Цена, ее сущность. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы.
Функции цены и виды цен на продукцию.
Литература:
1. Закон РБ “О ценообразовании” № 255-3 от 10.05.1999г.
2. П.В. Лещиловский. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: Курс лекций. – Мн.: ГУ УМЦ Минсельхозпрода, 2005. – 370с;
стр. 297 – 311.
3. Г.В. Гусаков и др. Экономика организаций и отраслей АПК. В 2 кн. – Мн.: Белорус. наука. 2007. -891с. 1том стр. 502 – 513.
Вопрос № 1. Цена, ее сущность. Принципы ценообразования и ценообразующие факторы.
Каждое предприятие производя продукцию планирует ее реализовывать, т.е. получить за нее денежные средства — выручку. Объем выручки напрямую зависит от цены на продукцию.
Выручка = V реализованной продукции х на цену
Выше цена — значит больше выручка.
Постоянно ведя разговор об экономической эффективности с/х производства, мы понимаем под ней сумму прибыли, рентабельность реализуемой продукции, которые напрямую зависят от цены.
Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара. Цель производителя — иметь более высокую цену на свою продукцию, чтобы получить большую сумму прибыли, но интересы общества заключаются в оптимальном уровне цен, что достигается действием рыночных рычагов — спроса и предложения, и методами государственного регулирования — законодательством, налогообложением, кредитной политикой и т.д. (Справочно: в цену при ее формировании закладывается более 18 видов налогов.).
Цена на продукцию формируется в процессе ценообразования.
Ценообразование — процесс по установлению, регулированию цен и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования.
Все вопросы ценообразования в Республике Беларусь определены в Законе РБ “О ценообразовании” от 10.05.1999г.
В нем установлены принципы ценообразования:
1. Государство определяет основные положения в области ценообразования.
2. Сочетание свободных и регулируемых цен.
3. Разграничение полномочий субъектов ценообразования (государственные республиканские и областные органы, предприятия) по установлению и регулированию цен.
4. Установление регулируемых цен на продукцию на уровне, обеспечивающим предприятиям покрытие экономически обоснованных затрат и получение прибыли.
5. Государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования.
На формирование цен на любую продукцию, в т.ч. и сельскохозяйственную, влияют две группы факторов: внутренние и внешние.
Внутренние факторы (зависящие от предприятия):
а) полная себестоимость единицы производимой продукции;
б) уровень производительности труда;
в) качество производимой продукции;
г) экономически выгодные коммерческие каналы реализации (картофель, мясо продавать напрямую — НАФТАН и т.д.).
д) использование сезонности в реализации продукции.
Внешние факторы (не зависящие от предприятия):
а) конъюнктура и конкуренция на рынке данного вида продукции (спрос и предложение);
б) сезонность в производстве с/х продукции;
в) общий уровень инфляции в стране;
г) налоговая и кредитная политика государства;
д) внешнеэкономическая деятельность государства (экспорт, импорт). Каждое предприятие обязано умело использовать все эти факторы, чтобы как можно выгоднее реализовывать произведенную продукцию (Пример: овощехранилища ® реализация весной).
Вопрос № 2. Функции цены и виды цен на продукцию.
В экономике РБ существует большое разнообразие цен на производимую продукцию.
Цены действующие в АПК РБ различаются:
А. По способу установления (определения) цены делятся на:
1. Регулируемые — цены, устанавливаемые соответствующими государственными органами или определяемые производителем с учетом ограничений этих органов (с/х продукция закупаемая государством по госзаказу для государственных нужд, цены на социально значимые товары и т.д.).
2. Свободные цены — складываются под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Б. По стадии движения продукции цены делятся на:
1. Закупочные — это цены по которым закупает государство и другие потребители с/х продукцию у сельхозорганизаций.
2. Рыночные — это цены, сложившиеся на внутреннем рынке РБ под влиянием спроса и предложения для данной с/х продукции.
3. Договорные — это цены, устанавливаемые по договору между покупателем и продавцом с учетом их интересов.
4. Оптовые — цены, по которым предприятия-изготовители промышленной продукции реализуют ее предприятиям-потребителям (трактора, с/х машины и т.д.).
5. Расчетные (трансфертные) — это цены, применяемые внутри предприятии, в т.ч. и сельскохозяйственных в условиях коммерческого расчета, когда структурные подразделения рассчитываются между собой за продукцию и услуги.
6. Розничные — цены реализации продукции в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем (цены имеющие самую высокую торговую наценку — прошли много посредников).
7. Сопоставимые — цены, используемые для сопоставления производства или реализации продукции в динамике за несколько лет без учета изменения цен (стр.21 форма 6 АПК).
Все виды цен на продукцию должны формироваться, определяться на основе плановой (прогнозной) себестоимости продукции, всех видов налоговых и неналоговых платежей, прибыли необходимой для расширенного воспроизводства.
Цена, как экономическая категория играет важнейшую роль в экономике и выполняет следующие функции:
1. Учетная или измерительная функция — с помощью цен планируются и определяются все стоимостные показатели: ВП, ВД, ЧД, П, МДЗ и т.д.
2. Распределительная функция — изменение цен ведет к перераспределению прибыли между предприятиями и отраслями.
3. Стимулирующая функция — рост цен на продукцию стимулирует увеличение объема выпуска данной продукции.
4. Регулирующая функция — цена основной инструмент уравновешивания спроса и предложения на продукцию.
5. Контрольная функция — цена служит инструментом учета и контроля расхода и использования материальных и природных ресурсов (вода, земля и т.д.).
6. Плановая функция — с помощью цен осуществляется планирование производства и распределения продукции в стоимостном выражении.
7. Социальная функция — цены способствуют перераспределению доходов и расходов населения, влияют на доступность населения к различным видам товаров, услуг.