Вариант 1
1. Тает снег. (8 букв - 10 секунд)
2. Идёт дождь. (9-10)
3. Небо хмурое. (10-10)
4. Коля заболел. (11 - 10)
5. Запели птицы. (11 - 10)
6. Трещат морозы (12 - 11)
7. Гудят провода. (12 - 11)
8. Я ищу землянику. (13-12)
9. В лесу росла ель. (13 - 12)
10. Наступила осень. (14 - 12)
11. Дни стали короче. (14-12)
12. В лесу много берёз. (15-13)
13. Прилетел скворец. (15-13)
14. Наша Родина - Россия. (16-15)
15. Весело бегут ручьи. (16- 14)
16. Вдруг набежала туча. (17-15)
17. Дятел долбил дерево. (17-15)
18. Я хочу посадить цветы. (18-16)
19. Иней запушил деревья. (18-16)
20. Без воды цветы завянут. (19-16)
21. Пролетело жаркое лето. (19-16)
22. На ветвях заснули птицы. (20 - 15)
23. Около дома посадили ель. (20 - 15)
24. Федя решал задачу у доски. (21-15)
25. У Лены в косах синие ленты. (21 - 15)
26. В лесу громко стучал дятел. (22 - 14)
27. Дождь смыл грязь с крыльца. (22 - 14)
28. Мальчик подарил маме цветы. (23 - 13)
29. Зимой река покрылась льдом. (23 - 13)
30. Дежурные стёрли пыль с доски. (24 - 13)
31. В огород забрались цыплята. (24 - 13)
32. Небо покрылось серыми тучами. (25 - 12)
33. С ветки на ветку прыгала белка. (25 - 12)
34. Моя сестра работает на фабрике. (26 - 12)
35. Дождевые капли падали на землю. (26 - 12)
36. Мы поставили в вазу букет цветов. (27 - 12)
37. Поля покрылись пушистым снегом. (27 - 12)
38. У крыльца кружит стайка воробьев. (28 - 11)
39. Спрятались в норы лесные зверьки. (28 - 11)
40. Марина налила Мурке миску молока. (29 - 11)
41. Сильный мороз сковал воду на речке. (29 - 11)
42. Деревья украсились хлопьями снега. (30-11)
43. Тетя Вера работает на часовом заводе. (31-10)
44. Мы укрылись от дождя под мохнатой елью. (32 - 10)
45. Школьники готовятся к празднику книги. (33-10)
46. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34 - 09)
47. Дятел долбил дерево своим крепким клювом. (35 - 09)
48. Ветер бросал листья на дорожку сада. (36 - 09)
49. По дорогам и оврагам побежали звонкие ручьи. (37 - 08)
50. На берегу моря раскинулся молодёжный лагерь. (38 - 08)
51. По полям и долинам дождик хлынул проливной. (38 - 08)
52. Берёзовая роща звенит весной от птичьих песен. (39 - 08)
53. Молния бьёт в одинокие или большие деревья. (40 - 08)
54. На уроках труда мальчики чинят школьную мебель. (40-08)
Вариант 2
1. Выросли волнушки прямо на тропинке. (30 - 12)
2. На ветвях высокой ели затаилась рысь. (31 - 12)
3. Дядя Игорь работает на стройке в селе. (31 -11)
4. Не забывай почистить зубы и перед сном. (32 - 12)
5. Осень позолотила ветви дубов и клёнов. (32 - 11)
6. Земляника любит расти на опушке леса. (33 - 11)
7. У нас в чулане жили два маленьких лисёнка. (34 - 13)
8. Мохнатые снежинки закрутились в воздухе. (35 - 13)
9. В пушистый снег зарылись маленькие ёлочки. (36 - 13)
10. По календарю ноябрь - последний месяц осени. (36 - 14)
11. Брат с сестрой каждый день убирают квартиру. (37-14)
12. Не загрязняйте улицы объедками или бумагой! (37 - 14)
13. По широкой аллее сада мы подошли к опушке рощи. (38-15)
14. На ландыше и на тюльпане ещё блестит в тени роса. (38-15)
15. Земля подарила людям чудесные весенние цветы. (39 - 15)
16. Вокруг нашего города живописные окрестности. (39 - 16)
17. На лесном озере остались зимовать белые лебеди. (40 - 16)
18. Яво двор сегодня вышел, белый снег лежит на крыше. (40-16)
19. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки. (41 -15)
20. Утром и вечером все лесные жители поют свои песни. (41-15)
21. Душистыми гроздьями зацвела на опушке черёмуха. (41 -15)
22. Умей отличать съедобные грибы и ягоды от ядовитых. (42-14)
23. Осенью вода в лесных ручьях прозрачная, как стекло. (42-14)
24. С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. (42-14)
25. Под корой больных деревьев ищет дятел вредителей. (42-13)
26. В густом ельнике птицы укрываются от ветра и мороза. (43-13)
27. Бурное течение воды приносит вред полям и огородам. (43-13)
28. На сучьях и в дуплах деревьев птицы вьют свои гнёзда. (43-12)
29. От горячих солнечных лучей у крыльца стал таять снег. (44-12)
30. Поздней осенью посадили ребята берёзки возле школы. (44-12)
31. Мальчишек радостный народ коньками звонко режет лёд. (45-12)
32. Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки. (45 -11)
33. Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе. (45-11)
34. Красная душистая земляника созрела на лесной опушке. (45-11)
35. К Новому году девочки шьют новые карнавальные костюмы. (46-11)
36. В городах Волгоградской области есть крупные заводы. (46-10)
37. Наступила студеная зимняя пора, трещат свирепые морозы. (47-10)
38. С груш, яблонь и слив поснимали все плоды и убрали их на зиму. (47 -10)
39. В один из вечеров мы услышали за домом яростный лай собак. (47-10)
40. Грустно было бы жить без прекрасных птиц на земной планете. (47-10)
41. По краю глубокого оврага стоят огромные осины, клёны, дубы. (48-09)
42. На одной из шумных площадей Москвы стоит памятник Пушкину. (48-09)
43. Поздней осенью солнце редко светит и совсем не греет землю. (49 - 09)
44. Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнёзда. (49 - 09)
45. Осенью в ненастную погоду и зимой в мороз в метро тепло и сухо. (50 - 09)
46. В летний день поляна цветущих одуванчиков выглядит золотой. (50 - 09)
47. Идёт по рощам дружно шум весенний, в цвету хлеба, омытые росой. (50 - 09)
48. Герасим толкнул дверь плечами и ввалился в дом со своею ношей. (51-08)
49. Маленький школьник звезду над Кремлём рисует в тетради своей. (52-08)
Самым сложным качеством для наших учеников является сознательность чтения. Работа над этим качеством затруднительна, если недостаточно сформирована беглость чтения. Поэтому формирование навыка беглого чтения – крайне необходимая составляющая каждого урока чтения. Беглость чтения – очень важное качество, так как овладение им оказывает огромное воздействие на успешность акта чтения в целом. Ведь если скорость чтения низка, ребенок не может усваивать материал в полном объеме по любому учебному предмету, затрудняется в получении нужной информации из написанного текста. Как же сформировать этот навык? Как подобрать упражнения, способствующие и наращиванию темпа чтения, и формированию его правильности и развитию понимания?
Особое место в методике отводится такому приему, как «речевая разминка», который является наиболее действенным в плане его влияния на совершенствование способов чтения и увеличение его темпа. Для того чтобы данный прием работал, учителю необходимо соблюдать некоторые правила: работа должна проводиться системно, последовательно и с постепенным усложнением требований к речевой разминке. Приводим некоторые методические рекомендации.
1. Учащимся раздаются тексты на карточках, которые они должны прочитать «про себя» (время прочтения текста не должно превышать 1-2 минуты) и подготовиться к быстрому плавному чтению. Учитель объясняет: «Я засекаю 2 минуты, то есть я буду считать 2 раза по 60, буду считать до 120».
2. По мере увеличения темпа прочтения текстов объём их постепенно следует увеличивать в зависимости от продвижения школьника.
3. После окончания чтения «про себя» учитель предлагает 2-3 ученикам (в зависимости от сложности и длительности работы над основным текстом этого урока) прочитать подготовленный таким образом текст вслух. Все остальные учащиеся класса слушают чтение товарища и готовятся ответить на вопрос учителя, который он обязательно задаст после прочтения текста. Таким образом весь класс оказывается вовлечённым в процесс работы над текстом. Ребёнок, который читает, выполняет очень важную задачу: он должен прочитать так, чтобы все остальные поняли текст. Внимание остальных учащихся также обеспечено, так как они не знают текст, но они знают, что учитель задаст вопрос. Время чтения фиксируется, и конечная цифра сообщается ученикам. Это делается для того, чтобы выработать у учащихся желание совершенствовать скорость чтения в дальнейшем. Здесь важно иметь в виду, что время не является определяющим фактором. Основным показателем является способ чтения. Кроме того, учитель должен постоянно поддерживать мотивацию ребёнка к чтению, поэтому этот этап обязательно должен сопровождаться похвалой.
4. После окончания чтения каждым учеником (читает не более трех учеников) учитель задает вопросы по содержанию всему классу. Это является стимулом к более внимательному отношению школьников к прослушиванию текста. На этом этапе работы учитель может включить систему поощрений. За каждый правильный ответ ученику выдаётся фигурка (из фигурок в конце урока можно составить узор), или буква (из букв составляются слова), или вырезанная из бумаги пятёрка. От количества таких выданных «призов» может зависеть оценка за урок. Обычно детям эта форма оценивания нравится, они стремятся набрать как можно больше баллов за урок. А учителю она позволяет не только поддерживать интерес детей на уроке, но и оставаться объективным.
5. В конце разминки оценку чтения дают учащиеся. Учитель спрашивает, какую отметку можно поставить читавшему и почему. Учащиеся должны аргументировать свой выбор. Оценка выставляется в журнал. Не рекомендуется за подобную работу ставить оценку «3» и ниже, чтобы не вызывать негативного отношения к чтению у учащихся. Если ученик прочитал совсем плохо, лучше ограничиться словесной оценкой, а балл в журнал не ставить.
Таким образом, прием речевых разминок помимо обучающей несет в себе и игровую функцию, что содействует воспитанию интереса к процессу чтения. А в глобальном смысле каждодневные упражнения подобного рода помогают совершенствованию техники чтения, развивают умение анализировать произведения, видеть поступки героев, понимать причинную обусловленность событий.