Кузнецова В.Н. Евангелие от Иоанна. Комментарий. М, 2010. С. 314-319.




Утреннее Евангелие (Ин. 12:28-36) — довольно короткое и содержит предсказание Самого Христа в беседе с народом о Своей крестной смерти. Ключевой фразой данного зачала, связывающей его с праздником Воздвижения Креста, являются слова: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12:32). Стоит отметить, что в данном отрывке говорится о голосе Бога Отца с неба, и следует вспомнить, что в земной жизни Спасителя было всего два подобных случая — во время крещения на Иордане и преображения на Фаворе. Кроме того, что подобный ответ Бога Отца говорит о важности самого момента беседы и значимости слов Христа «Отче! Прославь имя Твое», сделаем акцент на том, что все три евангельских эпизода, в которых повествуется о голосе Бога Отца с неба, читаются на двунадесятые Господские праздники: Воздвижение Креста, Богоявление и Преображение.

Ст. 28Прославь Свое имя, Отец! – Эти слова очень похожи на начало Молитвы Господней, которая тоже отсутствует в 4-м Евангелии (Мф 6:9; Лк 11:2). Имя здесь обозначает самого Бога. Прославь – Хотя у Матфея и Луки «пусть будет освящено Твое имя», но страдательный залог подразумевает, что действующим лицом является сам Бог, так что возможен перевод: «Сделай Свое имя святым». Святитель Иоанн Златоуст, объясняя эту молитву, говорил, что «пусть будет освящено» означает «пусть будет прославлено». Таким образом, оказывается, что перед нами лишь слегка отличающийся вариант одного и того же прошения. Прославление или освящение имени Божьего возможно лишь с наступлением Его Царства, потому что только тогда все признают Бога своим Царем и будут восхвалять Его как должно (ср. Откр 4:8).

И с неба раздался голос – На молитву Иисуса ответ дан с неба. В синоптической традиции голос с неба звучит в сценах омовения и преображения (Мф 3:17; Мк 1:11; Лк 3:22; Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:35). Возможно, Божий голос, подтверждающий, что молитва услышана, в какой-то мере равнозначен укрепляющему Иисуса ангелу во время Гефсиманской молитвы (Лк 22:43). Прославил и еще прославлю! – Это уже совершившееся прославление охватывает все служение Иисуса (ср. Ин 2:11; 11:4), кульминацией которого является Его смерть на кресте, грядущее же прославление – это Его воскресение и возвращение к Отцу. Ср. Ин 17:4-5: «Я прославил Тебя на земле, исполнив дело, которое Ты поручил Мне. Теперь же, Отец, Ты прославь Меня славой, что была у Меня, когда Я был с Тобою» (ср. Ин 13:31-32).

Ст. 27-28 представляют собой Иоаннов вариант Гефсиманской молитвы. У Иоанна Гефсимания есть, а молитвы о чаше нет, но она появляется у него в другое время и в другом контексте. Среди ученых есть споры, кто ближе к истине – Иоанн или синоптики. Сознательно ли евангелист изменил общую традицию или он следует своей собственной? Некоторые ученые высказывают предположение, что Иоанн здесь более прав. Вероятно, Иисус и раньше со скорбью говорил о предстоящей Ему участи, а судя по описанию молитвы в Гефсимании, ученики находились на довольно большом расстоянии от Него, кроме того, они не в силах были справиться со сном и не могли слышать, какими именно словами Иисус молился Своему Отцу. Поэтому логично предположить, что они просто подставили в молитву слова, которые слышали от Иисуса раньше.

Ст. 29Толпа, стоявшая там, слышала голос – Здесь мы впервые узнаем, что вся сцена происходит в присутствии толпы. Одни говорили, что это прогремел гром – Вероятно, упоминание грома может означать то, что голос Божий сопровождался громовым раскатом, или то, что людьми он был воспринят как гром, но им не было дано услышать слова, обращенные к одному только Иисусу (ср. Деян 22:9). В Ветхом Завете голос Бога и Богоявление часто связываются с громом (1 Цар 12:18; Пс 18(17):7-16; Откр. 8:5; 11:19; 16:18), поэтому ясно, что на молитву Иисуса был дан ответ с неба. А другие – что с Ним разговаривал ангел – (ср. Быт 21:17; 22:11; Деян 23:9).

Ст. 30Не ради Меня был этот голос, а ради вас! – сказал им в ответ Иисус – Иисус не нуждается в ответе, который был бы слышен (ср. Ин 11:42). Голос Бога, вне зависимости от того, был ли он воспринят людьми как гром или голос ангела, прозвучал для укрепления веры тех, кто присутствовал при этом, или же для указания на приближающийся Суд.

Ст. 31Вот и настало время суда для этого мира – Наступление часа означает не только смерть Иисуса, но и то, что благодаря этой смерти этот век сменяется Новым Веком, который начинается со страшного Суда Божьего. О суде говорится в (Ин 3:19-21): люди сами приходят к свету или бегут от него. Вот почему распятие становится орудием суда, которым люди судят себя.

Теперь будет изгнан вон Властитель этого мира! – Именно теперь, в это самое время, благодаря тому, что Он принимает волю Отца, Иисус одержал решающую победу над злом. Ср. Лк 10:18: «Я видел: Сатана пал молнией с небес». Властитель этого мира – Так евангелист называет дьявола (Ин 14:30; 16:11; ср. Еф 2:2; 6:12; 2 Кор 4:4; Мф 4:8-9). Хотя истинным Властителем является Бог, может показаться, что на земле безраздельно царит Его враг – дьявол. Ср. 1 Ин 5:19: «Весь мир – во власти Злодея». Здесь он предстает как сфера безраздельного владычества Врага Божьего. Будет изгнан вон – то есть лишится своей власти (ср. Ис 14:12-15; Откр 12:7-9; Лк 10:18). Ср. Евр 2:14: «Он... стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола».

Ст. 32А когда Меня вознесут от земли, Я всех к себе привлеку! – Это третье и последнее предсказание Иисуса о Своей смерти (Ин 3:14; 8:28). Но так как смерть есть одновременно и Его прославление, то глагол «вознести» употреблен здесь одновременно в двух значениях: «прославить, превознести» и «поднять на крест». Кроме того, возвышение Иисуса противопоставлено низвержению дьявола, о котором говорилось в предыдущем стихе. Ср. также Откр 12:5, 8-9, где вознесение мессианского младенца сопоставляется с падением с небес Сатаны. Благодаря смерти Иисуса многие люди будут привлечены к Нему, придут к вере. В (Ин 6:44) привлекает сам Отец, но так как Отец и Сын – одно, нет никакой разницы. Всех – Это означает, что проповедь о Христе обращена ко всем людям.

Ст. 33Этими словами Он дал понять, какой смертью умрет – В некоторых особенно важных случаях евангелист объясняет читателям смысл слов Иисуса, которые могли бы быть поняты превратно (ср. Ин 2:21; 21:19). Так и здесь он заранее сообщает, что Иисус будет казнен римским способом казни – распятием, когда человека поднимают («возносят») на крест.

Ст. 34Мы из Закона знаем, что Помазанник всегда будет с нами, – ответил народ – Люди поняли, что Иисус говорит о Своем уходе. Они были готовы признать Его Помазанником, хотя и в своем неверном, националистическом смысле, но их смущают Его слова о том, что Он их покинет. Ведь мессианское царство мыслилось как пребывающее вечно, и об этом свидетельствуют тексты Писания (Пс 89 (88):36-37; 110(109):4; Ис 9:6) и пользовавшиеся огромным авторитетом, хотя и не вошедшие в канон 1-я Книга Еноха и Псалмы Соломона. Правда, ни в одном из этих текстов не говорится о вечном пребывании самого Помазанника. Вероятно, слова «Семя его [Давида] пребудет вечно» (Пс 89:36 (88:37) были отнесены не к династии потомков Давида, но к самому Помазаннику. Из Закона – Пятикнижия Моисеева.

Как Ты можешь говорить, что Сын человеческий должен быть вознесен? И кто этот Сын человеческий? – Интересно отметить, что Иисус не упоминал о Сыне человеческом, хотя третье предсказание о смерти как раз и отличается от двух предыдущих, что в нем нет этих слов (ср. Ин 3:14;

8:28). Но в Евангелии цитаты не всегда совпадают дословно, и можно предположить, что и здесь прозвучал титул Сына человеческого. И только здесь соединены два титула – Помазанника и Сына человеческого, что встречается в Евангелии от Марка (14:61-62) и у Юстина (Трифон 32:1).

Ст. 35Иисус сказал им: – Совсем недолго свету осталось быть с вами – Иисус отвечает собравшимся короткой притчей, в которой говорится о непродолжительном пребывании с ними Света. Хотя Он ничего не говорит о Сыне человеческом, но следует помнить, что 9-я глава начиналась с того, что Иисус назвал себя светом миру, а заканчивалась она тем, что Иисус отождествлял себя с Сыном человеческим (Ин 9:35). Так что ответ тем, у кого есть уши и кто обладает духовным слухом, дан. Иисус в этой притче говорит о близости Своей смерти. По своей мысли притча близка к (Ин 9:4 ср. Ис 50:10). Так ходите, пока светло – дословно: «ходите в свете»; в этом контексте «ходить в свете» означает верность. Тьма есть противоположность свету. Чтобы тьма не объяла вас. Ведь тот, кто ходит во тьме, не знает, куда направляется – Ср. 1 Ин 2:11: «А кто ненавидит брата, тот во тьме, он не знает, куда бредет, потому что тьма ослепила ему глаза».

Ст. 36А пока еще светит вам свет, верьте в свет – и станете сынами света! – Это последний призыв Иисуса к тем, кто был свидетелем Его служения. Иисус дает им шанс предельно серьезно отнестись к своей вечной жизни и вечной смерти и сделать правильный выбор, пока еще есть время. Сынами света названы люди, причастные к свету, в противопоставлении сынам этого века (ср. Лк 16:8). В семитских языках часто встречается словосочетание «сын кого-либо или чего-либо» (ср. 1 Фес 5:5, 8). Известно также, что насельники Кумрана называли себя сынами света, а всех прочих – сынами тьмы.

И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них – (ср. Ин 8:59; 10:39-40; 11:54). На этом общественное служение Иисуса завершилось, Он больше не будет говорить перед народом.

 

 


[1] См. Пс. 88:37-38; Ис. 9:6-7; Иез. 37:25; Дан. 7:13-14.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: