УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ




Историческая справка. Консультирование в управлении становится возможным, когда процесс общения и структурации управленческого опыта достигает относительно развитой стадии (вторая половина XIX в.).

Консультирование, которое возникло на основе движе­ния научного управления, концентрировалось в основном на вопросах производительности и эффективности работы фабрик, рациональной организации труда, изучения трудо­вых движений и затрат времени, устранения отходов и сни­жения издержек производства. Формировалось представле­ние о консультанте как человеке, способном находить новые возможности для сбережения ресурсов и повышения произ­водительности труда даже в тех случаях, когда другие не ви­дели выхода.

Одна из первых консультантских фирм современного типа была основана в Чикаго в 1914 г. Эдвином Вузом под назва­нием «Служба деловых исследований». В 20-е годы Э. Майо, проводивший готорнский эксперимент, дал импульс исследо­ваниям по консультированию в области межличностных взаимоотношений между членами коллектива. Начало важ­ной консультативной работе по управлению людскими ресур­сами, изучению их мотивации положила Мэри Паркер Фол-лет.

Интерес к более эффективному сбыту и маркетингу был пробужден такими людьми как англичанин Гарольд Уайтхед, автор книги «Принцип торговли». В 20-е годы был основан ряд консультантских фирм.

Быстро стало развиваться консультирование по вопросам финансов, включая финансирование предприятий и финансо­вый контроль над операциями. В XIX в. - начале XX в. объем и области консультирования оставались ограниченными, об­служивая в основном запросы правительства и армии.

Расцвет управленческого консультирования начинается во второй половине XX в., он связан со значительными качест­венными происшедшими изменениями, такими как:

• многообразие услуг;

• учет достижений НТР;

• агрессивная стратегия стимулирования деловой активно­сти;

• создание «большой восьмерки»;

• интернационализация консультативных услуг;

• развитие внутреннего консультирования;

• прогресс в методологии консультирования;

• повышение компетентности клиентов в использовании кон­сультантов.

Диапазон оказываемых услуг так же расширился и к на­стоящему времени включает в себя:

• области и функции управления (общее руководство, управ­ление финансами, организация и управление производством, управление маркетингом и сбытом, управление кадрами и тру­довыми ресурсами и их подготовка);

• эффективный подход к организационным изменениям;

• отраслевой уклон;

• новые типы услуг (подготовка кадров, компьютеризация, психологическое тестирование, реклама, упаковка, опрос об­щественного мнения, для коньюктурных исследований, отрас­левые исследования экономики и рынка, рекомендации по инвестиционным возможностям, статистические программы, па­тенты и.лицензии и др.).

Что такое управленческое консультирование сегодня? Раз­личают два подхода к определению управленческого консуль­тирования.

1 подход (Фриц Стееле): Под процессом консультирования понимается любая форма оказания помощи в отношении со­держания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которых сам консультант не отвечает за выполнение зада­чи, но помогает тем, кто ответственен за это.

2 подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): Управленче­ское консультирование - это консультативная служба, рабо­тающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управ­ленческие проблемы, проанализировать их, дают рекоменда­ции по решению этих проблем и содействуют, при необходи­мости, выполнению решений.

Управленческое консультирование в нынешних условиях по­нимается и функционирует либо как профессиональная служба, либо как метод, обеспечивающий практическую помощь.

Профессиональные консультанты должны обладать навы­ками, необходимыми для:

• решения проблем и обмена опытом;

• выявления проблем организаций;

• нахождения нужной информации;

• анализа проблем и синтеза фактов;

• разработки предложений по совершенствованию работы;

• общения с людьми;

• планирования изменений;

• преодоления сопротивления изменениям;

• помощи клиентам в накоплении опыта;

• передачи методов управления из одной страны в другую. Мастерство и искусство управленческого консультанта

сводится к тому, чтобы правильным образом дать правиль­ный совет нужному лицу и в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по Управлению.

Услуги консультантов являются востребованными, т. к. це­нятся:

• их особые знания и навыки;

• интенсивная профессиональная помощь на временной ос­нове;

• беспристрастный взгляд со стороны;

• обоснование решений, принятых руководством;

• обучение посредством консультирования;

• доходы не должны превышать расходы.

Процесс управленческого консультирования. Процесс кон­сультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте).

Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческого консультирования, в которой выделяют эта­пы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения. Эту модель иногда называют моделью измене­ний. На каждом этапе консультант должен решить определен­ные задачи и осуществить соответствующие действия. Рас­смотрим это подробнее.

1. Подготовка • Первый контакт с клиентом • Предварительный диагноз проблемы • Планирование задания • Предложение клиенту относительно задания • Контракт на консультирование
2. Диагноз • Обнаружение фактов • Анализ и синтез фактов • Детальное изучение проблемы
3. Планирование дейст­вий • Выработка решений • Оценка альтернативных вариантов • Предложения клиенту • Планирование осуществления решений
4. Внедрение • Помощь в осуществлении • Корректировка предложений • Обучение
5. Завершение • Оценка • Конечный отчет • Расчет по обязательствам • Планы на будущее • Уход консультанта

Актуальной и быстро развивающейся сферой для отечест­венной практической психологии явилась область управлен­ческого консультирования - консультирование в организаци­ях. Возникший в 70-е годы данный вид психологической помощи включает в себя широкое поле деятельности для пси­холога-консультанта: помощь в принятии управленческих ре­шений, вопросы кадрового подбора и организации производ­ства, отслеживание и разрешение конфликтов, различные виды и формы работы с персоналом и т.д. Понятие «управлен­ческое консультирование» нередко выходит за рамки тради­ционного понятия консультирования в связи со спецификой целей и задач, которые должны быть достигнуты в результате его использования. К ряду консультантов «управленцев» час­то относят психологов-консультантов в области рекламы, про­паганды, торговли и пр. Как правило, профессиональные обя­занности этих специалистов достаточно далеки от практики оказания психологической помощи. Более того, прикладная психология часто в их руках выступает в качестве инструмен­та манипулирования человеком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: