Методические указания к выполнению анализа воспитательного мероприятия




Москва


Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» апреля 2010 г. № 376.

 

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ Доцент Егоров Илья Владимирович

 

ГАОУ ВО МГПУ Доцент Цаплина Ольга Викторовна

 

 

Эксперты:

НАОУ ВО МПСУ профессор Шнейдер Лидия Бернгардовна

ГАОУ ВО МГПУ доцент Азарова Людмила Николаевна

 

Программа педагогической практики (рассредоточенной) одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № __ от «__» ________ 20 16 г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н. профессор Савенков Александр Ильич

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н. профессор Савенков Александр Ильич

 

Программа учебной практики (рассредоточенной) утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

 

1. Цели педагогической [1] практики (рассредоточенной ): приобретение опыта психолого-педагогической практической деятельности в образовательной организации с учащимися разных категорий.

2. Задачи педагогической практики (рассредоточенной)

- Уточнение и доработка индивидуальной программы развития учащегося, подготовленной на учебной практике в 1 семестре.

- Закрепить основные понятия, сформированные в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля.

- систематизировать конкретные предметные знания основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

- овладение опытом психолого-педагогической деятельности педагога-психолога;

- способствовать отбору магистрантами методов и приёмов, необходимых для осуществления психолого-педагогической деятельности;

- Отработать умения в разработке психолого-педагогических программ развития и социализации обучающихся разных категорий.

- формирование у магистрантов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.

 

3. Место педагогической практики (рассредоточенной) в структуре программы

Достижение целей и решение задач педагогической практики (рассредоточенной) будет иметь принципиальное значение для ее конкретизирующего продолжения – научно-педагогической и преддипломной практики.

 

4. Место и время проведения педагогической практики (рассредоточенной)

Курс – I, семестр – 2. Практика проводится на различных базах образовательных организаций.

5. Планируемые результаты обучения при прохождении практики

 

Наименование трудового действия Наименование вида деятельности Количество часов/зачетных единиц
1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Доработка и реализация программ развития ребёнка с особыми образовательными потребностями (одаренный ребенок, ребенок с ОВЗ): - социальное и эмоционально – личностное развитие; - познавательное развитие; - развитие моторики (общей и мелкой); - развитие способностей     18/0,5
1.4.Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Проектирование психолого-педагогического диагностического исследования (одаренный ребенок, ребенок с ОВЗ по выбору магистранта) 12/0,3
1.5.Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Ознакомление с работой психолого-медико-педагогического консилиума и ее анализ. Изучение документации необходимой для работы ПМПК (законодательные, правовые, локальные акты, результаты различных диагностик ребенка). 12/0,3
1.6.Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Участие в организации и проведении родительского собрания (или консультации с родителями). Подготовка и проведение семинара-практикума (или консультации) для педагогов/родителей по проблеме воспитания, развития и обучения ребенка 12/0,3
1.7.Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Планирование и составление плана развивающей (коррекционной) работы с ребенком (группой / классом детей). Самостоятельное проведение специально организованного обучения детей в образовательном учреждении с последующим самоанализом или внеклассного мероприятия, (с учетом предыдущей диагностики особенностей детей, подростков, старшеклассников) 20/0,6
1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Составление плана профилактической работы по адаптации ребенка при поступлении в школу (при переходе из начальной в среднюю школу, по выбору магистранта). 10/0,3
3.1.Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей Диагностика особенностей адаптации ребенка, подростка, старшеклассника к образовательному учреждению (по выбору магистранта). Наблюдение и анализ организации и проведения штатным педагогом занятий с детьми в детском саду, (в начальной школе, средней школе или старшей школе). Изучение особенностей возрастной группы / школьного класса (особенности психологического развития детей, их межличностных отношений, характер поведения и др.), используя методы наблюдения, беседы 14/0,4
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка Разработка и проведение воспитательного мероприятия с обучающимися. 10/0,3

 

6.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях

3 з.е., 6 недель.

 

7.Структура и содержание педагогической практики (рассредоточенной) по модулю «Психолого-педагогическому» и модулю «Психологические основы образовательной деятельности».

Блоки педагогической практики (рассредоточенной): ориентировочный, формирующий.

По итогам ориентировочного блока в рамках педагогической практики (рассредоточенной) формулируется проблема, решение которой будет проходить в процессе теоретического обучения: «Основная деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа».

Содержание педагогической практики (рассредоточенной) представлено направлениям деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.

 

По итогам выполнения заданий по каждому блоку практики студенты готовят отчетные документы. По итогам ориентировочного блока студенты представляют:

· Психолого-педагогическая характеристика различных категорий обучающихся (не менее двух категорий).

· Анализ состояния воспитательной работы в ОО (аналитический отчет).

· Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия, проводимого в ОО.

По итогам формирующего блока учебной практики студенты представляют:

· план развивающей работы с обучающимися, с учетом их индивидуально-психологических особенностей

· рефлексия результатов самостоятельно спланированного и проведенного воспитательного мероприятия с обучающимися.

· программа индивидуального развития различных категорий обучающихся.

 

8. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике.

Защита проекта «Воспитательное мероприятие с обучающимися: план, организация, результаты».

Подготовка к данному этапу промежуточной аттестации магистрантов по практике предполагает написание конспекта (сценария) воспитательного мероприятия с обучающимися, его последующее проведение, анализ результатов проведенного мероприятия, публичное выступление на итоговой конференции по практике.

В зависимости от профилей подготовки магистранты проводят и анализируют воспитательное мероприятие с различными возрастными категориями обучающихся.

 

1.1. Анализ воспитательного мероприятия

Профили подготовки: Педагогическая психология,

Методические указания к выполнению анализа воспитательного мероприятия

Провести психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия проводится по следующей схеме:

Схема анализа воспитательного мероприятия

I. Общие сведения

• Название мероприятия.

• Дата и место его проведения. Кто проводит?

• Состав группы учащихся: возраст детей, мальчики, девочки, по интересам и др.

• Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.

• Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие

• Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,

б) уровню развития классного коллектива,

в) возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

· Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.

· Методика подготовки мероприятия: планирование, разработка, участие в них детей.

· Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия

· Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?

· Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?

· Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?

· Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?

· Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

· Каково его воздействие на отдельных учащихся: эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; этика труда, художественная деятельность; эстетика поведения.

· Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

· Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

· Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?

· Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

· Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

· Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?

V. Анализ деятельности воспитателя

· Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?

· Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?

· Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.

· Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?

VI. Психолого-педагогические рекомендации.

 

1.2. Конспект (сценарий) воспитательного мероприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: