Русский народный свадебный обряд




Период вынашивания ребенка

Отношение к беременным женщинам было двояким. С одной стороны женщина несла добро и олицетворяла плодородие. Ее обливали водой при засухе, использовали во многих обрядовых действиях для увеличения плодовитости скота, увеличения урожая. С другой стороны

по суеверным представлениям, от женщины, ждущей ребенка, исходила

опасность. Считалось, что встреча с беременной приносит несчастье, неудачу. «С брюхом ходить – на вороту смерть носить». Поэтому сама женщина нуждалась в защите. Существовали обереги для защиты жен- щин: красные шерстяные нити, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, пояса; пучки разноцветной пряжи, завязанные «мертвым узлом»; железные предметы- иголки, нож; а также щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочки кирпича от печи, соль и т.д. Чтобы охранить женщин и ребёнка от несчастий существовали запреты контактов с определенными предметами, временные и пространственные ограничения, запреты в питье и еде, социальные запреты, запреты смотреть на все безобразное и неприятное (примеры).

До сих пор существуют суеверия, связанные с определением пола ребенка. Способов существовало много (например, окончив ткать, будущая мать выбегала на улицу и ждала первого встречного, считалось, что его полу и будет соответствовать пол ребенка) и др.

 

Период появления ребенка на свет

Главная задача в этот период – защита роженицы от нечистой силы. Для этого использовали:

- христианскую атрибутику (ладан, святую воду, молитву);

- заговоры (во время обхода вокруг стола с солью на каждом углу - для легких и быстрых родов);

- магические действия (зажигали освещенную свечу и держали её перед лицом роженицы, метлой стучали в потолок, обращаясь за помощью к «домашнему духу», покровителю семьи, размыкали и развязывали всё, что замкнуто и представляло собой какую-либо преграду, способную помешать быстроте родов: отпирали в доме все замки, сундуки, шкафы, раскрывали двери и печные заслонки, развязывали узлы, расплетали косы, развязывали пояс, платок на роженице, снимали с неё серьги, кольца);

Во все времена пытались угадать судьбу ребенка. Счастливым будет ребёнок, родившийся в «сорочке»,если мальчик похож на мать, а девочка на отца, если в день рождения в доме была прибыль, если ребёнок родился во вторник, четверг, субботу и воскресенье, «меж обедни и заутрени».

Большую роль в этот период играли:

- обряды, способствующие благотворно повлиять на судьбу ребенка (обрезание пуповины, первое купание, перепеченье, и др.)

-обряд «Кувада», способствующий быстрым и успешным родам.

Магическими действиями в этом обряде является имитация родов мужем роженицы, который часть болевых ощущений берёт на себя.

- обереги от сглаза и нечистой силы (в кровать новорожденного клали клок собачьей шерсти, осиновую кору, острые предметы – нож, вилку, сразу после рождения ребенка заворачивали в отцовскую рубаху и др.).

 

Крестины

 

Крестины – это таинство, которое происходит в церкви или в доме в присутствии церковнослужителей, если здоровье ребёнка не позволяет выносить его в церковь. Однако элементы народных традиций присутствуют и в этот период:

- суеверия (крестные родители не должны оборачиваться при выходе из дома, громко разговаривать, спотыкаться, когда ребенка опускали в купель, он должен плакать, тогда будет жить долго, если ребёнок вытягивался и молчал, такой ребёнок не жилец и др.)

- обряды (по возвращении из церкви ребёнка укладывали на вывороченную шубу перед образами, под шубу прятали предметы-обереги, дабы обеспечить ребенку богатую и благополучную жизнь, обряд одаривания матери и бабки-повитухи «на зубок», обряд угощения родственников и соседей «бабиной кашей», обряд наречения имени и др.);

- ритуальное блюдо «Бабина каша»- богатая каша, хорошо сдобренная маслом, сливками, для отца ребёнка сильно пересоленная, подается с приговорами.

- устойчивые фольклорные формы родильного цикла: величальные песни, песни-пожелания, колыбельные, пословицы, поговорки, приметы.

 

Русский народный свадебный обряд

Свадьба – праздничный обряд, сопутствующий заключению брака (БСЭ).

Свадебный обряд представляет собой совокупность элементов материальной (одежда, головные уборы, украшение жилища, свадебные повозки, ритуальная пища, атрибуты магических действий) и духовной (словесный, музыкальный, хореографический фольклор, театрализованные действа) культуры.

Свадебный обряд очень древний, его корни уходят в «седое язычество».

Языческий брак соединялся перед идолами богов, являющихся покровителями плодородия - Даждьбога, Светлояра, богини любви Лады. Брачующиеся поклонялись Солнцу-свету.

С принятием христианства на Руси на языческую свадебную обрядность наслоились церковные обряды, пришедшие из Византии. Церковь всемерно содействовала утверждению обряда венчания, но народ не собирался отказываться от традиций. Эти традиции – веселая разгульная пирушка – не уживались со строгим христианским обрядом.

Несмотря на многовековую борьбу с языческими предрассудками церковь так и не одержала полной победы. Таким образом. В свадебном обряде прослеживаются две контрастирующие части: церковный обряд венчания и непосредственно свадьба – веселый семейный праздник, уходящий корнями в далекое прошлое.

Свадебный обряд состоял из 3-х периодов: предсвадебный, свадьба, послесвадебный. Эти периоды включают в себя несколько эпизодов:

1. Сватовство (смотрины, лады).

2. Сговор (рукобитьё, договор, зарученье, пропой, пропивки). Сговор – это первое пированье в доме невесты. Здесь должен состояться договор о сроках, количестве гостей, приданом. В Тверской губернии такой договор составлялся на втором сиденье в доме жениха. Со сговора начиналась череда причитаний.

3. Девичник – прощальная вечеринка в доме невесты, накануне свадьбы, обряд прощания с девичеством.

4. Баня - наутро после девичника, могла быть символической, где должен состояться обряд прощания с девичьей косой.

5. Поезд жениха.

6. Торжественный выезд всех участников свадьбы к венцу.

7. Венчание.

8. Свадебный пир.

Во время свадьбы совершались различные магические обряды, суеверия с целью уберечь молодых от порчи, сглаза, обеспечить им долгую и счастливую жизнь, рождение здоровых детей.

Спецификой свадебного обряда является свадебная поэзия, к которой относятся свадебные песни (величальные, корильные, плясовые, лирические и др.), поэтически- иносказательная манера сватовства, причитания, различные заговоры.

 

Похоронный обряд

Вера в существование души и духов - анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистиче­ских культов (от латинского cultus — почитание) является сохранившийся до наших дней куль умерших предков. Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались по­нять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как про­странственно — временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, чтобы они покровительствовали ему во всех начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторон­ний мир, прося их о милосердии и помощи. Формы проявления культа предков были очень разнообразны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потус­торонний мир, мир мертвых, «тот свет». У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо гробами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен пре­одолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется. У некоторых народов жизнь в загробном мире пред­ставлялась как повторение земной, но в инверсии (с латин­ского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной. Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наобо­рот, обитали в стране изобилия. Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее под­няться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий). Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные фор­мы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому де­сятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками. Кроме того, человек верил в то, что существа иного ми­ра довольно часто посещают мир живущих Контакты с ми­ром умерших осмысливались как двусторонние и происходи­ли в определенные времена года и в определенные дни. Для того чтобы такое общение было для человека без­вредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат magia, rpe4.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии. Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью чело­века, которая давала ему пищу и помогала выжить (напри­мер, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действий и их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.(В.Ф.Зива)

Неизбежное завершение человеческой жизни - смерть издавна сопровождалась определенным ритуалом. До Х века погребальный обряд заключался в сооружении погребального костра и сожжении на нем покойного вместе с близкими людьми, слугами, конём, любимыми домашними животными, оружием, деньгами, напитками и явствами. Умерщвление живых людей с усопшим хозяином считалось этнической нормой того времени.

Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием христианства на Руси. Христианство выступало против сожжения умерших и утвердило обычай погребения, т.е. предания земле.

Похоронный обряд состоит из нескольких частей: подготовка к смерти, похороны, траур и поминовение.

Особое место в традиционной русской обрядности занимали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятию русских умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Страшились случайной смерти, умереть вдали от родных, ни с кем не простившись, без покаяния. Считалось очень важным быть заранее готовым к смерти.

В похоронной обрядности существовали такие традиции, созданные народом:

- обычаи - приготавливать себе смертную одежду, обмывать тело умершего у порога на соломе, ногами к печи, хоронить покойного после полудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего, бросать в могилу горсть земли и др.;

- суеверия – нести гроб не на руках, а на полотенцах, носилках, если гроб везли на санях, в дальнейшем сани перевертывали и оставляли в лесу, поле и больше не пользовались ими; закрывать зеркала в доме,

- предсказания, приметы;

- причитания и плачи;

- ритуальное блюдо (кутья, кисель, блины или пироги)

В похоронной обрядности обязательным является поминание покойного:

на 3-ий, 9-ый, 40-ой день.

Кроме того, существуют родительские субботы и праздник Радуница, когда поминают всех умерших.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: