ТЕМА 14. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ




 

Представления о политике не могут считаться полными, если не будет рассмотрен ее международный аспект. В этом плане политику рассматривают как: 1) сферу, область, направление взаимодействия субъектов международных отношений – государств, межгосударственных объединений, организации, партий и т.д., в основе которого лежит их стремление обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических и других средств; 2) совокупную линию, равнодействующую, складывающуюся в результате как разнородных противоречивых, так и согласованных действий государств и других субъектов на мировой арене.

Важнейшей задачей современной международной политики является задача создания системы международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядерного оружия, насилия, страха, подозрительности и ненависти. Вторая задача – это обеспечение безопасности и защищенности человека. Сегодня требуется более совершенная форма организаций межгосударственных отношений, которая более эффективно способствовала бы разрешению межгосударственных конфликтов, могла бы предотвращать их возникновение.

В развитии современных международных отношений можно выделить следующие тенденции:

- интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека;

- глобализация, возникновение проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. К их числу относятся сохранение мира, сведение к минимуму военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемическими заболеваниями и преступностью;

- демилитаризация, демократизация и гуманизация – постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих в этой сфере проблем (так как они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающих к ним сторон), а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими бы они ни были.

Нарастание действия указанных тенденций способствует возможности осуществления международной политики на основе следующего принципа: обеспечивая реализацию собственных интересов, защищая их, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это означает, что разум государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения.

Концепцию национального интереса и национальной безопасности любого государства можно представить как разработку мер по обеспечению защищенности от внешних и внутренних угроз, устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечению таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного всестороннего прогресса общества и его граждан.

Национальный интерес и национальная безопасность являются стержнем внешней политики государства. Понятие национальной безопасности в современном его научном и политическом значении восходит к геополитике, где оно наряду с «национальным интересом», «силой», «балансом сил» является ключевой категорией. Географическое положение, или пространственно-территориальный фактор, имеет множество аспектов: размеры территории, местоположение, топография, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличие природных ресурсов, доступ к морям и океанам. Эти аспекты определяют многие параметры реализованных или скрытых возможностей государства, его положение в мире. Большое значение для реализации жизненно важных интересов государства имеет его ближайшее окружение. Кроме того, географическое положение задает определенные параметры по решению государствами многочисленных внутриэкономических, внутриполитических и внешнеполитических целей.

Таким образом, с точки зрения геополитического подхода национальная бе­зопасность производное от национального интереса и обозначает «жизненно важные национальные интересы». Внутреннюю и внешнюю безопасность страны в конечном итоге гарантирует заинтересованная деятельность ее граждан, их реальный патриотизм. Государство в современном мире – средство в руках общества, а не самоценность. Поэтому объектами обеспечения безопасности должны выступать личность, общество, государство. Для государства особенно важной становится тщательно разработанная концепция национальной безопасности.

Национальная безопасность для любого государства определяется, во-первых, готовностью общества к предотвращению, отражению угроз и их последствий; во-вторых, стратегией и средствами комплексного ответа на возникающие угрозы; в-третьих, созданием соответствующей системы сбора и оценки информации, выработки стратегии безопасности; в-четвертых, определением оптимальной стратегии отражения угроз и снижения уровня опасностей; в-пятых, поддержанием и приумножением жизнеспособности общества как главной гарантии его безопасности и выживания во взаимосвязанном и целостном мире.

В соответствии с указанными принципами концепции национальной безопасности и национального интереса Республика Казахстан проводит свою внешнюю политику. Президентом Н.А.Назарбаевым в качестве долгосрочной цели казахстанской внешней политики определено формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешного проведения реформ внутри страны, становления нашей республики как суверенного государства. С 1991 г. суверенный Казахстан утверждает себя как самостоятельный субъект международных отношений, активно действующий на мировом политическом и экономическом пространстве.

С обретением суверенитета, вступлением в ООН и ряд других ме­ждународных организаций состоялось международно-правовое признание Казахстана в качестве нового суверенного, независимого государства. Геополитическое положение Казахстана и его потенциал способствует ориентации как на Евро-Атлантический, так и на Азиатско-Тихоокеанский регионы. Наша Республика не имеет прямого выхода к открытым морям и удалена от коммуникационных средств, что затрудняет развитие вне­шнеполитических связей. В этой ситуации большое значение имеют меж­дународные связи с Россией и Китаем. Успешно развиваются взаимоотношения с государствами СНГ и Центральной Азии, обусловленные общностью интересов, хозяйственных связей, экономической взаимозависимостью, исторической и культурноэтнической общностью.

Приоритетное место во внешней политике Казахстана принадлежит Российской Федерации. Договорно-правовую базу сотрудничества этих двух стран составляют более 200 договоров и соглашений, охватывающих практически все сферы деятельности, из них более 120 подписаны глазами государств и правительствами. Казахстан и Россия успешно координируют усилия во внешнеполитической деятельности, проводят регулярные консультации в интересах обеспечения безопасности внешних границ государств-участников СНГ по урегулированию конфликтных ситуаций, имеющих место в ряде государств Содружества. Стабилизация ситуации в конфликтных регионах, охрана внешних границ требует объединенных усилий не только России и Казахстана, но и всех стран СНГ, усилий, которые могут быть скоординированы в условиях единого оборонного пространства. В силу этого фактора большое значение приобретает формирование Евразийского Союза.

Евразийский Союз может эффективно заменить СНГ при следующих условиях:

- обязательного выполнения принятых межгосударственных соглашений;

- взаимного признания сложившихся государственно-политических институтов стран-участниц ЕАС;

- признания территориальной целостности и нерушимости границ;

- отказа от экономического, политического и иных форм, давления в межгосударственных отношениях;

- прекращения военных действий между собой.

Инициатором идеи создания Евразийского Союза является Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев. 29 марта 1994 г. во время официального визита в Москву он выступил с предложением создать совершенно новое объединение из стран-участниц Содружества Независимых государств и назвать его Евразийским Союзом. Необходимость такого Союза связана с тем, что страны СНГ продолжают испытывать кризис во всех сферах жизни - политике, идеологии, межнациональных и социальных отношениях. Многие политические лидеры и ученые, анализирующие положение дел в СНГ, приходят к выводу, что существует насущная потребность в интеграции постсоветских государств, которая должна сопровождаться процессом укрепления независимости, развития самостоятельной государственности на основе внутренней консолидации каждой страны.

Как указывалось, формирование национальных интересов суверенного Казахстана тесно связано с геополитикой. Именно геополитические факторы определяют приоритеты в создании системы национальной безопасности, это:

- создание механизмов реального функционирования военно-политического союза стран СНГ на базе Договора о коллективной безопасности, подписанного в мае 1992г.;

- совершенствование системы региональной безопасности;

- укрепление на двусторонней основе российско-казахстанского оборонительного союза;

- упрочение тесных дружественных связей с Китаем, укрепление с ним мер доверия в военной области;

- расширение контактов Казахстана с другими военно-политическими союзами, и, прежде всего, с НАТО, активное участие в создании Евроазиатской системы безопасности;

- разработка военной доктрины национальной безопасности и реформирование собственных Вооруженных Сил для обеспечения их мобильности и боеготовности;

- создание системы политических, экономических и административных мер по поддержанию внутриполитической стабильности общества.

Казахстан принимает активное участие в европейском процессе, под которым подразумевается многоплановая деятельность 53 государств Европы, США, Канады, Центральной Азии, начало которой было положено Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В настоящее время СБСЕ переименовано и имеет название «ОБСЕ» (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Вхождение в состав ОБСЕ государств постсоветского пространства обусловило более пристальное внимание к проблемам развития демократизации общественной жизни, правам и свободам человека. Казахстан поддерживает незыблемость основных принципов ОБСЕ и выступает за совершенствование ее структуры, активное участие в акциях ОБСЕ. Показателем роста авторитета РК на постсоветском пространстве и в мировом сообществе стало то, что инициативе стран-членов СНГ Казахстан был избран председателем ОБСЕ на 2010 г.

2 марта 1992 г. Казахстан стал членом ООН. С первых шагов в ООН Казахстан неизменно пользуется симпатией и уважением в этой мировой семье наций благодаря открытому, миролюбивому и взвешенному курсу его руководства на международной арене, приверженности республики соблюдению норм международного права.

Принимая активное участие в деятельности ООН, Казахстан имеет реальную возможность участвовать в выработке решений по многим международным вопросам и в первую очередь таких, которые имеют жизненно важный интерес для республики. Членство в ООН дает нашей стране политическую, экономическую отдачу, способствует прогрессивному развитию нашего государства, укреплению его национальной безопасности. Наша страна постепенно упрочивает свое положение в ООН. Казахстан принят в члены Комитета по мирному использованию космического пространства, что утвердило его статус космической державы и создало благоприятные возможности для укрепления международного сотрудничества в этой сфере. Казахстан стал также членом Комитета ООН по информации, Комиссии ООН по населенным пунктам. В целом, опыт членства Казахстана в ООН свидетельствует, что Казахстан, ус­пешно интегрируясь в мировую систему, ведет равноценный диалог со всеми государствами в мировой семье наций.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!