Цена: понятие, виды, этапы ценообразования. Диспаритет цен.




В экономической теории есть два подхода к цене и ценообразо­ванию: во-первых, на основе общественно-необходимых затрат (стоимостной подход); во-вторых, на основе полезности, ценно­сти товара для потребителя (ценностной или полезностный под­ход). Эти подходы взаимодополняемы и сочетаемы.

В первом случае цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Стоимость представляет содержание, а цена — форму.

Во втором случае цена — это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар. Цена, таким образом, определяется спро­сом покупателей, которые приобретают товар прежде всего из-за его ценности или полезности.

Цена представляет собой денежное выраже­ние стоимости товара, т. е. общественно необходимых затрат труда на ее производство.

Виды цен:

Закупочными ценами называют цены, по которым сельскохозяй­ственные товаропроизводители продают свою продукцию государст­ву в соответствии с принятым ими в добровольной форме государ­ственным заказом, а также при осуществлении закупок сельскохо­зяйственной продукции у населения.

Оптовые цены устанавливают на продукцию сельского хозяйст­ва, натравляемую заготовительными предприятиями и организа­циями в торговую сеть и в промышленные предприятия.

Расчетные цены внутрихозяйственной торговли используют при реализации продукции внутри предприятий своим работникам.

Розничные цены — это цены, по которым продукция продается населению мелкими партиями за наличный расчет.

Тарифы на услуги - это своеобразная цена (или расценка) на товар сфе­ры производственных и непроизводственных услуг.

Сметная стоимость - есть цена единицы строительных работ, которая возрастает для сельского хозяйства так же, как и тарифы на услуги.

Цена производства - часть цены товара, равная сумме издержек произ­водства и прибыли производителя.

Цена контрактная - фиксируемая в контракте цена по купле - продаже товара.

Цена скользящая - устанавливается в зависимости от конкретных усло­вий (информация, сезон, дата поставки пр.), применяется в контрактах с дли­тельным сроком поставок, в течение которого цена может измениться.

Ценообразование - процесс установления цен с учетом конъюнктуры рынка, то есть движения цен, спроса и предложения, конкуренции, определения их уровня и соотношений.

Состав и структура цены:

Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС        
Отпускная цена предприятия без НДС            
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)        
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)    
Розничная цена

Диспаритет цен – это несоответствие цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции. Так, в 1980 году продав 0,5 тонны зерна сельские товаропроизводители могли купить 1 тонну ГСМ (солярку) А сегодня, чтобы купить 1 тонну солярки они должны продать 3 тонны зерна.

Экономическое содержание инфляции. Причины, виды, последствия. Антиинфляционная политика.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - это нарушение в процессе общественного воспроизводства, проявляющееся в переполнении сферы обращения денежными знаками сверх реальных потребностей и их обесценении.

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий — степень расхождения роста цен по раз­личным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий —ожидаемость и предсказуе­мость инфляции.

Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий), т. е. преимущественно количественно. В этом плане вы­деляют три вида инфляции: умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах); галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязывают­ся» к росту цен, деньги ускоренно материализуются) и гиперинфля­ция (цены растут астрономическими темпами, расхождения цен и заработной платы становится катастрофическим).

По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров отно­сительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансирован­ной ценыразличных товаров постоянно изменяются по отноше­нию друг к другу, причем в различных пропорциях,

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуе­мость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, кото­рая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая - на­оборот..

Повышение цен и появление излишнего количества денег - это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной явля­ется нарушение пропорций национального хозяйства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: