистские организации и профессиональные издания (их цель, предназначение, общая характеристика).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Закон РФ "О средствах массовой информации". – М., 2010.

2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М., 2008.

3. Багерстман Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Настольная книга по этике прессы. – Тарту, 2007.

4. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М., 2006.

5. Ворошилов В.В. Конфликт в журналистском отражении. – СПб., 2006.

6. Ворошилов В.В. Журналистика. Конспект лекций. – СПб., 2007.

7. Ворошилов В.В. Результативность журналистики. – СПб., 2007.

8. Ворошилов В.В. Типология журналистики. – СПб., 2008.

9. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М., 2005.

10.Грабельников А.А. Средства массовой информации в постсоветской России.– М., 2005.

11.Дзялошинский И. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторыеособенности личности и профессиональной деятельности. – М., 2009.

12.Денисов О.К. Информация, мировое развитие и ООН. – М., 2005.

13.Журналистика и социология. Журналист: личность, должность и долг. – СПб., 2008.

14.Законодательство о средствах массовой информации. – М., 2010.

15.Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. – СПб., 2007.

16.Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. – СПб., 2008.

17.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. – М., 2010.

18.Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2010.

 

Дополнительная литература

1.Средства массовой информации в современном мире. – М., 2008.

2.Социология журналистики. Очерк методологии и практики. – М., 2008.

3.Сиберт Ф.,Петерсон Т., Шрамп У. Четыре теории прессы. – М., 2006.

4.Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития, подготовка кадров. – М., 2009.

5.Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М., 2009

6. Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики. – М., 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: