Средовые воздействия и одаренность





Несмотря на всю сложность поиска воздействий среды, влияющих на проявления талантливости, некоторые факторы все-таки удается выявить. Некоторые из них достаточно неожиданны, как, например, родительская депривация,т. е. лишение родительского попечения в детском возрасте вследствие утраты одного или обоих родителей. Вообще-то такого рода событие приводит к очень неблагоприятным последствиям. По статистике, всего около 8% людей переживают в детстве раннюю смерть одного из родителей. Однако если посмот­реть, сколько таких людей среди взрослых преступников или паци­ентов психиатрических лечебниц (особенно страдающих депрессия­ми), то цифры совсем другие — 32 и 27% соответственно.

По данным, полученным в Шотландии, у 40% девочек-сирот от­мечается беременность в возрасте до 18 лет, в то время как для дево­чек, воспитывавшихся в полных семьях, аналогичный показатель со­ставляет всего 6%.

Эти данные вполне понятны, однако если подсчитать процент вы­дающихся личностей, потерявших в раннем детстве родителей, то получаются близкие значения — 28%.

По сведениям, приводимым Альбертом, среди нобелевских лау­реатов таких людей 22%, среди выдающихся ученых — 41%, среди британских премьер-министров — 45%, а среди американских прези­дентов - 51% (Albert, 1980). Сюда можно добавить Билла Клинтона, мать которого овдовела за 6 месяцев до его рождения. В чем тут де­ло? По словам известного математика и философа Бертрана Рассела (который осиротел в 3 года), большую часть времени он проводил


170 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

в одиночестве, что способствовало тому, что он ушел в книги, в при­роду. Речь идет об одиночестве особого рода, способствующем раз­мышлениям и раннему развитию. Такое одиночество — необходимое условие становления личности.

В связи с этим заслуживают внимания данные о психологических характеристиках интеллектуально одаренных школьников старших классов (Csikszentmihalyi et al, 1993). Исследуя их эмоциональные качества, ученые обнаружили, что в отличие от учеников со средни­ми способностями у них наблюдается большая внутренняя мотива­ция к чтению, мышлению и одиночеству.

Еще один фактор — это порядок рождения.Давно замечено, что в семьях существуют определенные отличия между детьми, связанные с порядком их рождения. Так, старшие дети демонстрируют тенден­цию к ортодоксальным воззрениям, а их младшие братья и сестры впоследствии становятся приверженцами радикальных взглядов. Психологи связывают это с конфликтами, возникающими между детьми в борьбе за внимание родителей. Что касается выдающихся личностей, то они значительно чаще встречаются среди первенцев. Фрейд объяснял это тем, что человек, который был бесспорным лю­бимцем своей матери, на всю жизнь сохраняет уверенность в успехе, которая часто влечет за собой действительный успех.

На эту проблему можно взглянуть и с другой стороны. Дело в том, что первый ребенок в самый критический период своего развития общается только со взрослыми, общение с другими детьми становится возможным только позднее. Вспомним о близнецовом эффекте, приводящем к сниже­нию коэффициента интеллекта из-за того, что близнецы слишком замк­нуты друг на друга. Вот уж кто воистину лишен одиночества! Может быть, и в этом случае действуют похожие механизмы?

Эфроимсон в попытках выяснить причины возникновения гени­альности выделил несколько факторов, вроде бы имеющих к ней от­ношение, — так называемые 5 стигм гениальности. Эти факторы ча­стично связаны с генетическими причинами, частично со средовыми воздействиями. Одним из таких факторов является заболевание по­дагрой. Эта болезнь, связанная с нарушениями обмена мочевой ки­слоты, в основном наблюдается у мужчин. Она может быть вызвана как наследственной предрасположенностью, так и погрешностями диеты (слишком большим употреблением пуринов с некоторыми продуктами). Частота встречаемости подагры — 0,3% (у трех мужчин из 1000). Среди выдающихся людей подагра встречается значитель­но чаще. Для разных выборок приводятся различные результаты —


Средовые воздействия и одаренность 171

 

 


понятно, что критерии подбора гениев тоже произвольные. В малых выборках иногда указывают цифры заболеваемости от 14 до 75%. Среди 1033 выдающихся деятелей Англии оказалось 55 подагриков (5,3%). В любом случае заболеваемость среди таких людей в десятки раз превышает норму.

Подагрой страдали многие знаменитые ученые, философы, поли­тические деятели, полководцы, писатели и художники — например, Дарвин, Галилей, Ньютон, Гарвей, Эразм Роттердамский, Монтень, Бисмарк, Кромвель, Александр Македонский, Цезарь, Тургенев, Бетховен, Рубенс, Микеланджело, Рембрандт и т. д.

Если исходить из концепции специфической одаренности, то трудно представить себе механизм, благодаря которому одно и то же воздействие среды (болезнь) могло одинаково благоприятно ска­заться на столь различных видах человеческой деятельности.

При описании личностей гениев, страдавших подагрой, неизменно указывается на то, что они были очень энергичны, упорны, не знали отдыха и спешки в достижении своих целей. Им были свойственны железная воля, хватка, настойчивость и систематичность. Нетрудно сделать вывод, что и здесь проблема переводится в сферу мотивации, именно эти качества обеспечивают необычную умственную и физи­ческую работоспособность, целеустремленность и приводят к выда­ющимся результатам. Было высказано предположение, что при этом заболевании избыток мочевой кислоты может оказывать стимули­рующее действие на нервную систему. Отмечается, что структура мочевой кислоты близка к некоторым психостимуляторам (напри­мер, кофеину).

Как бы то ни было, следует отдавать себе отчет, что в случае с по­дагрой речь идет прежде всего о корреляции, причем большинство гениальных и талантливых людей этим заболеванием не страдали и, наоборот, подавляющее большинство больных подагрой представля­ют собой обычных людей. Может быть, кому-то данное заболевание и дает некий дополнительный толчок, повышая энергичность дости­жения цели.

Другие наследственные болезни, по Эфроимсону, встречающиеся у знаменитых людей чаще — синдром Марфана и синдром Морриса, — вообще представляют собой редчайшие заболевания, и основывать ка­кие бы то ни было заключения на считанных случаях вряд ли стоит.

В числе «стигм гениачьности» Эфроимсоном упоминается и гипоманиакальная депрессия. Эта особенность нервной системы свой­ственна так называемым циклотимическим личностям. У циклоти-


172 Глава 9. Психогенетические исследования интеллекта

миков наблюдаются периодические чередования настроения. В фазе подъема (гипоманиакальной) для них характерны подъем настрое­ния и повышенная активность. Гипоманиакальную фазу сменяют пе­риоды снижения активности и настроения с элементами депрессии. Подчеркнем, что речь идет о поведении, остающемся в пределах нормы.

Примеров такого рода личностей достаточно много среди выда­ющихся людей (Гете, Линней, Гоголь, Пушкин, Диккенс, Лев Тол­стой). По некоторым оценкам, среди них циклотимики встречаются в десять раз чаще, чем обычно. Если в норме гипоманиакальная де­прессия встречается у 4 человек из 1000, то среди гениев — у 4 из 100. Очевидно, в период подъема достигается особая концентрация нервных и физических сил, способствующая достижению беспреце­дентных результатов. Но и здесь следует отметить, что по этим же оценкам большинство гениальных людей (96 из 100) не обнаружива­ют такого типа поведения.

Попытки связать гениальность с различными заболеваниями де­лаются уже очень давно. И пусть даже при этом специально оговари­вают, что речь идет лишь о поисках неких генетических маркеров, все равно создается впечатление, что дело не только в этом. Просто гений настолько необычен, настолько «ненормален» с точки зрения обычного человека, что невольно раз за разом выдвигаются версии о какой-либо патологии, лежащей в основе гениальности. Так, совсем недавно Ньютону и Эйнштейну «поставили диагноз» аутизма на том лишь основании, что Эйнштейн, например, тяготился салонными разговорами и совершенно не мог поддерживать светской беседы о всякой чепухе. Благодаря этому он в свое время произвел на многих впечатление нелюдимого и замкнутого человека, не способного об­щаться, а много лет спустя пара досужих медиков покопались в ме­муарах и «обосновали» сенсационный диагноз.

Контрольные вопросы

1. Что такое общий, или генеральный, фактор (g) интеллекта?

2. Какова прогностическая ценность тестов по определению психометрического интеллекта?

3. Какова наследуемость коэффициента интеллекта?

4. Что говорят о наследуемости IQ исследования, выполненные ме­тодом приемных детей?

5. Как изменяется наследуемость IQ в течение жизни индивида?


Контрольные вопросы 173

6. Каким образом влияет на изменчивость IQ разделенная (общая)
среда?

7. Каков относительный вклад генетических и средовых факторов
в вербальные и невербальные интеллектуальные способности?

8. Какие воздействия среды могут повлиять на коэффициент интел­лекта?

9. Что такое эффект Флинна?

 

10. В чем заключается явление эмергенеза?

11. Разъясните суть концепции импрессинга.

12. Назовите факторы среды, влияющие на развитие талантливости, одаренности.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абстиненция— состояние, возникающее после прекращения приема алкого­ля (или наркотиков), характеризуется рядом физиологических и психи­ческих расстройств. Выраженность абстиненции зависит от длительно­сти и интенсивности злоупотребления алкоголем.

Авторитарность— социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в стремлении максимально подчинить своему влиянию партнеров по социальным взаимодействиям.

Агедония— неспособность испытывать чувство удовольствия.

Аддитивная полигения— явление, при котором признак определяется мно­гими генами, причем эффекты отдельных генов суммируются.

Аддитивное взаимодействие генов— такое взаимодействие генов, при кото­ром их эффекты просто суммируются.

Активная корреляция «генотипсреда»(rGE) — проявляется в том, что че­ловек с какими-то особенностями генотипа может создавать или выби­рать для себя соответствующую среду. Имеется в виду не выбор среды вообще, а выбор среды в соответствии с особенностями генотипа.

Аллель— альтернативная форма гена, располагающегося в конкретном ло-кусе хромосомы.

Аллельные гены— каждый ген на одной гомологичной хромосоме имеет со­ответствующий ген, локализованный в том же месте другой гомологич­ной хромосомы.

Амнезия— потеря памяти.

Анализирующее скрещивание— скрещивание особи, гетерозиготной по данному признаку, с рецессивной гомозиготой.

Аносмия— неспособность воспринимать запахи.

Аплазия сетчатки— врожденное отсутствие сетчатки.

Ассортативность браков— неслучайность выбора брачного партнера (на­пример, определенная корреляция между супругами по коэффициенту интеллекта).

Аутосомы— хромосомы, не отличающиеся у мужчин и женщин.

Близнецовый метод— метод психогенетики, основанный на исследовании фенотипов монозиготных и дизиготных близнецов.

Болезнь Альцгеймера— заболевание, связанное с дегенерацией централь­ной нервной системы и приводящее к развитию преждевременного стар­ческого слабоумия.


Глоссарий 175

Брахидактилия(короткопалость) — наследственное заболевание, при кото­ром у больных укорочены фаланги пальцев рук и ног, уменьшено число фаланг (не 3, а 2), отмечается низкий рост.

Валидность— обоснованность и адекватность исследовательских инстру­ментов, например тестов.

Варьирующая экспрессивность— явление, при котором у особей с одина­ковым генотипом соответствующий признак выражен у всех, но прояв­ляется в разной степени.

Взаимодействие «генотип—среда»(G x E) — проявляется в том, что среда оказывает разное действие на особи с разным генотипом.

Викарное обучение— обучение путем наблюдения за тем, как обучаются другие.

Второй закон Менделя— закон независимого распределения генов. При анализе наследования при дигибридном и полигибридном скрещивании было установлено, что расщепление по каждой паре признаков идет не­зависимо от других пар признаков.

Вызванные потенциалы мозга человека— биоэлектрическая активность мозга, регистрируемая с поверхности головы человека и выделяемая с помощью когерентного накопления. Вызванные потенциалы связаны с реакцией мозга на предъявление сенсорных стимулов. Кроме того, они могут отражать активность, возникающую в связи с определенными ког­нитивными процессами — так называемые потенциалы, связанные с со­бытиями: принятием решения, распознаванием сигналов, вниманием и т. д.

Гаметы— половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды).

Гаплоидный набор хромосом— такой набор хромосом, при котором в поло­вой клетке представлена половина числа хромосом соматических клеток. В гаплоидном наборе присутствует только одна гомологичная хромосома из каждой нары.

Гаплотип— специфический набор генов, которые тесно сцеплены между со­бой и наследуются как единое целое.

Гемофилия— болезнь, вызываемая нарушением нормальной свертываемо­сти крови. При гемофилии у больного возникают длительные кровотече­ния при любом незначительном повреждении кровеносных сосудов.

Ген— единица хранения, передачи и реализации наследственной информа­ции, представляющая собой специфический участок молекулы ДНК, в котором закодирована первичная структура определенного полипепти­да (белка).

Генетика— наука о наследственности и изменчивости организмов.

Генетический дрейф— изменение частоты встречаемости генов в популя­ции, связанное со случайными колебаниями численности. Это явление особенно выражено в малых популяциях.


176 Глоссарий

Генные мутации— мутации, при которых изменения происходят на уровне отдельных генов.

Геном— совокупность генов, содержащихся в одном гаплоидном наборе хромосом.

Геномные мутации— мутации, связанные с изменением числа хромосом.

Генотип— совокупность генов, полученных организмом от его родителей.

Генотипическая дисперсия— изменчивость признака, связанная с изменчи­востью генотипов.

Генофонд— совокупность генов, встречающихся в данной популяции.

Гены-модификаторы- гены, которые могут влиять на пенетрантность или экспрессивность другого гена.

Гетерозигота— особь, у которой аллельные гены в паре разные (например, Аа).

Гетерозис — появление гибридов с повышенной жизнеспособностью при отдаленном скрещивании.

Гидроцефалия— заболевание, связанное с избыточным количеством спин­номозговой жидкости, приводящим к увеличению размеров желудочков головного мозга и черепа, атрофии нервной ткани.

Гипогликемия— пониженное содержание глюкозы в крови.

Гипосмия— пониженная чувствительность к запахам.

Гиппокамп— часть так называемой старой коры большого мозга. Является центральной структурой лимбической системы, играет большую роль в механизмах памяти, обучения, внимания, ориентации в пространстве.

Гистосовместимость— совместимость тканей.

Гомозигота— особь, у которой аллельные гены, т. е. оба аллсля в паре оди­наковые (например, АЛ или аа).

Гомологичные хромосомы— хромосомы в соматических клетках, всегда представлены парами, причем одна хромосома из каждой пары получена от материнского организма, а другая — от отцовского. Хромосомы, со­ставляющие пару, называются гомологичными.

Дальтонизм— нарушенное цветовосприятие.

Деменция— слабоумие, необратимое обеднение психической деятельности, характеризующееся утратой ранее приобретенных знаний, эмоциональ­ной апатией, изменениями поведения.

Дерматоглифика— узор поверхности кожи на пальцах и ладонях.

Дизантономия— синдром, характеризующийся целым рядом нарушений, в том числе полным отсутствием вкусовых сосочков и луковиц.

Дизиготные, или разнояйцевые, близнецы— возникают в результате опло­дотворения двух (и более) яйцеклеток и с самого начала развития пред­ставляют собой разные организмы.

Дизонтогении— болезни развития.

Диплоидный набор хромосом— число хромосом, характерное для сомати­ческих клеток, в которых все хромосомы представлены в виде пар гомо-


Глоссарий 177

логичных хромосом. В диплоидный набор человека входит 46 хромосом (23 пары).

Дискордантность— несовпадение по определенному признаку в паре. На­пример, один близнец заболел, а другой остался здоров.

ДНК— дезоксирибонуклеиновая кислота.

Доминантный ген— ген, контролирующий доминантный признак.

Доминирование— явление, при котором в фенотипе проявляется только один признак из альтернативной пары.

Закон Харди—Вайнберга— постулирует, что в условиях идеальной популя­ции частоты генов и генотипов остаются постоянными от поколения к по­колению.

Зигота— клетка, образующаяся при слиянии мужской и женской гамет и дающая начало новому организму.

Идиографическая черта— уникальная индивидуальная особенность.

Изменчивость— способность организмов приобретать новые признаки и свойства.

Импринтинг— разновидность обучения, при которой стимул или комплекс стимулов приобретает ключевое значение для запуска поведенческой ре­акции (например, следование за родителями). Особенностью имприн-тинга является наличие критического периода для этой формы обуче-ния, а также скорость, прочность и необратимость.

Инбредные линии— линии животных, получаемые при длительном близко­родственном скрещивании (не менее 20 поколений). Идентичны по гено­типу.

Инбридинг— близкородственное скрещивание.

Индивидуальная среда(VNS, VI) — это воздействия, которые неодинаковы у родственников, воспитываемых вместе (происшествия, отношения со сверстниками, различное обращение со стороны родителей). Эти средо-вые воздействия могут быть источником индивидуальных различий.

Интерферон— низкомолекулярный гликопротеин, обладающий противо­вирусным действием, вырабатывается в организме в ответ на вирусную инфекцию или некоторые другие воздействия.

Инфантилизм— сохранение свойств детской психики и поведения у взрослых.

Информационная РНК— РНК, которая синтезируется в ходе транскрип­ции, она переносит в закодированном виде информацию о структуре опре­деленного белка от ДНК в ядре к рибосомам в цитоплазме клетки.

Катехоламинергические синапсы— синапсы, в которых синаптическими передатчиками являются катехоламины: норадреналин, дофамин, адре­налин.

Клон— группа генетически идентичных особей.


..


178 Глоссарий

Кодоминирование— взаимодействие аллельных генов, при котором каждо­му генотипу соответствует свой фенотип, отличный от остальных.

Комбинативная изменчивость— форма генотипической изменчивости, свя­занная с появлением при скрещивании новых генотипов у потомков в ре­зультате перекомбинирования генов родителей.

Конкордантноеть— внутрипарное совпадение по определенному признаку. Если признак проявился у обоих близнецов (например, оба заболели шизо­френией), говорят о конкордантности в данной паре по этому признаку.

Консолидация— упрочение следов памяти, перевод их в устойчивую форму.

Корреляция «генотип—среда»(rGE) — явление, при котором генотип может определять средовые воздействия. Иногда употребляется термин «кова-риация», CovGF. Выделяют пассивную, реактивную и активную корреля­цию rGE

Коэффициент интеллекта— психометрический показатель, оценивающий уровень интеллектуальных способностей.

Коэффициент наследуемости— это доля генотипической изменчивости в общем фенотипическом разнообразии признака.

Коэффициент наследуемости в узком смысле— отражает вклад аддитив­ных генетических факторов в наблюдаемую фенотипическую изменчи­вость.

Кроссинговер (перекрест хромосом)- процесс, при котором происходит обмен участками гомологичных хромосом. Кроссинговер увеличивает комбинативную изменчивость.

Латентный период— время от момента начала действия стимула до реакции на него в виде движения, появления вызванного потенциала или его от­дельного компонента.

Лонгитюдные исследования— исследования с повторными обследования­ми испытуемых на протяжении длительного времени.

Максимальное потребление кислорода (МПК)— показатель, который по­казывает максимальное потребление кислорода на единицу веса тела в минуту.

Материнский эффект— заключается в большем влиянии матери на фено­тип потомков.

Медиана— значение признака, которое разделяет всю группу наблюдений на две равные части. В одной части все значения признака меньше ме­дианы, в другой — больше медианы.

Мейоз— способ деления ядра, в результате которого образуются ядра с га­плоидным набором хромосом. У животных с помощью мейоза образуют­ся половые клетки (гаметы).

Микроцефалия— патология, заключающаяся в ненормально малых разме­рах мозга и связанных с этим нарушениях умственных способностей.


Глоссарий 179

Миндалина— комплекс ядер, относящихся к базальным ядрам. Имеет боль­шое значение для организации мотивационно-эмоциональной сферы, па­мяти, экстрапирамидной системы.

Митохондриальная ДНК— представляет собой кольцевую молекулу ДНК, находящуюся в митохондриях, содержит около полутора десятков генов и целый ряд последовательностей, кодирующих различные РНК.

Множественное действие генов— один ген может оказывать влияние не на один признак, а на множество признаков организма. Такое действие гена называется плейотропным.

Множественный аллелизм— явление, при котором наблюдается множество вариантов определенного аллеля.

Модификационная изменчивость— форма изменчивости, не связанная с изменениями генотипа. Вызвана изменчивостью влияний среды на раз­вивающиеся организмы.

Моноаминооксидаза А (МАО Л) — фермент, который играет важную роль в функционировании катсхоламипэргических синапсов, поскольку осуще­ствляет окислительное дезаминированис биогенных аминов.

Монозиготные, или однояйцевые, близнецы— развиваются из одной опло­дотворенной яйцеклетки (зиготы), которая при последующих делениях разделяется и дает начало двум (редко большему количеству) генетиче­ски идентичным организмам.

Мутации— изменения молекулярной структуры генов, а также структурные изменения хромосом. Эти изменения возникают под действием факто­ров внутренней и внешней среды, имеют случайный характер и возника­ют спонтанно.

Мутационная изменчивость- форма генотипической изменчивости, свя­занная с появлением мутаций.

Наследование, ограниченное полом,— гены, определяющие развитие при­знака, находятся в аутосомах, но на их проявление в фенотипе сильно влияет пол организма.

Наследование, сцепленное с полом,— гены, определяющие развитие при­знака, находятся на половых хромосомах (сцеплены с половыми хромо­сомами).

Наследственная изменчивость— форма изменчивости, которая вызвана из­
менениями генотипа. ,

Наследственность— важнейшая особенность живых организмов, заклю­чающаяся в способности передавать свои свойства и функции от родите­лей к потомкам.

Наследуемость— степень обусловленности фенотипической изменчивости какого-либо признака в популяции генотипическими различиями между особями.

Неполное доминирование— взаимодействие аллельных генов, при котором в фенотипе проявляются оба альтернативных признака.


180 Глоссарий

Норма реакции— характеризует пределы модификационной изменчивости признака.

Общая средасм. Разделенная среда. Онтогенез— индивидуальное развитие организма.

Оплодотворение— процесс слияния половых клеток (гамет), приводящий к образованию зиготы.

Пассивная корреляция -«генотип—среда»СЕ) — явление, при котором про­исходит своего рода наследование среды, в результате чего индивид ока­зывается в среде, находящейся в соответствии с полученными генетиче­скими задатками.

Пенетрантность— доля индивидов с определенным генотипом, у которых проявляется соответствующий этому генотипу фенотип. При неполной пенетрантности признак проявляется не у всех носителей данного гена.

Первый закон Менделя— определяет, что при моногибридном скрещива­нии у гибридов второго поколения в потомстве наблюдается расщепле­ние по фенотипу доминантных и рецессивных признаков в соотношении 3: 1.

Перцепция— целостное восприятие объектов внешнего мира, включающее их опознание и осознание.

Плацебо— неактивное, безвредное вещество, используемое в контрольных экспериментах при определении эффективности лекарственных средств.

Плейотропизм— множественное действие гена (один ген влияет на много признаков).

Поведенческая геномика— психологический уровень анализа взаимодейст­вия генетических эффектов с воздействиями среды, индивидуальным опытом, вклада генетических влияний в развитие и формирование пове­дения человека и различных видов психопатологии.

Полигенный признак— признак, проявление которого зависит от многих ге­нов (т. е. определяемый многими генами).

Полиплоидия— кратное увеличение генома.

Половые хромосомы— пара хромосом, в отношении которых имеется раз­личие между полами.

Популяция— совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительно существующая на определенной территории (части ареала) и относительно обособленная от других совокупностей того же вида.

Правило единообразия гибридов первого поколения— у всех гибридов первого поколения наблюдаются одинаковые генотип и фенотип.

Психогенетика — наука, изучающая роль наследственности и среды в фор­мировании психических и психофизиологических свойств человека.

Разделенная среда(VS) — влияния среды, одинаково воздействующие на родственников (стиль родительского воспитания, доходы семьи, уровень


Глоссарий 181

интеллектуальной стимуляции в доме и т. п.). Разделенная среда может быть потенциальным источником сходства. Другое название — общая среда.

Реактивная корреляция -«генотип—среда»GЕ) — явление, при котором окружающая среда определенным образом реагирует на свойства, свя­занные с генетическими особенностями человека. Иногда эту корреля­цию называют эвокативной.

Репрезентативность— свойство выборки, предоставляющее возможность сделать на ее основании правильные выводы о свойствах всей генераль­ной совокупности.

Рецессивный ген (аллель)— ген, который может проявиться в фенотипе, только если находится в гомозиготном состоянии.

РНК— рибонуклеиновая кислота.

Соматические мутации— мутации, произошедшие в соматических клетках. В отличие от мутаций в половых клетках они не передаются потомству по наследству.

Соматосенсорная кора— область коры больших полушарий, получающая афферентные проекции от частей тела.

Спастичность— патологическое повышение тонуса мышц, происходящее из-за нарушения регуляторных воздействий на сегментарные моторные центры.

Средовая дисперсия— дисперсия признака, связанная с изменчивостью средовых воздействий.

Сцепленное наследование- наблюдается, если гены расположены на одной хромосоме (сцеплены). При этом независимого расхождения данных ге­нов по гаметам не происходит и они наследуются вместе.

Тахикардия— увеличение частоты сердечных сокращений.

Транскрипция— процесс синтеза информационной РНК на основе ДНК, в результате чего генетическая информация переносится на информаци­онную РНК.

Транслокация— хромосомная мутация, при которой часть хромосомы мо­жет перемещаться на другие хромосомы.

Трансляция— процесс перевода информации, закодированной в структуре
информационной РНК, в последовательность аминокислот в синтези­
руемой молекуле белка в рибосоме. >

Тремор— непроизвольные движения, заключающиеся в дрожании или рит­мичных колебаниях частей тела.

Трисомия— геномная мутация, при которой в хромосомном наборе вместо какой-нибудь пары гомологичных хромосом оказываются три хромосомы.

Фенокопия— явление, при котором в фенЬтипе в результате необычного воздействия внешней среды развивается признак, который обычно свя­зан с определенным геном или набором генов.


182 Глоссарий

Фенотип— весь комплекс признаков организма, возникших в ходе его раз­вития.

Фенотипическая дисперсия— мера изменчивости признака в фенотипе для данной популяции.

Хорион— наружная зародышевая оболочка у эмбрионов млекопитающих, в том числе у человека.

Хромосомная теория наследственности— теория, согласно которой хромо­сомы являются носителями генов и представляют собой материальную основу наследственности.

Хромосомные мутации— мутации, связанные с нарушением структуры хромосом.

Хромосомы— органоиды в ядре клетки, являющиеся носителями генетиче­ской информации.

Цветовая слепота— нарушение цветовосприятия.

Цитоплазматическая наследственность— наследственность, которая осу­ществляется с помощью молекул ДНК, расположенных в митохондриях. При оплодотворении в яйцеклетку не попадают митохондрии спермато­зоида, поэтому в зиготе оказываются только митохондрии, унаследован­ные по материнской линии вместе с цитоплазмой яйцеклетки.

Чистая линия— генотипически однородное потомство постоянно самоопы­ляющихся растений или самооплодотворяющихся животных, большая часть генов которого находится в гомозиготном состоянии.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)— запись биоэлектрических потенциалов мозга, регистрируемых с поверхности головы.

Эмергенез— явление, при котором признак определяется особым набором (конфигурацией) генов или набором свойств, каждое из которых опреде­лено генетически. Любое изменение специфической конфигурации ге­нов приводит к исчезновению этой черты.

Энзимопатия— заболевание, вызванное дефектом ферментов (энзимов).

Эпистаз— взаимодействие генов, при котором один ген подавляет действие другого, неаллельного гена.





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.072 с.