ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА




 

Одной из важнейших категорий политологии является такое понятие, как политическая система. Термин «политическая система» вошел в научный оборот в 50-х годах XX в. благодаря развитию теории системного анализа общества Т. Парсонсом. Именно он выделил в структуре общества такие различающиеся по своим функциям системы, как экономическая, политическая и духовная. Детально же теория политической системы впервые была разработана американским политологом Д. Истоном. У Д. Истона политическая система представляет собой целостный саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих элементов, образующих единое целое и связанных между собой таким образом, что изменения в одной области неизбежно оказывают влияние на другую. При этом система имеет определенные границы, отделяющие ее от среды, т.е. всего остального общества. Взаимоотношения со средой осуществляются по принципу обратной связи: у системы есть «вход», на который поступают импульсы извне в виде требований и поддержки (одобрение политики, политическое участие) или протеста (неодобрение, борьба), и «выход», через который выдаются политичес­кие решения и осуществляются политические действия. Т.е. политическая система получает через «входящие каналы» информацию, требования, «перерабатывает» их в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы – самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.

Таким образом, политическая система – сложное, многомерное образование, связывающее большую часть общества и обеспечивающее механизм формирования и функционирования власти. Политическая система складывается из ряда подсистем: институциональной, нормативной и коммуникативной.

Институциональная подсистема отражает политическую структуру общества и представляет собой совокупность политических и неполитических органов, организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование политической власти. Основной институт политической системы - государство как носитель публичной власти. Помимо государства, элементами политической структуры являются политические партии, общественные и общественно-политические организации и движения, различного рода группы давления (лоббистские организации). Важным институтом политической системы в современных государствах выступают средства массовой информации, которые часто называют «четвертой властью», понимая под тремя первыми законодательную, исполни­тельную и судебную власть. Именно СМИ производят и распространяют политическую информацию, формируют общественное мнение и представление о власти, выступают в качестве посредника между властью и населением.

В некоторых странах в качестве элемента политической структуры может рассматриваться церковь, если она оказывает влияние на функционирование власти.

Нормативная подсистема представляет собой совокупность политических и правовых норм и традиций, определяющих и регулирующих политическую жизнь общества. Основные элементы нормативной подсистемы: правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты), нормы деятельности общественных организаций, неписаные обычаи, традиции, а также этико-моральные нормы, принятые в данном сообществе.

Как отмечалось выше, система предполагает не только набор элементов, но и устойчивую взаимосвязь и взаимозависимость между ними. Эту функцию обеспечивает коммуникативная подсистема политической системы, выступающая как совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между индивидами, классами, нациями, социальными группами и слоями, а также их организациями по поводу участия в осуществлении и развитии политической власти. Коммуникативная подсистема включает в себя политические отношения, предполагающие деятельность, направленную либо на упрочение и защиту существующего политического строя, либо на умеренную оппозицию ему, либо на его радикальное изменение.

Сложность и многообразие политической жизни предполагают осу­ществление политической системой ряда функций, таких, например, как:

- политическая социализация, представляющая собой процесс вовлечения граждан в политическую деятельность;

- агрегирование (объединение) интересов, т.е. обобщение и согласование претензий и требований и превращение их в некую политическую позицию. Эта функция осуществляется, как правило, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями и принимает форму политического заявления;

- артикуляция интересов или, другими словами, предъявление требований к тем, кто вырабатывает политические решения. Эти требования могут предъявляться как отдельными людьми, так и группами.

Одной из основных функций политической системы является интеграция общества, обеспечение взаимодействия и единства действий различных компонентов его структуры. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, локализовывать и тушить очаги напряженности.

Эффективность функционирования политической системы во многом зависит от таких факторов, как полнота и качество информации, влияющей на принятие решений и определение стратегии действия, скорость ответа системы на воздействие внешней среды, а также ее способность сосуществовать с несогласием. Подавление несогласия – признак слабости, неустойчивости и недолговечности политической системы, показатель отсутствия развитого механизма поддержания социального равновесия и гражданского мира.

Нормальное функционирование политической системы предполагает устойчивую взаимосвязь различных элементов политической жизни, их упорядоченность и оптимальное сочетание. Если такой взаимозависимости и упорядоченности нет, то возникает состояние дезинтеграции общества, которое угрожает безопасности людей. В результате государство теряет поддержку граждан, они отворачиваются от такой политической системы и ищут альтернативу ей.

Важным условием стабильного функционирования политической системы является наличие общих ценностей, политических символов, традиций, убеждений, принятых большинством членов политической общности. Если общих политических ценностей нет, то общность не возникает, а если они исчезают, то существующая общность распадается. Именно этой причиной часто можно объяснить внутренние конфликты в обществе. Так, основой советской тоталитарной политической системы была марксистско-ленинская идеология, связывавшая людей едиными политическими, идеологическими и нравственными ценностями. Провозглашенный перестройкой курс на политический плюрализм подорвал и дискредитировал существующую систему ценностей и вызвал ситуацию дезориентации людей, когда прежние ценности разрушены, а новые не сформировались. Это стало причиной крушения советской политической системы и дезинтеграции общества в целом.

Политические системы отличаются значительным многообразием, в основе которого лежат различные критерии оценки. Например, исходя из такого критерия, как тип формации, способ производства и характер социально-экономической структуры, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.

Достаточно распространено деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанное на характере политического режима. Не менее распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных современных политических системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Весьма интересна классификация политических систем, предложенная Г. Алмондом, в основе которой лежат особенности политической культуры. Он выделяет 4 типа политических систем: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и тоталитарную.

Англо-американская система (США, Великобритания, Канада, Австралия) наиболее полно отвечает критериям либерализма, его идеям свободы личности, безопасности и благосостояния. Она характеризуется стабильностью, устойчивостью, разделением властей.

Континентально-европейский тип (Франция, Италия, Германия) характеризуется сохранением традиций прежних эпох, существованием старых и новых культур. Эта система отличается наличием многих политических партий, имеющих значительное влияние в обществе.

Для доиндустриального и полуиндустриального типа характерна смешанная политическая культура, представляющая собой некую смесь западных ценностей и этнических, религиозных традиций. Ее отличительными особенностями являются личный авторитаризм, власть одной партии, значительное влияние армии и бюрократического аппарата.

Тоталитарная (или идеологическая) политическая система подчиняет жизнь общества и граждан той или иной высшей идее. Ее характеризуют чрезмерная централизация и высокий уровень насилия.

Исходя из характера взаимоотношения со средой, политические системы можно разделить на открытые – с динамичной структурой, широкими взаимосвязями с внешней средой и закрытые – с жестко фиксированной структурой, сведенными до минимума связями со средой.

В зависимости от степени стабильности политические системы делятся на консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, и трансформирующиеся, отличающиеся динамизмом и ориентацией на проведение реформ.

Примером трансформирующейся политической системы является по­литическая система Республики Казахстан.

Хотя демократизация в Казахстане началась еще в рамках СССР во второй половине 80-х годов, однако о подлинном процессе реформирования политической системы можно говорить только после принятия 16 декабря 1991г. Закона о государственной независимости. Основные этапы этого процесса: образование и развитие политических партий, общественно-политических движений, принятие Конституций в 1993г. и в 1995г., принятие нового закона о выборах, всенародные выборы Президента и Парламента. Важным этапом демократизации политической системы Республики Казахстан стало внесение 7 октября 1998г. и 21 мая 2007г. изменений и дополнений в Конституцию РК, которые расширили возможности для участия политических партий в осуществлении власти.

Все эти события способствовали формированию в Республике Казахстан качественно новой политической системы демократического типа. Однако на сегодняшний день нельзя говорить о том, что этот процесс завершился. Трансформация политической системы Казахстана в сторону демократии требует дальнейшего развития политических партий и формирования реальной партийной системы, развития институтов гражданского общества.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!