Наследуемость так называемого времени наблюдения





Как уже упоминалось выше, данный параметр отражает скорость пе­реработки информации в нервной системе и свойства рабочей памя­ти. Некоторые авторы считают, что для оценки биологических основ интеллекта IT подходит лучше, чем, например, время реакции. Дело в том, что при оценке времени реакции многое зависит от характера установки. Если испытуемый сосредоточен на скорости реакции» то появляется большое количество неправильных ответов, если же бо­лее важной считается правильность реагирования, то повышается время реакции. При измерении IT подобные обстоятельства не име­ют места. Еще одно отличие от тестов на измерение времени реак­ции — это отсутствие двигательного компонента.

Было проведено большое исследование на 390 близнецовых па­рах с целью оценить вклад генетической и бредовой изменчивости


 


 

 


144 Глава 8. Генетика показателей

в IT и определить их связь с изменчивостью коэффициента интел­лекта (Luciano et al., 2001). Обнаружилась существенная корреляция между IT и коэффициентом интеллекта (-0,35). Результаты стати­стического моделирования показали, что в основе ковариации IT и IQ лежит общий генетический фактор, обусловливающий 32% дис­персии IT и 36% дисперсии коэффициента интеллекта. Изменчи­вость генотипов, обусловливающая более быстрое время IT, в зна­чительной степени связана с изменчивостью, которая обеспечивает высокие значения коэффициента интеллекта. Анализ также показал, что имеется еще один генетически обусловленный компонент (отве­чающий за 49% дисперсии IQ). Значимых общих средовых факторов не отмечено.

Время реакции

Основная идея заключается в том, что время реакции(reaction time, RT) является интегральным показателем скорости обработки ин­формации в нервной системе. В частности, Дженсен полагает, что эффективность любых когнитивных операций зависит от характери­стик краткосрочной памяти, таких как ограниченная емкость, ско­рость затухания следов информации и способность к одновременному хранению и обработке информации. Скорость обработки информа­ции рассматривается как четвертое свойство, которое не дает пере­полниться ограниченной емкости краткосрочной памяти. Скорость или эффективность, с которой индивид может выполнять базовые когнитивные операции на каждом этапе, в значительной степени определяет успешность действий.

Другая трактовка корреляции RT—IQ на первый план выдвигает такие особенности деятельности, как уровень внимания и способ­ность к обучению в ходе практики.

Идея использовать время реакции (RT) как показатель интеллек­та высказывалась еще Ф. Гальтоном (Galton, 1883). В настоящее вре­мя проведено большое количество исследований, показывающих связь между временем реакции и результатами психометрического тестирования интеллекта. Время реакции может изменяться в зависи­мости от сложности задачи. Различают, в частности, время простой реакции и время реакции в задачах на выбор. В одной из последних работ, отличающейся большой репрезентативностью и относительно надежной, была получена отрицательная корреляция между време­нем реакции и коэффициентом интеллекта (Deary et al., 2001). Для


Контрольные вопросы 145

времени простой реакции она составила 0,31, для задачи выбора из четырех вариантов — 0,49. При усложнении задачи (от простой реак­ции до выбора из четырех) у лиц с более высоким интеллектом вре­мя реакции увеличивалось в меньшей степени.

Данные близнецовых исследований указывают на довольно высо­кую наследуемость показателя времени реакции в различных зада­чах 1 варьирует от 46 до 64%).

В нескольких работах была сделана попытка определить генетиче­скую и средовую ковариацию между показателями скорости обработ­ки информации и коэффициентом интеллекта (Но et al., 1988; Baker et al., 1991). Оказалось, что корреляция между временем реакции в некоторых типичных тестах и коэффициентом интеллекта (которая составляла 0,59) целиком определяется генетическими факторами.

В детском возрасте (6-13 лет) закономерности несколько иные. Как известно, в этом возрасте отмечается значимый вклад общей (разделенной) среды в изменчивость IQ. При изучении ковариации RT—IQ у детей оказалось, что она преимущественно обусловлена разделенным семейным окружением (общей средой).

Индивидуальная изменчивость в скорости выполнения когни­тивных операций может отражать особенности нейрофизиологиче­ских свойств мозга, которые определяют различия как во времени реакции, так и в коэффициенте интеллекта.

Контрольные вопросы

1. Насколько сходны электроэнцефалограммы монозиготных близ­нецов?

2. Каков характер наследования ЭЭГ?

3. Какие психологические свойства отмечаются у лиц с низкоамп­литудной формой ЭЭГ?

4. Каков характер наследования обычной формы ЭЭГ?

5. В чем заключается взаимосвязь параметров вызванных потенциа-
лов мозга и коэффициента интеллекта?

6. Опишите взаимосвязь времени наблюдения (/Г) с коэффициен­том интеллекта.

7. Какова наследуемость времени наблюдения (IT)?

8. Расскажите о наследуемости времени реакции (RT). Как оно связано с коэффициентом интеллекта?


Глава 9





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.