Москва
Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «16» апреля 2010 г. № 376.
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ Доцент Егоров Илья Владимирович
ГАОУ ВО МГПУ Доцент Цаплина Ольга Викторовна
Эксперты:
НАОУ ВО МПСУ профессор Шнейдер Лидия Бернгардовна
ГАОУ ВО МГПУ доцент Азарова Людмила Николаевна
Программа педагогической практики (рассредоточенной) одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования
Протокол № __ от «__» ________ 20 16 г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н. профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н. профессор Савенков Александр Ильич
Программа учебной практики (рассредоточенной) утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
1. Цели педагогической [1] практики (рассредоточенной ): приобретение опыта психолого-педагогической практической деятельности в образовательной организации с учащимися разных категорий.
2. Задачи педагогической практики (рассредоточенной)
- Уточнение и доработка индивидуальной программы развития учащегося, подготовленной на учебной практике в 1 семестре.
- Закрепить основные понятия, сформированные в процессе изучения теоретической части дисциплин модуля.
- систематизировать конкретные предметные знания основ профессиональной деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
- овладение опытом психолого-педагогической деятельности педагога-психолога;
- способствовать отбору магистрантами методов и приёмов, необходимых для осуществления психолого-педагогической деятельности;
- Отработать умения в разработке психолого-педагогических программ развития и социализации обучающихся разных категорий.
- формирование у магистрантов потребности в саморазвитии и самосовершенствовании.
3. Место педагогической практики (рассредоточенной) в структуре программы
Достижение целей и решение задач педагогической практики (рассредоточенной) будет иметь принципиальное значение для ее конкретизирующего продолжения – научно-педагогической и преддипломной практики.
4. Место и время проведения педагогической практики (рассредоточенной)
Курс – I, семестр – 2. Практика проводится на различных базах образовательных организаций.
5. Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Наименование трудового действия | Наименование вида деятельности | Количество часов/зачетных единиц |
1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Доработка и реализация программ развития ребёнка с особыми образовательными потребностями (одаренный ребенок, ребенок с ОВЗ): - социальное и эмоционально – личностное развитие; - познавательное развитие; - развитие моторики (общей и мелкой); - развитие способностей | 18/0,5 |
1.4.Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Проектирование психолого-педагогического диагностического исследования (одаренный ребенок, ребенок с ОВЗ по выбору магистранта) | 12/0,3 |
1.5.Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | Ознакомление с работой психолого-медико-педагогического консилиума и ее анализ. Изучение документации необходимой для работы ПМПК (законодательные, правовые, локальные акты, результаты различных диагностик ребенка). | 12/0,3 |
1.6.Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | Участие в организации и проведении родительского собрания (или консультации с родителями). Подготовка и проведение семинара-практикума (или консультации) для педагогов/родителей по проблеме воспитания, развития и обучения ребенка | 12/0,3 |
1.7.Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | Планирование и составление плана развивающей (коррекционной) работы с ребенком (группой / классом детей). Самостоятельное проведение специально организованного обучения детей в образовательном учреждении с последующим самоанализом или внеклассного мероприятия, (с учетом предыдущей диагностики особенностей детей, подростков, старшеклассников) | 20/0,6 |
1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Составление плана профилактической работы по адаптации ребенка при поступлении в школу (при переходе из начальной в среднюю школу, по выбору магистранта). | 10/0,3 |
3.1.Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей | Диагностика особенностей адаптации ребенка, подростка, старшеклассника к образовательному учреждению (по выбору магистранта). Наблюдение и анализ организации и проведения штатным педагогом занятий с детьми в детском саду, (в начальной школе, средней школе или старшей школе). Изучение особенностей возрастной группы / школьного класса (особенности психологического развития детей, их межличностных отношений, характер поведения и др.), используя методы наблюдения, беседы | 14/0,4 |
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | Разработка и проведение воспитательного мероприятия с обучающимися. | 10/0,3 |
6.Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях
3 з.е., 6 недель.
7.Структура и содержание педагогической практики (рассредоточенной) по модулю «Психолого-педагогическому» и модулю «Психологические основы образовательной деятельности».
Блоки педагогической практики (рассредоточенной): ориентировочный, формирующий.
По итогам ориентировочного блока в рамках педагогической практики (рассредоточенной) формулируется проблема, решение которой будет проходить в процессе теоретического обучения: «Основная деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа».
Содержание педагогической практики (рассредоточенной) представлено направлениям деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа.
По итогам выполнения заданий по каждому блоку практики студенты готовят отчетные документы. По итогам ориентировочного блока студенты представляют:
· Психолого-педагогическая характеристика различных категорий обучающихся (не менее двух категорий).
· Анализ состояния воспитательной работы в ОО (аналитический отчет).
· Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия, проводимого в ОО.
По итогам формирующего блока учебной практики студенты представляют:
· план развивающей работы с обучающимися, с учетом их индивидуально-психологических особенностей
· рефлексия результатов самостоятельно спланированного и проведенного воспитательного мероприятия с обучающимися.
· программа индивидуального развития различных категорий обучающихся.
8. Описание форм промежуточной аттестации обучающихся по практике.
Защита проекта «Воспитательное мероприятие с обучающимися: план, организация, результаты».
Подготовка к данному этапу промежуточной аттестации магистрантов по практике предполагает написание конспекта (сценария) воспитательного мероприятия с обучающимися, его последующее проведение, анализ результатов проведенного мероприятия, публичное выступление на итоговой конференции по практике.
В зависимости от профилей подготовки магистранты проводят и анализируют воспитательное мероприятие с различными возрастными категориями обучающихся.
1.1. Анализ воспитательного мероприятия
Профили подготовки: Педагогическая психология,
Методические указания к выполнению анализа воспитательного мероприятия
Провести психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия проводится по следующей схеме:
Схема анализа воспитательного мероприятия
I. Общие сведения
• Название мероприятия.
• Дата и место его проведения. Кто проводит?
• Состав группы учащихся: возраст детей, мальчики, девочки, по интересам и др.
• Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.
• Цель мероприятия: на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие
• Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:
а) соответствие занятия общим воспитательным задачам,
б) уровню развития классного коллектива,
в) возрастным особенностям учащихся.
II. Анализ подготовки мероприятия
· Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялось активность, самостоятельность и инициатива учащихся.
· Методика подготовки мероприятия: планирование, разработка, участие в них детей.
· Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.
III. Ход мероприятия
· Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности?
· Насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа?
· Какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие?
· Какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение? Каких результатов достигли?
· Как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?
· Каково его воздействие на отдельных учащихся: эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве; этика труда, художественная деятельность; эстетика поведения.
· Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.
· Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.
IV. Общая оценка воспитательного мероприятия
· Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач? Причины успехов, неудач, ошибок?
· Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
· Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.
· Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?
V. Анализ деятельности воспитателя
· Какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие наоборот мешали?
· Какие педагогические способности проявлялись при проведении воспитательной работы с учащимися?
· Проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя.
· Способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему?
VI. Психолого-педагогические рекомендации.
1.2. Конспект (сценарий) воспитательного мероприятия.