ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ




Шукуров А.К. к.э.н., ст. преподаватель Актюбинский региональный государственный университет им.К.Жубанова

Булекбаева К. А., магистрант, Актюбинский региональный государственный университет им.К.Жубанова

 

Как известно, создание Евразийского Союза было обусловлено необходимостью решения важнейшей стратегической задачидальнейшего углубления процессов евразийской интеграции в рамках сложившихся структур данной интеграционной группировки: Таможенного Союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решение этой задачи было нацелено на обеспечение «четырех свобод»: свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы[1]. В чем она выражается. Это прежде всего, возможность свободного перемещения трудовых ресурсов и капитала.Для отечественных инвесторов это возможность стать участником финансовых рынков России, а также открывает дорогу российскому капиталу на казахстанский рынок.Рынок услуг открывает перспективы для поставщиков всех трех стран, которые могут участвовать во всевозможных тендерах на поставку своих услуг и товаров на их территории. Это возможность для малого и среднего бизнеса по всем направления сотрудничать с партнерами-бизнесменами стран-участниц. Когда открываются большие возможности для развития бизнеса, предполагается более активный оборот финансов, экономических ресурсов, товаров - на этой основе будут расти национальные экономики этих стран. В условиях нарастающего мирового финансово-экономического кризиса одной из главных задач, стоящих перед странами ЕАЭС является максимальное снижение зависимости национальных экономик от стран ЕС и США за счет формирования самостоятельной экономической системы которая, опираясь на свои внутренние ресурсы, находилась бы в наименьшей зависимости от мировой конъюнктуры.

На долю стран участниц ЕАЭС приходится около четверти всех разведанных в мире полезных ископаемых стоимостью до 40 триллионов долларов. Это крупнейший в мире экспортер энергоресурсов и продовольственной пшеницы. Президент Назарбаев Н.А. в своих выступлениях не раз отмечал, что ЕАЭС полностью обеспечивает себя продовольствием, имеет все необходимые коммуникации внутри общего рынка и с другими странами, самодостаточен по ключевым ресурсам, которые гарантируют независимость государств", - отметил Н. Назарбаев [2].Однако у ЕАЭС есть не только сторонники, но и противники, и прежде всего США и Европейский Союз, которые не хотят терять контроля над огромным 170миллионным рынком, объемом более двух триллионов долларов США.

Россия и Казахстан находятся в сильной зависимости от цен на сырьевые товары и поэтому любое падение цен на нефть приводит к проблемам бюджета и вынуждает постоянно наращивать стабилизационный фонд, накапливая денежные средства и не пуская их в национальную экономику, что впоследствии негативно сказывается на ней. Для самостоятельной экономики необходимо собственное экономически окупаемое производство [5]. Помимо общих причин создания ЕАЭС выделяют еще и собственные для каждой страны-участницы в отдельности. Так, для России это, прежде всего, рынок сбыта несырьевых товаров (20% несырьевого экспорта уходит в Казахстан) [6], обмен инвестициями, общий рынок труда, а также транзит через территории Казахстана и Белоруссии. Для Казахстана - новый рынок сбыта своих товаров, транзит по внутрироссийским тарифам своего экспорта через территорию России, а также, как и для России, общий рынок труда и взаимный обмен инвестициями. Для Белоруссии – это доход, получаемый от транзита российского и казахстанского экспорта, поставки углеводородов и сырья без таможенных пошлин.

По утверждению представителей Евразийской экономической комиссии, совокупный ВВП стран ЕАЭС, вследствие увеличения интеграционного эффекта, к 2030 году должен составить 1 трлн долларов. По их мнению на сегодняшний день ЕАЭС является шестой экономикой в мире с совокупным ВВП, достигающим почти $3 трлн. "Еще $1 трлн ожидается к 2030 году вследствие интеграционного эффекта. На страны ЕАЭС приходится более 1000 банков с совокупным капиталом около $250 млрд, с активами около $2 трлн и совокупным объемом фондового рынка около $1 трлн", - сказал министр. Он отметил, что в Договоре о ЕАЭС содержатся такие новшества, как общий финансовый рынок, зафиксировано поэтапное устранение изъятий и ограничений в банковском секторе, которые определены индивидуальными национальными перечнями[8].

"Экономический потенциал Евразийского экономического союза очень высок, совокупный объем экономик трех стран только составляет $2,2 трлн. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП может составить к 2030 году $900 млрд", -сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета в 29 мая 2014 года в Астане[2].

По его мнению, к 2019 г. должен быть сформирован общий рынок электроэнергии, а к 2025 г. – общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.Для этого приняты соответствующие концепции: Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза.

В рамках Союза реализуется согласованная (скоординированная) агропромышленная политика.Целью данной политики является эффективная реализация ресурсного потенциала государств – членов Союза для оптимизации объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения потребностей общего аграрного рынка, а также наращивания экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В настоящее время основные задачи данного направления закреплены в Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, Плане мероприятий по реализации Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также отражены в Перечне перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере агропромышленного комплекса государств – членов Евразийского экономического союза до 2020 г.

Промышленная политика в рамках Союза формируется в соответствии с «Основными направлениями промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза», которые содержат направления и инструменты(механизмы) промышленного сотрудничества, а также приоритетные виды экономической деятельности для промышленного сотрудничества государств-членов.Целями промышленного взаимодействия в рамках объединения являются: ускорение и повышение устойчивости промышленного развития, модернизация (техническое перевооружение) действующих производств, стимулирование взаимовыгодной промышленной кооперации для создания высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции. Примером реализации такого взаимодействия является создание Евразийского инжинирингового центра по станкостроению, а также утверждение одиннадцати приоритетных евразийских технологических платформ (космос, медицина, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, добыча природных ресурсов, экология, сельское хозяйство и промышленные технологии) с целью создания в рамках Союза центров компетенции, стимулирующих развитие приоритетных секторов экономики и формирующих условия для их постоянного технологического обновления.

В целях обеспечения свободы движения услуг в рамках Союза сегодня в режиме единого рынка работает 43 сектора услуг – это более половины их общего стоимостного оборота.К 2025 г. в соответствии с планами либерализации планируется включение в единый рынок еще 21 сектора услуг. Функционирование единого рынка услуг представляет собой мощный импульс для экономического, промышленного роста государств-членов, повышения их конкурентоспособности, способствует привлечению дополнительных инвестиций в рамках Союза, активизации ведения бизнеса, созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы. Достигнут определенный прогресс в вопросе снижения стоимости роуминга в рамках Союза. В 2015 – 2016 гг. операторы связи государств-членов снизили тарифы на голосовые услуги связи в роуминге в рамках Союза в среднем в 10 раз.

К 2025 г. будет создан общий финансовый рынок и обеспечена свобода движения капитала.Для выполнения данной задачи принято Соглашение об обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 23 декабря 2014 г. В августе 2016 г. Советом Комиссии одобрен проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации, призванного устранить ограничения в отношении валютных операций, осуществляемых резидентами стран ЕАЭС, гармонизировать законодательства государств Союза в сфере валютного регулирования и валютного контроля, создать условия для беспрепятственного прохождения платежей, расчетов и свободного движения капитала в пределах таможенной территории ЕАЭС. На завершающей стадии подготовки находится проект Соглашения о гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в сфере финансового рынка, которое направлено на создание в рамках Союза общего финансового рынка, обеспечение взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в секторах услуг (банковском, страховом секторе, секторе услуг на рынке ценных бумаг), а также формирование недискриминационного доступа на финансовые рынки государств – членов ЕАЭС. В целях обеспечения доступа резидентов государств-членов к кредитным продуктам в банках на всей территории ЕАЭС и снижения кредитного риска для банков государств Союза проводится работа над проектом Соглашения о взаимодействии государств – членов ЕАЭС по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй. Также в настоящее время экспертами центральных банков, министерств и ведомств финансово-экономического блока государств – членов ЕАЭС проводится разработка Концепции формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Документ должен конкретизировать механизм достижения поставленных Договором о Союзе целей в области создания общего финансового рынка, включая правовую основу, сроки, инструменты, способствующие его формированию, комплексно обозначить ключевые направления построения общего финансового рынка, а также определить контуры развития его инфраструктуры.

Создание условий для обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания устойчивого экономического роста достигается путем проведения согласованной макроэкономической политики и соблюдения пороговых значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов: годовой дефицит государственного бюджета, государственный долг и уровень инфляции.

В 2015 году утверждены Основные направления экономического развития Союза до 2030 года, на ежегодной основе принимаются Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов. Для обеспечения эффективного функционирования национальных экономик государства-члены проводят согласованную макроэкономическую политику, что предусматривает соблюдение количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития. В целях координации проведения государствами-членами согласованной макроэкономической политики готовятся краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы экономической ситуации. В рамках Долгосрочного прогноза экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года определены потенциальные интеграционные эффекты и рост экономик государств – членов ЕАЭС за счет использования интеграционного потенциала Союза в совокупности с национальными конкурентными преимуществами. Векторы сотрудничества и условия, при которых возможно достижение потенциальных эффектов, рассчитанных в Долгосрочном прогнозе, утверждены в Основных направлениях экономического развития Союза до 2030 года. На ежегодной основе принимаются Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов, которые направлены на достижение целей установленных Основными направлениями экономического развития Союза.

Объем промышленного производства Союза в 2015 г. составил 927,6 млрд. долларов США и увеличился в постоянных ценах по сравнению с 2005 г. на 20,8%. При этом среднегодовой прирост составил 1,9%.

Анализ достижения Целей в области устойчивого развития (ЦУР) в рамках Союза, представленный в Докладе Евразийского экономического комиссии в 2017 году, показал, что в рамках Союза динамика достижения отдельных ЦУР является высокой. В частности, уровень безработицы в Союзе ниже, чем в ЕС и других развитых странах. Проявилась тенденция выравнивания уровня экономического развития между государствами – членами Союза, несмотря на различия масштабов экономики и мировой кризис. Разрыв в уровне ВВП на душу населения сократился с 9,8 тыс. долларов США в 2010 году до 9,3 тыс. долларов США в 2015 году. Также сократился разрыв между государствами-членами по уровню оплаты труда, производительности труда, обеспеченности научными кадрами, показателям безработицы. Приведенные количественные показатели отражают качественные изменения в экономическом развитии государств – членов Союза и благосостоянии граждан. В то же время для достижения Целей 7, 9, 10 требуется наращивание усилий в рамках Союза в части более активного внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, высокотехнологичных производств, наукоемкой продукции в сферах, обладающих высоким интеграционным потенциалом, а также активное создание региональных цепочек добавленной стоимости и региональных промышленных кластеров. Достижению ЦУР в рамках Союза будет также способствовать реализация Основных направлений экономического развития Союза до 2030 года, которые учитывают долгосрочную повестку развития рассматриваемого регионального интеграционного объединения и направлены на мониторинг реализации государствами-членами задач устойчивого развития, стоящих перед всем международным сообществом.

 

 

Список использованной литературы

1. Материалы официального сайта Евразийского экономического союза

2. Участие в церемонии подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Материалы официального сайта Президента Республики Казахстан.29.05.2014. Астана, Дворец Независимости

3. Индии выгодно партнерство с ЕАЭС, считают участники «круглого стола» (03.07.2014) // URL: https://ria.ru/world/20140703/1014631060.html

4. Создание ЕАЭС открывает дверь для китайских инвесторов в РК (16.10.2014) // URL: https://www.respublika-kz.info/

5. С созданием ЕАЭС европейский рынок прекратит манипулировать казахстанским – эксперт (04.09.2014) // URL: https://www.customs-union.com/

6.Материалы сайта https://easttime.ru/

7. Юрий Шевцов: Геополитические последствия процесса евразийской интеграции. Материалы информационно-аналитического порталаAVA.MD

8. Материалы сайта Евразийской экономической комиссии. https://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-092014-3.aspx

9.Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 года

10. Материалы сайтаKapital.kz| Центр деловой информации Капитал

11. Лукашенко: Украина никуда не денется от сотрудничества с ЕАЭС (9 июня 2014) // URL: https://news.tut.by/politics/402461.html

12. В Казахстане разработан План мероприятий по снижению уровня долларизации экономики. Материалы сайта Информационного агентства «Zakon.kz», 2015

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: