Если не прервать Вавилонскую стройку, то Господь воплотившийся, – «Сын Человеческий», не найдет в человечестве «сынов Божиих».




Сыны Божии стали сыны человеческие.

Представим абсурдность замысла Вавилонской башни: «сыны человеческие» (бене ха-адам) захотели перестать быть «сынами человеческими» – которые от Адама, они захотели себе новое имя. Господь «сошел» увидеть, ради чего они отреклись от себя и от Бога, как далеко они продвинулись на этом пути. Господь по Своему Человечеству смотрит, на что способны «сыны человеческие». Это были «город и башня»…

По общему смыслу события, Господь сошел на такой стадии Вавилонской стройки, когда было на что смотреть, то есть замысел уже стал виден в делах. В этом смысле город и башню уже «построили»:

город, – так сыны человеческие пойдут вширь, по горизонтали, по лицу всей земли;

башня, – так они будут познавать начала, что в небе, это их вертикаль, их знак, что такое для них «небо»;

они сами – потомки Ноя, которые это построили, а себя потеряли, люди не злобные, а Бога забыли.

Вавилон Книги Бытия – это зарубка на память всему человечеству: как человечество может потерять себя в делах…

Человек вовлекается в дела, творческие замыслы, производство и начинает думать, что он самодостаточное существо и мера всех вещей, о Боге позабывает. «Об этом послушаем тебя в другое время», – сказали афиняне апостолу Павлу (Деян. 17:32), им было неинтересно то, что он говорил...

Если не прервать Вавилонскую стройку, то Господь воплотившийся, – «Сын Человеческий», не найдет в человечестве «сынов Божиих».

Направленное движение мировой истории (человека – к Богу, Бога – к человеку) может пресечься… Это было бы концом истории. Вообще «Вавилон» – это состояние человечества перед концом истории. Однако этим близким потомкам Ноя еще можно помочь: строителей первого Вавилона – сынов человеческих можно спасти так, как Человека (Адама), когда его изгнали из рая. Спасение строителей Вавилона тоже будет чем-то вроде изгнания, и тоже будет сопряжено с серьезной потерей для всего человечества.

И сказал Господь: вот род [3] один и речь (губа) одна у всех.

Быт. 11:6

До Вавилона была речь («губа») одна и был «глас един у всех» – богообщение было.[4] Теперь «гласа единого» нет, богообщения нет [5]. Бог не может ничего сказать этому роду. Даже если бы голос Божий звучал как гром среди ясного неба, его бы не услышали. «Вавилон» стал местом, где богообщение прервалось…

Если бы только прервалось: богообщение стало невозможным… Если бы Вавилон был местом, где богообщение стало невозможным... Вавилон это не местное явление –

«Вавилон» – это всемирная деятельность, которая «изначально» пресекает богообщение и не может ограничиться никаким местом.

Люди строят башню, которой «начало в небе» – рош ба-шамáйим. Их небо – это не то небо, которое мы называем в молитве «Отче наш». Их небо такое, которое можно опускать к земле – в познавании «начал» использовать на практике по своей, чисто человеческой, воле. Чем выше их башня к этому небу, тем шире будет их рассеяние по земле.

В Вавилоне люди нечто такое «начали творить»:

И сказал Господь: вот род один и речь (губа) одна у всех. И это они начали творить, и теперь не прекратится у них все, чтобы они ни положили [себе] творить.

Быт. 11:6

Вавилонские строители не смогут остановиться: «не прекратится » их деятельность. Обратного пути для них нет: «переменить мысли» (покаяться) стало «теперь» для них невозможно [6].

После грехопадения сказано, что человек стал как один из Элохим:

И сказал Господь Бог (Яхве Элохим): вот Адам бысть как один из Нас, чтобы познавать [7] хорошее и злое. (Быт. 3:22 ТМ)

Адама удалили из рая, потому что он в каком-то отношении стал как один из Элохим, и он раньше времени стал как один из Элохим. В каком отношении Адам стал как один из Элохим? В отношении к знанию, ибо он «стал готов познавать»: Бог Элохим знает все, Адам стал познающий все – и в этом отношении он стал «как Один из» Элохим.До конца времен человек не остановится в познавании.

Человек Вавилона вполне проявил себя в том, что он «стал как один из Элохим, чтобы познавать» ла-дáат t[dl (Быт. 3:22). И более того: «теперь не недоступно для них все, что они замыслят, чтобы создавать» – ла-асот twf[l (Быт. 11:6).

Бог знает все, человек познает все. В Вавилоне познание перешло в область систематического постижения начал и практического осуществления замыслов. В Вавилоне люди иначе «попробовали» познание, через века после грехопадения явился как бы новый вкус от плода запретного древа. Познавать и создавать – вот новый вкус… Бесконечное в идее познавание будет теперь сопровождаться бесконечным в идее созиданием, а созидание нового будет обеспечено все новым познаванием.

Для человека Вавилона и для Каина – «перемена мыслей», покаяние невозможно. Однако Каин и его потомки ведают, что творят, покаяние отвергли. А эти, несчастные, что они знают? Они позна ю т. Они остановиться не смогут. Каин проклят, а этих «сынов человеческих» надо спасать от них самих. Спасение не происходит через отъятие свободы, но на решительных поворотах истории (изгнание из рая, Потоп, Вавилон, Содом) Бог вмешивается, ограничивая свободу человека по принципу: ты свободен, но Я не дам тебе погубить весь мир.

Смешение языков предваряется Великим Советом (Лиц Пресвятой Троицы), на котором мы слышим побуждение к совместному действию («приидите») и возможность «нисхождения» и милости:

Приидите, и сошедше да смесим там их язык...

Быт 11:7

Произошло одновременно

отъятие дара от недостойных как наказание и

созидание многоязычия как творческий акт и милость.

То, что подверглось смешению, было не то особенное говорение, речение которое называлось «одна губа» (сафá). То осталось неприкосновенным и было отнято, на «губе» люди говорить перестали. То, что Господь созидает, было уже –

«язык–глосса» glоssa – другой речевой субстрат, при самом появлении у людей разветвившийся на множество «языков».

Все множество языков – это один «язык », который Господь в отдельном творческом акте приготовил – традиционный перевод «смешал», лучше «смесил » (LXXc), а точнее было бы «замесил » (об этом ниже).

Как все пять человеческих чувств имеют высшее единство: оптическое может иметь аналогию в запахе, осязаемое слышится, прекрасное вкушается как сладость и прочее, – и именно на этом уровне, который превосходит границы каждого из чувств, дается Откровение, так и –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: