Проект «Профессии»
Для детей старшего дошкольного возраста
Теппонен С.Г., Удовенко А.А.
воспитатели МАДОУ «ДСКВ №35»
Всеволожского района Ленинградской области
Идея проекта
Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители (как ассистенты)
Задачи:
- обобщение знаний о профессиях строителя, маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки;
- закрепление навыков соотнесения атрибутов по принадлежности к той или иной профессии;
- практическое знакомство с деятельностью строителя, маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, домохозяйки;
- развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности.
Организационный этап.
Подготовка материалов:
§ подбор наглядных и дидактических материалов: тематические картинки «Профессии», дидактические игры на соответствие по теме «Профессии»: «Что кому принадлежит?», «Кто чем занимается?», «Что лишнее»; коллекция атрибутов по принадлежности к различным профессиям (мастерок, валик, кирпичи, касса и т.п.);
§ подбор литературы и предварительное чтение: «Кем быть» В.В. Маяковский, «Чем пахнут ремесла» Джанни Родари (перевод С.Я.Маршак), загадки о профессиях и т.д.;
§ подготовка материалов для организации самостоятельной деятельности: операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности строителя, маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки.
Продуктивный этап.
Организационный момент: звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), означающая момент сбора детей «в круг друзей». Дети берут индивидуальные коврики и садятся на них в центре группы, образуя круг.
Воспитатель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга: возьмёмся за руки и подарим друг другу свои улыбки».
Введение в проблему:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с различными профессиями. Что такое профессия? Кто мне сможет объяснить? (Ответы и рассуждения детей) Воспитатель: (обобщает рассуждения детей) Профессия - это то, чем занимается человек в своей трудовой деятельности.
Формирование проблемы:
Воспитатель: Сегодня нам предстоит разобраться, чем же занимаются люди различных профессий? Давайте посмотрим на экран (на экране демонстрируются картинки с атрибутами различных профессий)
Разработка плана действий.
На экран выводится картинка с атрибутами к профессии строителя-каменщика: каска, кирпичи, мастерок, раствор цемента и т.п.
Воспитатель: Человеку такой профессии принадлежат эти предметы? (Ответы детей).
Почему вы так решили?
На экран выводится картинка с атрибутами к профессии маляра: обои, краска, валик, ведро и т.п.
Воспитатель: Человек, какой профессии пользуется всем этим? (Ответы детей). Как он использует эти предметы?
На экран выводится картинка с тематикой к профессии овощевода: люди работают в теплицах, на грядках, пропалывают рассаду и т.п.
Воспитатель: Что вы видите на экране? Люди какой профессии выполняют все эти дела? (Ответы детей).
На экран выводится картинка с тематикой к профессии продавца: касса, товар на полках, ценники и т.п.
Воспитатель: Люди какой профессии работают с этими предметами? (Ответы детей).
На экран выводится картинка с тематикой к профессии повара: замешивают тесто, овощи, нож, разделочная доска, кастрюля и т.п.
Воспитатель:: Какие предметы изображены на экране и люди какой профессии выполняют эту работу? (Ответы детей).
На экран выводится картинка с атрибутами к профессии библиотекаря: книги, полки с книгами, формуляры, читальный зал и т.п.
Воспитатель: Что вы видите на экране и человек, какой профессии работает с этими предметами? (Ответы детей).
На экран выводится картинка с атрибутами к профессии парикмахера: ножницы, фен, расческа и т.п.
Воспитатель: Человек какой профессии работает с этими предметами? (Ответы детей).
На экран выводится картинка с атрибутами, используемыми домохозяйкой: швабра, губка, посуда, пылесос, фартук и т.п.
Воспитатель: А теперь отгадайте, кто пользуется этими предметами? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы уже поняли, перед нами стоит задача: выяснить, чем занимаются люди разных профессий? (проблема).
Поэтапное решение проблемы:
Воспитатель сообщает детям о том, что в игровых центах приготовлены сюжетные игры «Выбери профессию». Чтобы попасть в игровой центр, нужно выбрать соответствующую эмблему (эмблемы разложены на ковре, в центре круга). Дети разбирают эмблемы и проходят по центрам.
Самостоятельное освоение различных видов деятельности.
§ Центр «книгоиздательства» - игра «Буду библиотекарем»
Атрибуты: книги, формуляры, бумажные кармашки для формуляров, листочки с номерами, операционная карта с последовательностью деятельности.
Задание: наклеить бумажные кармашки для книжных формуляров.
Дополнительные виды деятельности: починить книги, наклеить листочки с номерами на правый верхний угол книги, расставить книги на полках по соответствующим темам и т.д.
Данная деятельность знакомит ребенка с работой библиотекаря. В помощь ребёнку может быть предложена простейшая операционная карта, которая поможет самостоятельно организовать игровую деятельность.
- Центр «Строительства» - игра «Буду строителем»
Атрибуты: костюм строителя, деревянные кубики, раствор из голубой глины, мастерок, операционная карта с последовательностью деятельности.
Задание: выполни строительную кладку кирпичей, скрепляя их раствором из глины.
Дополнительные виды деятельности: можно предложить выложить кирпичики в определённой последовательности и в определённом количестве.
Данный вид деятельности помогает ребенку почувствовать себя строителем и поработать с реальными строительными предметами - мастерком и раствором.
- Центр «Строительства» - игра «Буду маляром»
Атрибуты: обои под покраску, предварительно наклеенные на вертикальную поверхность, поддоны с краской двух цветов, малярные валики, фартук, перчатки.
Задание: окрасить обои в два цвета.
Дополнительные виды деятельности: можно разделить обои малярным скотчем по диагонали, чтобы покрасить в два цвета и не перемешать краски. По завершении окраски совместно с ребёнком снять скотч и посмотреть на ровные линии малярной покраски.
Для выполнения данной деятельности можно предложить операционную карту, где будет указаны содержание и последовательность деятельности.
- Центр «Кулинарии» - игра «Буду поваром»
Атрибуты: костюмы поварят, продуктовый набор для приготовления теста для блинов: мука, молоко, яйца, сахар, соль, подсолнечное масло, электроблинница, лопатки для переворачивания блинов, операционное карта с последовательностью деятельности.
Задание: выпечь блины. Детям предлагается с помощью взрослого замесить тесто и испечь блины на электрической блиннице.
Для выполнения данной работы детям можно предложить операционную карту, где указывается содержание и последовательность деятельности. Следует учесть, что при работе с электроприборами всегда должен быть взрослый (воспитатель или приглашенный родитель).
- Центр «Природы и естествознания» - игра «Буду овощеводом»
Атрибуты: фартук или халат, земля, поддоны для посадок, лопатки, горшки, лейки для полива, семена, лук для высаживания, метёлка и совок для уборки рабочего места, операционная карта с последовательностью деятельности.
Задание: посадить овощи: семена огурцов и лук.
Дополнительные виды деятельности: прополка земли в горшках с посадками, рыхление, полив и т.д.
Для выполнения данной деятельности можно предложить операционную карту, где будет указаны содержание и последовательность деятельности, что поможет ребёнку самостоятельно осуществить посадку овощей.
§ Центр сюжетно-ролевой игры – «Буду продавцом»
Атрибуты: костюмы продавцов, игровая касса и деньги, самоклеющиеся ценники, магазинные тележки, товар в тележках: пакеты чая, молоко, фрукты, йогурты, коробочки с печеньем и т.д.
Задание: подписать цену инаклеить ценник на товар, разложить товар по полкам.
Дополнительные виды деятельности: можно усложнить задание и установить правила для расклеивания ценников, например, все молочные продукты больше пяти рублей, фрукты меньше пяти рублей, йогурты по три рубля и т.д.
Операционная карта или логические таблички помогут организовать игру «Буду продавцом»
§ Центр сюжетно-ролевой игры – «Буду парикмахером»
Атрибуты: костюмы для парикмахера и клиента, игровой набор парикмахерский, заколки и резинки для волос, операционная карта с последовательностью деятельности.
Задание: сделать причёску: заплести две косички.
Дополнительные виды деятельности: задание можно усложнить, добавив к прическе аксессуары: например, две заколки синего цвета справа и две заколки розового цвета слева и т.д.
Игру можно усложнить, предложив для выбора причёски несколько картинок, установив стоимость работы для каждой причёски и введя игрушечные деньги для расплаты клиента с парикмахером.
§ Центр сюжетно-ролевой игры – «Буду домохозяйкой»
Атрибуты: фартучки и косыночки, игровые наборы для уборки (швабры, совочки, тряпочки для вытирания пыли, мешки для мусора и т.п.), наборы для глажения белья: доска гладильная, игрушечный утюг, несколько предметов одежды и т.п.
Задание: погладить одежду и повесить её в шкаф; провести уборку: вытереть пыль, собрать мусор и вымыть полы.
Дополнительные виды деятельности: можно предложить детям вымыть посуду, навести порядок в шкафу, развесив и разложив одежду в определённой последовательности и т.п.
Презентативный этап.
Звучит песня «Улыбка», означающая момент сбора детей «в круг друзей». Дети вновь собираются на коврики в центре группы для итогового обсуждения проведённой деятельности.
Воспитатель: Вот мы и поиграли в различные профессии. Вам понравилось? Давайте расскажем друг другу, кем вы были сегодня и чем занимались.
Дети рассказывают о своей деятельности, идет свободное обсуждение.