ТЕМА 7. ДЕМОКРАТИЯ. ФОРМЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ




 

Демократия – одно из самых распространенных понятий политической науки. Особенность этого понятия заключается в его многозначности.

Этимологическое значение термина «демократия» в переводе с греческого означает «власть народа» (demos – народ, kratos – власть). В этом смысле под демократией понимается особая форма государства, при которой властью обладает не одно лицо (монархия, тирания), не группа лиц (аристократия, олигархия), а все граждане пользуются равными правами на участие в осуществлении государственной власти.

Демократия может также рассматриваться как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.

В более широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, выборности органов управления, принятии решений большинством.

Термин «демократия» может означать также социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Корни этого движения уходят в период борьбы против абсолютизма в Европе. Возникнув как движение за равноправие третьего сословия, сегодня оно расширило число своих участников: это социал-демократы, христианские демократы, различные либеральные движения.

Неоднозначность в толковании демократии во многом связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. Первый подход – нормативный. Он предполагает построение идеальной модели демократии. Другой подход – описательно-эмпирический исследует реально существующую демократию. В большинстве демократических концепций эти подходы тесно переплетаются с целью сближения идеала и реального демократического строя.

Вне зависимости от уровня приближения либо удаления реальной демократии от идеала можно выделить общие признаки, присущие всем демократическим государствам. Во-первых, это признание народа источником власти. Суверенность народа означает, что именно ему принадлежит учредительная власть в государстве, т.е. право формировать через выборы систему представительных органов. Во-вторых, выборность основных органов власти. В-третьих, равноправие граждан, понимаемое как равенство избирательных прав, свобод образования политических партий, право на информацию и др. И, наконец, в-четвертых, принятие решения большинством и подчинение меньшинства большинству.

Данные признаки позволяют различать и классифицировать многочисленные теории и практические модели демократических государств по различным основаниям.

В зависимости от того, кто имеет приоритет в осуществлении власти: личность, социальная группа или народ как целостная общность, все концепции демократии можно разделить на три группы: коллективистская (тоталитарная); индивидуалистическая (либеральная) и плюралистическая (теория групп).

Исторически первой моделью была коллективистская демократия, восходящая к античной демократии. Для нее характерно отождествление народа с большинством населения, неограниченная власть большинства над меньшинством и, как следствие, полная беззащитность личности по отношению к государству. Отрицая автономию личности, данная концепция рассматривает ее как составную часть целостного организма (народа, класса, нации).

Коллективистская модель демократии получила свое развитие в трудах Т. Мора, Ж.-Ж. Руссо, в более поздний период – в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Следует отметить, что всякая попытка реализации этой модели в реальной жизни неизбежно приводила к тоталитаризму, подавлению индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Это связано с тем, что, как показала практика, власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

Идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу, государству является определяющей для индивидуалистической модели демократии, получившей свое развитие в XVIII-XIX вв. под влиянием идей либерализма.

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы –государство и гражданское общество. Для индивидуалистической модели характерно признание личности первичным источником власти, приоритет прав личности по отношению к правам государства, разделение властей, ограничение компетенции и сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности граждан. Важным моментом данной модели демократии является ограничение власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.

Промежуточное положение занимает плюралистическая концепция, рассматривающая в качестве движущей силы политической жизни не народ, не личность, а группу. Именно в группе, с позиции этой модели, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации. Каждый человек - представитель многих групп (этнической, семейной, религиозной, профессиональной и т.д.). С помощью группы личность получает возможность выразить и защитить свои интересы. Народ же не может быть субъектом политики в силу того, что это сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из конкурирующих между собой групп. Таким образом, основой демократической власти должно быть соперничество и баланс групповых интересов, где государство – своеобразный арбитр, сохраняющий равновесие интересов и стабильность общества.

В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляют властные функции, все демократические теории можно разделить на две группы: прямой (идентитарной) и представительной (репрезентативной) демократии.

Идентитарная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны (т.е. тождественны), что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные органы должны быть сведены к минимуму и быть полностью подчинены и подконтрольны гражданам. Преимущественно идентитарный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде.

С 60-х годов XX в. широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия), которая обосновывает необходимость широкого участия населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах (плебисцита), но и непосредственно участие в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

В соответствии с теорией партиципационной демократии в обществе в принципе не должно быть сфер, существующих вне политики. Главной целью партиципации является всесторонняя демократизация общества, которая обеспечивается жестким контролем за политическими институтами и должностными лицами.

При всей своей привлекательности непосредственная демократия имеет свои проблемы, ограничивающие возможности ее эффективного осуществления. Одной из основных проблем прямой демократии является сложность ее практической реализации, невозможность в современных государствах постоянно привлекать большинство граждан к политическому участию в управлении государством без принуждения. Другой проблемой является низкая компетентность и ответственность, поскольку решения принимаются широким кругом ни за что не отвечающих и никем не контролируемых непрофессионалов. В определенной ситуации (социально-экономический кризис, политическая нестабильность) прямая демократия чревата опасностью тоталитаризма и популистского авторитаризма вследствие склонности масс к уравнению, ущемлению свободы за счет равенства.

Концепция представительной (репрезентативной) демократии исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственной власти, в то время как принцип соучастия народа оттесняется на второй план. Воля народа в данном случае не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно (прямо) на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах представляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой действуют ей вопреки под свою ответственность.

Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и их независимости в рамках закона. Реально представительная демократия воплощается в парламентаризме – системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии, где главным носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, склонных часто к эгалитаризму (равенству), а элита. Именно элита, с позиций данной теории, способна обеспечить и защитить ценности либеральной демократии. Функции народа ограничиваются контролем за деятельностью элиты, осуществляемым через выборы.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства.

Представительная демократия обеспечивает эффективность и ком­петентность принимаемых решений, политическую стабильность, оберегает общество от эгалитарных устремлений. Однако следует заметить, что реализация представительной демократии фактически отстраняет народ от власти в период между выборами и обеспечивает монополизацию власти политическими элитами. Таким образом, мы видим, что все концепции демократии помимо несомненных достоинств имеют и проблемы. Поэтому реально существующая демократия стремится в большей или меньшей степени совместить идеи самоуправления и партиципации (прямая демократия) и идеи представительства. Одной из основных задач прямой демократии в современных государствах является формирование государственных органов. Она решается с помощью такой формы политического участия граждан как выборы.

Смысл выборов заключается не только в формировании центральных и местных органов власти, но и в своеобразном контроле политической элитой. Выборы предоставляют возможность индивидам, социальным группам выразить свои требования, обеспечить поддержку всем политическим действиям власти, которые отвечают интересам большинства, либо отказать в поддержке политическим силам, не оправдавшим доверие и надежды населения.

Процедура и механизм организации и проведения избирательной кампании зависит от типа избирательной системы, принятой в данном государстве. Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев организации и проведения выборов, а также определения результатов голосования, т.е. определения победителя.

Существуют разнообразные избирательные системы. Наиболее распространенными являются два типа: пропорциональная и мажоритарная. В некоторых странах применяется смешанная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система (Япония, Италия, Испания, Швеция, Дания и др.) характеризуется тем, что выборы являются строго партийными и каждая партия, участвующая в выборах, получает количество мандатов строго пропорционально количеству поданных за нее голосов. Эта

система обеспечивает партиям представительство в парламенте в соответствии с их популярностью в обществе. Однако в силу того, что в парламенте оказываются представленными множество партий различной ориентации, ни одна из которых не обладает большинством, достаточным для формирования однопартийного правительства, становится необходимым формирование коалиционного, часто неустойчивого правительства.

Мажоритарная избирательная система - это система большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство. Те же партии, которые оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

В зависимости от того, какое необходимое для избрания большинство определяется законом, различается мажоритарная система абсолютного и относительного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания более половины голосов (50% плюс один голос). Эта система позволяет сформировать, как правило, сильное устойчивое правительство, опирающееся на парламентское большинство, однако в случае, когда за мандат ведут борьбу три и более кандидата, она оказывается нерезультативной и требует второго тура голосования.

Этого недостатка лишена мажоритарная система относительного большинства, при которой выбранным считается кандидат, получивший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Неважно, что это большинство может быть и меньше половины голосов избирателей. Эта избирательная система лишает возможности участия в осуществлении государственной власти все партии, кроме двух основных, и формирует двухпартийную систему с устойчивым, сильным правительством.

Элементы как мажоритарной, так и пропорциональной системы сочетает в себе смешанная избирательная система.

В Республике Казахстан в соответствии с Конституцией 1995г. и Законом о выборах была принята мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. 7 октября 1998г. Парламентом РК были внесены изменения и дополнения в Конституцию РК, которые, среди прочего увеличили численность депутатов Мажилиса и изменили порядок их избрания. Вследствие этих изменений численность депутатов Мажилиса составила 77 человек. Из них 67 избирались по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления и с примерно равной численностью избирателей. 10 депутатов избирались по системе пропорционального представительства на основе партийных списков с образо­ванием единого общенационального избирательного округа. Выборы в Мажилис по новым правилам впервые состоялись осенью 1999г.

21 мая 2007г. были внесены новые изменения в Конституцию РК, в соответствии с которыми численность Мажилиса Парламента РК была увеличена до 107 депутатов. При этом Конституция РК определила, что 98 депутатов Мажилиса избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. В соответствие с Конституцией был приведен Конституционный закон о выборах в РК, который установил переход к избранию 98 депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе по единому общенациональному округу.

При выборе Президента РК применяется мажоритарная система абсолютного большинства.

Особый порядок Конституцией РК определен для формирования Сената. Если депутаты Мажилиса избираются на основе всеобщих и прямых выборов, то депутаты Сената – на основе косвенных выборов. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы. Кроме того, пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом РК.

Помимо выборов существуют и другие формы политического участия. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются референдумы и плебисциты.

Референдум – это институт прямой демократии, означающий всенародное голосование по каким-либо вопросам государственной жизни: изменение государственно-политического устройства, поправки в конституцию, законы страны, вопросы присоединения к межгосударственному союзу, вступления в международную организацию либо выхода из нее.

Разновидностью референдума является плебисцит (plebis – народ, citum – решение). Плебисцит – это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.

Референдум как институт прямой демократии, возлагая принятие решения на народ, имеет определенные проблемы. Одной из главных проблем является, как правило, низкое число его участников, в результате чего решение принимается незначительным количеством голосов наиболее активных граждан. В результате искажается назначение референдума –принять решение большинством граждан. В качестве других проблем следует отметить неустойчивость общественного мнения, которое может достаточно быстро измениться, а также затратность данного мероприятия. Поэтому в последние десятилетия наибольшее распространение получили идеи необходимости сочетания прямой и представительной демократии. При этом считается, что на местном уровне наиболее эффективны институты прямой демократии, а на общегосударственном – представительной.

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!