В экономической теории есть два подхода к цене и ценообразованию: во-первых, на основе общественно-необходимых затрат (стоимостной подход); во-вторых, на основе полезности, ценности товара для потребителя (ценностной или полезностный подход). Эти подходы взаимодополняемы и сочетаемы.
В первом случае цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Стоимость представляет содержание, а цена — форму.
Во втором случае цена — это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар. Цена, таким образом, определяется спросом покупателей, которые приобретают товар прежде всего из-за его ценности или полезности.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, т. е. общественно необходимых затрат труда на ее производство.
Виды цен:
Закупочными ценами называют цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители продают свою продукцию государству в соответствии с принятым ими в добровольной форме государственным заказом, а также при осуществлении закупок сельскохозяйственной продукции у населения.
Оптовые цены устанавливают на продукцию сельского хозяйства, натравляемую заготовительными предприятиями и организациями в торговую сеть и в промышленные предприятия.
Расчетные цены внутрихозяйственной торговли используют при реализации продукции внутри предприятий своим работникам.
Розничные цены — это цены, по которым продукция продается населению мелкими партиями за наличный расчет.
Тарифы на услуги - это своеобразная цена (или расценка) на товар сферы производственных и непроизводственных услуг.
Сметная стоимость - есть цена единицы строительных работ, которая возрастает для сельского хозяйства так же, как и тарифы на услуги.
Цена производства - часть цены товара, равная сумме издержек производства и прибыли производителя.
Цена контрактная - фиксируемая в контракте цена по купле - продаже товара.
Цена скользящая - устанавливается в зависимости от конкретных условий (информация, сезон, дата поставки пр.), применяется в контрактах с длительным сроком поставок, в течение которого цена может измениться.
Ценообразование - процесс установления цен с учетом конъюнктуры рынка, то есть движения цен, спроса и предложения, конкуренции, определения их уровня и соотношений.
Состав и структура цены:
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз (по подакцизным товарам) | НДС | Снабженческо-сбытовая надбавка | Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) | |||||
Розничная цена |
Диспаритет цен – это несоответствие цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции. Так, в 1980 году продав 0,5 тонны зерна сельские товаропроизводители могли купить 1 тонну ГСМ (солярку) А сегодня, чтобы купить 1 тонну солярки они должны продать 3 тонны зерна.
Экономическое содержание инфляции. Причины, виды, последствия. Антиинфляционная политика.
Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это нарушение в процессе общественного воспроизводства, проявляющееся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценении.
Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.
Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий — степень расхождения роста цен по различным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий —ожидаемость и предсказуемость инфляции.
Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий), т. е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются) и гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождения цен и заработной платы становится катастрофическим).
По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной ценыразличных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях,
С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - наоборот..
Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.