Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.




Готический период в Западной Европе

(XII- XVIвв.)

Готика— период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары), Впервые понятие в современном смысле применил итальянский художник и автор жизнеописания художников Итальянского Возрождения Джорджо Вазари (XVI в.).

Периодизация c XII в. до XVI в. учитывает, что готический период

охватывает почти все страны Западной Европы,

мы же будем рассматривать страны Францию и Германию,

где готика возникла в середине XIIв.,

а в Германию (тогда это была территория

Священной Римской Империи) пришла в XIII в.

АРХИТЕКТУРА

Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550гг.

 

На схеме для сравнения показаны в разрезе внутреннее пространство романского храма и готического храма:

Родиной готики считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе. Готика пришла на смену романскому периоду, постепенно вытесняя его.

Свое наиболее яркое и полное выражение готическая архитектурная система получила в храмовом зодчестве, особенно в строительстве больших соборов, которое стимулировало ее развитие и давало простор применению новых строительных приемов и декоративных принципов. Складывавшиеся здесь архитектурные формы стали органическими элементами художественной культуры своего времени.

В готическую эпоху религия оставалась главным содержанием общественной жизни, а церковь – ведущим типом сооружения. Путник, приближавшийся к средневековому городу, прежде всего видел взметнувшиеся к небу шпили его церквей, затем уже городские укрепления, гражданские постройки, жилые дома, торговую площадь и лавки.

 

Первые готические соборы появились в Северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Так, Шартрский собор (1145-1260), строительство которого начато еще в романский период, украшен двумя разными башнями, сооруженными в готический период, но на протяжении длительного завершения строительства собора.

собор в Шартре

На протяжении нескольких веков мастера добавляли новые детали, укрепляли конструкции, строили высокие арки и сводчатые потолки.

Для архитектуры готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна.

 

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Признаки готической архитектуры:

- высокие шпили на крышах;

- стрельчатые арки и полуарки из камня;

- круглое окно «роза» на фасаде;

-удлинённые, заострённые окна с витражами:

- узкие башни, устремлённые вверх.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Главное отличие готического собора — устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора.

Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.

 

Конструкция готического собора (схема):

 

 

Контрфорсы и аркбутаны:

Контрфорсы и аркбутаны

 

Нервюры в готическом своде:

Нервюрой называют ребро, которое выступает из каркасного крестового готического свода.

 

Нервюры несут определенные функции. В сочетании с системой аркбутанов и контрфосов, нервюра позволяет облегчить свод сооружения.

Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода – возможность покрывать здания неправильной формы.

Использование каркаса позволило построить здания с достаточно сложными элементами специфического декора и оформления с запредельной на то время высотой потолков внутренних помещений.

 

Средний (центральный) неф готического собора. Нервюрные своды, опирающиеся на колонны:

 

Вимперг - в готической архитектуре резной высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проёмы готических зданий. Поле вимперга обычно украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластичными деталями.

пинакли

Подчеркивая вертикальную устремлённость, контрфорсы завершались пинаклями (остроконечные башенки над контрфорсами) и некоторыми другими частями готических церквей, так же как и вимперги украшались обычно «краббами», завершались «фиалом» с «крестоцветом».

(ПИНАКЛИ увенчивались ФИАЛАМИ - каменными пирамидками –

и украшались КРАББАМИ и КРЕСТОЦВЕТОМ.

КРАББЫ- в готической архитектуре –

декоративная деталь в виде стилизованных

листьев по краям ФИАЛОВ и др. КРЕСТОЦВЕТ –

скульптурно - декоративный цветок, венчающий башни)

 

Готические окна

 

Круглое окно – роза:

Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила.

Первым из больших соборов был собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) строился 182 года (с 1163 по 1345 гг.). Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора: Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Но в строительстве принимало участие много других архитекторов, об этом свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Размеры собора впечатляют: высота 35 м, длина 130 м, ширина 48 м, высота колоколен 69 м. В нем еще присутствуют черты романской архитектуры.

западный фасад

боковой фасад

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ).

гаргулии химеры

 

В готической архитектуре гаргулии были предназначены для отвода дождевого стока от вертикальных поверхностей, фактически это каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба. Но его часто оформляли в виде какого- нибудь гротескного персонажа.

 

Одним из самых одним из красивейших готических сооружений стал собор в Реймсе (начат в 1210 г.). Строительство собора продолжалось с перерывами до 1285 г. Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров. Это самое большое готическое здание Франции.

собор в Реймсе

Здесь короновали королей Франции. Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Они обрамлены снизу статуями больше человеческого роста. Статуи встречают человека при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой.

Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Над большим круглым окном-розой в нишах стоят большие статуи – так называемая галерея королей.

 

В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции, и в значительной мере на основе художественного опыта французских мастеров. На развитие поздней немецкой готики большое влияние оказало архитектурное решение находящегося на французской территории Страсбургского собора, в особенности — его западного фасада (1276 г.), архитектурная композиция которого отличается господством легких стремительных вертикалей.

Страсбургский собор

портал Страсбургского собора

 

Готическое искусство получило здесь свое глубоко самобытное и оригинальное развитие. Страсбургский собор — один из красивейших соборов Европы. И внутреннее, и внешнее оформление собора поражает воображение, сложно оторвать взгляд от большого количества деталей. Также впечатляет размер собора — почти двести лет он считался самым высоким каменным зданием мира. Строительство собора началось ещё в XII веке на месте более древних римских культовых сооружений и заняло около четырёх столетий.

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. Примером может служить красиво стоящий на высоком берегу реки собор в Лимбурге на Лане (начало 13 в.):

собор в Лимбурге

 

Итак:

Готика соединила в себе стекло, камень, и яркие краски настенных росписей и витражей. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

 

Главное место во внешнем и внутреннем декоративном убранстве храмов принадлежало статуе и рельефу.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев.

Главные скульптурные композиции размещены в порталах, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей.

Портал собора в Реймсе

Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями.

Улыбающийся ангел Мария и Елизавета

Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями.

Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.

Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет).

Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.

В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора ( конец 13 века):

 

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов.

В Германии рано появляются конные изображения.

Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

 

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры.

В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений.

Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. "Прозрачная" структура готического собора, в которой плоскость стены уступала место ажурным орнаментам и огромным окнам, исключила возможность обильного живописного декора. Зарождение готического собора совпало с периодом наивысшего расцвета романской живописи, в особенности фресковой. Но вскоре господствующую роль в отделке храмовых зданий стали играть другие виды изобразительного искусства, и живопись была оттеснена на вторые роли.

Витражное искусство, зародившееся приблизительно в VI веке н.э., своего расцвета достигло в эпоху Готики в архитектуре и интерьерах. В этот период готические витражи становятся главным декоративным элементом соборов.

Готическое направление в строительстве храмов и домов существенно отличалось от предыдущих технологий, ведь здания возводились на каркасной основе.

Готика в архитектуре началась с того, что был придуман способ возводить здания на каркасной основе, не используя стены в качестве единственной опоры. Благодаря этому изобретению стало возможным уменьшить площадь стен и увеличить площадь окон. Это позволило существенно увеличить и размеры сооружений, и площадь остекления. Окна стали заменять фрески и превратились в главный декоративный элемент.

 

Создаются грандиозные витражные картины, изображающие сложные библейские сцены и целые циклы.

Войдя в готический собор, человек оказывается в потоке цветного света, из которого трудно вычленить отдельные сюжеты. Персонажи и фон собраны из кусочков цветного стекла, скрепленных с помощью свинцовых ободков.

Соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.

В качестве материала использовали стекло, которое было окрашено, с добавлением соли во время изготовления. В витражах, маленькие кусочки стекол располагаются в форме рисунков или изображений, и скрепляются (традиционно) полосками свинца, удерживаясь с помощью жесткой рамы.

окно-роза

В XIII веке на французских витражах — а именно Франция, породившая готику, долго задавала архитектурные вкусы в большей части Европы — господствовали насыщенный красный и темно-синий цвета.

В середине того же столетия в моду стало входить бесцветное стекло, где рисунок выполнялся в градациях серого (гризайль).

гризайль

С начала XIV века мастера научились придавать отдельным фрагментам прозрачного стекла (например, нимбам святых или коронам монархов) желтый цвет, так что в позднем Средневековье множество витражей выдержано в в бело-серо-желтой гамме.

витраж в бело-серо-желтой гамме

Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.

 

Готическая книжная миниатюра

В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой — религиозные и бытовые сцены.

Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы.

 

В рукописях второй половины XIII века характерной чертой стал бордюр, обрамлявший поле листа. На завитках орнамента, вынесенного на поля, а также на горизонтальных линиях обрамления художники помещали небольшие фигурки и сцены назидательного, комического или жанрового характера:

Они не всегда были связаны с содержанием рукописи, возникали как порождение фантазии миниатюриста и получили название "дролери" - забавы. Свободные от условностей иконографического канона, эти фигурки начали стремительно двигаться и оживлённо жестикулировать. Щедрой фантазией отличаются дролери в рукописях, дан оформлением которых работал парижский мастер Жан Пюссель (вт. чтв. XIV века). Прозведения художника выдают разумную ясность и тонкий вкус столичной школы.

"Часослов Жанны д'Эвре". Жан Пюсель. 1325 -1328 гг.

 

В позднеготической книжной миниатюре с особенной непосредственностью выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении пейзажа и бытовых сцен. В миниатюрах «Богатейшего часослова герцога Беррийского» (ок. 1411-16), который оформляли братья Лимбурги, поэтично и достоверно изображены сцены светской жизни, крестьянского труда, пейзажи.

Как правило, часословами, или часовниками

назывались рукописные книги.

Они начинались с календаря,

который обычно сопровождался

изображениями трудов и развлечений

в различные времена года и знаками Зодиака.

Средневековое искусство Западной Европы, и особенно Франции сыграло огромную роль в истории искусства народов всей Западной Европы. Отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое лишь к середине 16 в.

 

Задания:

1. Сделать в тетради схемы готического собора (с указанием элементов), конструктивных деталей (контрфорсы, аркбутаны, нервюры)

2. Записать основные памятники архитектуры, скульптуры, готической живописи (витржи, книжная миниатюра)

3. Записать в тетради названия отдельных конструктивных и декоративных архитектурных элементов, встречающиеся в тексте.

4. Сделать рисунок любого готического витража в альбоме (формат А4) в цвете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: