Государственное устройство Республики Казахстан




Современное государство Казахстан – продукт уникальных исторических событий. После Октябрьской революции 1917г. на территории Казахстана образовалась политическая автономия – Казахская Советская автономная республика. В 1936 г. Казахская АССР была преобразована в Казахскую Советскую Социалистическую республику, которая по Конституциям 1937 г., а затем 1978 г. являлась государством в государстве, называвшемся СССР. Фактически же государством Казахскую ССР считать было нельзя, поскольку она не обладала суверенитетом.

В результате распада СССР Казахская ССР стала самостоятельным суверенным государством. С момента провозглашения независимости в 1991г. в течение пяти лет происходил процесс формирования основных атрибутов государственности в Казахстане, черту под которым в основном подвела Конституция Республики Казахстан 1995 г.

Конституция Республики закрепила основополагающие принципы деятельности государственного механизма, общественно-политических институтов, установила конституционный статус гражданина и человека. Единственным источником государственной власти признан многонациональный народ Казахстана. Следует отметить, что Конституция в РК стоит над системой действующего права, ее нормы имеют прямое действие на всей территории государства.

В соответствии с Конституцией Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления.

Унитарное устройство РК основывается на следующих принципах: территориальная и государственная целостность, единство системы государственной власти, единая система законодательства, единое гражданство. Унитарная форма государственного устройства предполагает неприемлемость национально-государственных и территориальных образований в рамках суверенного государства Казахстан.

Систему органов государственной власти в РК образуют Парламент (законодательная власть), Правительство (исполнительная власть) и Верховный суд (судебная власть). Ст. 3 Конституции устанавливает, что «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Парламент – высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции. Наряду с законодательными функциями, Парламент осуществляет и определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти. Это – утверждение республиканского бюджета, одобрение или отклонение программы Правительства, выражение вотума недоверия Правительству.

Конституция РК впервые закрепила двухпалатную структуру Парламента: Сенат и Мажилис. Мажилис представляет интересы всех граждан Казахстана, большая часть его депутатов (98) избираются на основе всеобщих выборов сроком на 5 лет. Депутаты Сената частью избираются на косвенных выборах, частью назначаются Президентом и выражают интересы административно-территориальных округов. Срок полномочий депутатов Сената – 6 лет, при этом каждые 3 года происходит ротация (обновление) половины депутатского состава Сената.

Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов. Правительство образуется Президентом, т.е. Президент, после консультаций с партиями, представленными в Мажилисе, вносит на утверждение Мажилису кандидатуру Премьер-Министра, который, после вступления в должность, предлагает персональный состав Правительства на утверждение Президенту. Правительство осуществляет текущее управление страной, разрабатывает перспективные программы развития государства. Оно действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом, и только в случаях, предусмотренных Конституцией, подотчетно Парламенту.

Самостоятельной ветвью государственной власти в РК является судебная власть, которая осуществляется от имени республики независимо от чьей-либо воли и только судом.

Конституция РК учреждает единую судебную систему государства, которую составляют Верховный суд и местные судьи. Запрещено учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-бы то ни было названием и предлогом.

Ст. 40 Конституции Республики Казахстан определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей, Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод гражданина и человека.

Президент является символом единства народа потому, что сам народ выбирает его главой государства. Это дает ему право выступать от имени народа, не относясь непосредственно ни к одной ветви власти. Президент призван обеспечить согласованное функционирование всех ее ветвей.

В соответствии с Конституцией РК Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Конституция определила основные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты: он не может быть моложе 40 лет, должен быть гражданином Казахстана по рождению и проживать в Республике последние 15 лет, а также свободно владеть государственным (казахским) языком.

Конституция 1993г. не предусматривала институт освобождения и отрешения Президента от должности. Этот институт появился в Конституции 1995г. и установил, что Президент может быть досрочно освобожден от должности в случае устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. Особый порядок установлен и в отношении отрешения Президента от должности. Установлено, что Президент несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены.

Конституция устанавливает ограничения, связанные с пребыванием в должности Президента. Президент не может быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Ст. 44 Конституции определяет основные полномочия Президента, среди которых такие, как формирование Правительства, назначение на все высшие государственные должности, назначение референдума и др. Президент может определять первоочередность принятия законов. В случаях, предусмотренных Конституцией, имеет право издавать Указы, имеющие силу закона. В отношении законодательной власти Президент обладает правом отлагательного вето.

В соответствии со ст.63 Конституции РК Президент может распустить Парламент РК или Мажилис после консультаций и Председателями палат Парламента и Премьер-Министром.

Таким образом, Республика Казахстан является унитарной республикой с достаточно сильной президентской властью.

Конституционный контроль и защита Конституции возложены на Конституционный Совет. Он состоит из семи членов, в том числе Председателя.

Пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты РК. Председатель Конституционного Совета назначается и освобождается Президентом, им же назначаются и два члена Конституционного Совета. Помимо этого два члена Конституционного Совета назначаются Сенатом и два – Мажилисом. Срок полномочий членов органа конституционного контроля – шесть лет.

Членство в Конституционном Совете связано с определенными ог­раничениями. Оно несовместимо с депутатским мандатом, занятием иных оплачиваемых должностей, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности и др.

Конституционный Совет дает заключение о конституционности законов, указов и иных нормативных актов. Президент может опротестовать решение Конституционного Совета. Если возражение Президента преодолено, то решение Конституционного Совета становится обязательным и обжалованию не подлежит.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!