Общая характеристика профессиональной деятельности педагога




Профессиональная деятельность педагога

1. Общая характеристика профессиональной деятельности педагога.

2. Специфика и структура педагогической деятельности.

3. Профессионально важные качества педагога.

 

Общая характеристика профессиональной деятельности педагога

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является профессиональная деятельность педагога. Она имеет высокую социальную значимость, так как обеспечивает передачу накопленного человечеством опыта, способствует приобщению детей к ценностям человеческой культуры. Труд педагога почетен и востребован. Именно от его усилий, во многом, зависит будущее страны.

Педагог является выразителем культуры своей эпохи, поэтому содержание его деятельности, представление о нем также исторически изменялось. Сам термин «педагог» зародился во времена античности. В переводе с греческого языка педагог означает «ведущий ребенка», от сочетания слов «пайд» - ребенок и «аго» - вести[1]. Так называли человека, который сопровождал ребенка в школу в Древней Греции. Как правило, это был раб, не пригодный для более серьезных поручений. Постепенно в обществе складывалось отношение к педагогу как наставнику, который ведет ребенка по жизни, передает накопленный опыт, заботится о духовном росте подрастающего поколения.

Современное понимание термина «педагог» неоднозначно. Педагогами мы называем ученых, которые изучают теоретические проблемы педагогики и тех людей, которые ведут практическую работу по воспитанию подрастающего поколения.

В самом широком понимании, педагог - это человек сведущий в воспитании. Педагог осуществляет деятельность по обучению и воспитанию детей или педагогическую деятельность.

По определению российского ученого В.А. Сластенина, «… педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. …» [2].

Педагогическая деятельность, как и другие виды деятельности человека, может рассматриваться как профессиональная и непрофессиональная (таблица 1).

Таблица 1

Профессиональная и непрофессиональная

педагогическая деятельность

 

Признак сравнения Профессиональная деятельность Непрофессиональная деятельность
Сфера осуществления Учреждения общего, профессионального, дополнительного образования, индивидуальное предпринимательство Все сферы жизнедеятельности человека
Основные субъекты деятельности Учителя, воспитатели, преподаватели, педагоги дополнительного образования и др. Родители и все взрослые члены семьи, руководители подразделений и организаций, наставники, производственные группы, средства массовой информации и др.
Наличие специального образования Высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» Специального образования не требуется
Особенности осуществления педагогической деятельности Осуществляется на научной основе в соответствии с нормативными документами по установленной программе, достижение запланированных результатов систематически контролируется Деятельность не регламентируется
Основной источник педагогических знаний Наука и педагогическая практика Собственный опыт, опыт воспитания предыдущих поколений, научно-публицистическая литература
Результат педагогической деятельности Педагог несет ответственность за достижение учащимися обозначенных в нормативных документах результатов в установленные сроки Сроки достижения намеченных результатов определяются самостоятельно

 

Педагогическая деятельность является непрофессиональной или общепедагогической, если ее осуществляют люди, не имеющие профессионального образования. Она охватывает все сферы жизнедеятельности человека.

В первую очередь, такая деятельность реализуется в семье. Родители, являясь первыми педагогами, должны не только заложить основы нравственного, умственного и физического развития детей, но и несут ответственность за их образование. Семья становится единой сферой педагогического взаимодействия, каждый участник которой не только испытывает воспитательное воздействие, но и оказывает влияние на окружающих его близких людей.

Педагогическая деятельность проявляется также в ходе саморазвития личности, ее вольно или невольно осуществляет каждый человек по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Важная роль отводится педагогической деятельности в сфере управления. Так, руководители подразделений и организаций передают свой опыт и знания, заботятся о формировании коллектива, организуют процесс саморазвития его членов, осуществляют стимулирование личностного и профессионального роста.

В производственной сфере педагогическая деятельность реализуется в форме наставничества, которое рассматривается современными компаниями как ключевой метод развития персонала. Наставничество представляет собой индивидуальное или коллективное шефство опытных рабочих над отдельными начинающими рабочими или их группами, основанное на передаче наставниками накопленного ранее опыта. Наставничество позволяет решать задачи воспитания, профессиональной подготовки и адаптации молодых сотрудников в организации, способствует формированию культуры труда и корпоративных ценностей.

Педагогическая деятельность в целом охватывает всю сферу общения и коммуникации, так как способствует установлению взаимопонимания, сотрудничества между людьми, способствует разрешению проблем, обеспечивает решение приоритетных задач в ходе совместной деятельности.

Если педагогическая деятельность осуществляется специально подготовленными кадрами в образовательных организациях, то речь идет о профессиональной педагогической деятельности.

В данном случае, педагогическая деятельность определяется как один из видов профессионально-трудовой деятельности, в которой реализуются функции обучения, воспитания и развития учащихся [3].

Профессиональная деятельность осуществляется лицами определенной профессии. Профессия рассматривается как основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки.

Понятие «педагог» используется для обозначения ряда профессий, самыми известными их которых являются профессии учителя и воспитателя. Каждая профессия имеет свои специфические характеристики. Они раскрываются в профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт – это документ, который содержит характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Для сферы образования разработаны четыре профессиональных стандарта: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Предполагается, что данные стандарты вступят в силу с 1 января 2017 года, после чего руководители организаций будут опираться на эти документы при подборе кадров, организации их обучения и аттестации, разработке должностных инструкций и систем оплаты труда.

Чтобы заниматься педагогической деятельностью профессионально, необходимо иметь педагогическое образование, которое можно получить в учреждениях среднего профессионального или высшего образования. По окончании обучения, выпускник получает определенную квалификацию, которая фиксируется в документе об образовании (дипломе). Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности[4]. Например, после окончания высшего учебного заведения по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) выпускнику присваивается квалификация «бакалавр педагогики», что дает ему право вести педагогическую деятельность и занимать определенную должность в образовательной организации.

Педагогов, которые работают в образовательных организациях и выполняют обязанности по обучению и воспитанию обучающихся, а также организуют их деятельность называют педагогическими работниками. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен особый статус педагогических работников, который определят не только их обязанности и степень ответственности, но и правовые гарантии и льготы.

Перечень должностей педагогических работников (учитель, преподаватель, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, вожатый и др.) и их основные квалификационные характеристики определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, который действует до вступления в силу профессиональных стандартов[5]. Квалификационная характеристика по каждой должности включает три раздела – должностные обязанности, должен знать и требования к квалификации. С момента заключения трудового договора (или договора на оказание образовательных услуг) педагогические работники осуществляют педагогическую деятельность в соответствии с должностными инструкциями и несут ответственность за результаты труда.

Педагогическая деятельность, не смотря на ее внешнюю простоту, является достаточно специфичной и имеет сложную структуру. Ее описанию будет посвящен следующий параграф.

2. Специфика и структура педагогической деятельности

Для определения структуры педагогической деятельности, необходимо обратиться к сущности родового понятия «деятельность».

Понятие «деятельность» широко используется в философии, социологии, психологии, педагогике и ряде других наук. С точки зрения психологии, деятельность рассматривается как единственно эффективный способ для человека быть и оставаться личностью. Деятельность понимается как динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Деятельность человека имеет определенную структуру (рисунок 1). Субъектом деятельности считается тот человек, который ее осуществляет, а объектом деятельности – тот, на кого это воздействие направлено. Личность осуществляет деятельность сознательно, руководствуясь определенным мотивом. Предвидение предстоящего результата деятельности позволяет четко определить ее цель. Для достижения поставленной цели человек реализует определенные действия, которые осуществляются последовательно и тесно связаны между собой. При достижении определенного результата, субъект сопоставляет его с ранее намеченной целью, что позволяет сделать вывод о степени удовлетворения его потребностей.

Рис. 1. Структура деятельности человека

Педагогическая деятельность, по своей сути, достаточно специфична, что определяет некоторое отличие ее структуры от общей структуры деятельности. Она основана на интеграции двух ее основных видов – преподавания и воспитательной работы. По определению В.А. Сластенина, воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся[6].

Воспитательная работа и преподавание неразрывны и очень близки по своей сути, однако каждый вид деятельности имеет свои особенности. Преподавание жестко ограничено по времени, имеет строго определенную цель и варианты способов ее достижения, ведется в соответствии с установленной программой. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа предполагает последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель, так как цель воспитания недостижима в короткие временные сроки. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Воспитательная работа – очень индивидуальна, поэтому поддается планированию лишь в общих чертах.

Субъектом педагогической деятельности является педагог. В зависимости от вида педагогической деятельности, он выступает в роли учителя или воспитателя. Объектом педагогической деятельности в данном случае является ученик или воспитанник.

Опираясь на психологическую структуру деятельности и объединяя отдельные элементы системы в блоки, А.К. Маркова пришла к заключению, что профессиональная педагогическая деятельность включает три важнейших компонента [7]:

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

3) контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий (педагогический самоанализ).

Каждый компонент педагогической деятельности является самоценным и должен быть выполнен в полном объеме. Только в этом случае педагог становится истинным субъектом педагогической деятельности. Например, если он не может самостоятельно сформулировать цель, а использует цели, определенные в методических рекомендациях, то он выступает в роли исполнителя, а не субъекта деятельности. Это может привести к искажению ее смысла.

Рассмотрим подробнее каждый из выделенных компонентов на примере одного из видов педагогической деятельности – преподавания (рисунок 2).

Рис. 2. Структура педагогической деятельности

Постановка целей и задач педагогической деятельности осуществляется субъектом деятельности на основе осознания ее мотивов. Мотивы деятельности – это побудительные причины действий и поступков. В качестве ведущих мотивов педагогической деятельности могут выступать: 1) удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, 2) «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, 3) принуждающее внешнее давление на личность педагога. Последние два мотива являются внешними по отношению к личности учителя и могут негативно отразиться на результатах его деятельности.

На формирование общей цели педагогической деятельности оказывают влияние потребности общества, выраженные в виде «воспитательного идеала». Они исторически изменялись, что приводило к изменению цели. С учетом современных тенденций, общей целью педагогической деятельности является развитие личности в гармонии с самим собой и с социумом [8].

Цель педагогической деятельности, заданная в конкретных условиях рассматривается как задача. Задачи определяются учителем на основе анализа педагогической ситуации (совокупность условий и обстоятельств, сложившихся случайно или специально заданных учителем, в которых он ставит цели и задачи).

Основная специфика педагогической деятельности заключается в том, что учитель должен не только сам определить цели и задачи деятельности, но и трансформировать их в доступную для восприятия учеников форму, стимулировать их активность при обосновании собственной цели и задач. Позитивные мотивы и р езультативная деятельность учеников во многом определяют итоговый результат. Это подчеркивает совместный характер педагогической деятельности, который не может быть реализован без активного участия учащихся.

При выборе средств воздействия на учеников учитель должен последовательно ответить на три основных вопроса: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». Отвечая на эти вопросы, учитель должен изучить имеющиеся возможности учеников и особенности из психического развития; отобрать и переработать учебный материал; выбрать те педагогические средства, которые обеспечат активность учеников при изучении материала. Деятельность учителя и учеников ведется согласованно. Ученики принимают активное участие в планировании совместной работы, готовятся к ее выполнению и, включаясь в разнообразные виды деятельности, достигают намеченного результата, осуществляя при этом самоконтроль успешности деятельности.

В ходе педагогического самоанализа учитель сопоставляет цель и полученный результат деятельности и на этой основе, выделяет сильные и слабые ее стороны, ищет пути ее совершенствования. Стремление учителя к постоянному и конструктивному самоанализу свидетельствует о его профессиональной зрелости, является залогом эффективности его труда. При этом следует учитывать, что результаты педагогической деятельности отдалены во времени, поэтому их объективная оценка вызывает затруднения.

Педагогическому самоанализу способствует установление обратной связи с учениками, которые принимают участие как при оценке процесса и результатов совместной деятельности, так и при определении перспектив дальнейшей работы.

Рассмотренная структура педагогической деятельности характерна не только для преподавания и воспитательной работы, но и для других ее видов – организаторской, пропагандистской, управленческой, консультационно-диагностической, деятельности по самообразованию.

Для того, чтобы успешно реализовать педагогическую деятельность, педагог должен обладать рядом качеств, которые рассматриваются как предпосылки профессиональной деятельности и одновременно сами развиваются и совершенствуются в ходе деятельности. Изучим их более подробно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: