Основные направления вмешательства во внутренние дела РФ.




С момента возникновения в качестве суверенного государства Российская Федерация ощущает на себе непрерывное воздействие извне, которое в целом ряде случаев принимает форму прямого вмешательства в наши внутренние дела. Причем, по мере укрепления российской политической системы, восстановления ее традиционно сильных позиций на международной арене, укрепления обороноспособности РФ, роста наших экономических возможностей, развития социально-культурной сферы внешние деструктивные воздействия усиливаются.

Комиссия отмечает, что это усиление началось еще в начале 2000-х годов, а в период спровоцированного рядом западных государств острого политического кризиса на Украине (2014 г.) оно приняло ярко выраженную форму противоправного широкомасштабного давления на Российскую Федерацию с целью изменить ее суверенную внешнюю и внутреннюю политику.

Комиссия определила девять наиболее актуальных и представляющих серьезную угрозу для государственного суверенитета страны направлений вмешательства во внутренние дела России:

Первоесоздание и поддержка НКО, иных подобных структур, прямо или косвенно участвующих в политической деятельности в интересах зарубежных государств и оказывающих воздействие на институты гражданского общества в целом. Так, по данным, представленным Генеральной прокуратурой РФ, установлено, что многие из российских НКО, занимавшихся, по сути, деятельностью политического характера и получавших зарубежное финансирование, отказывались зарегистрироваться в качестве иностранного агента, при этом в ряде случаев вопреки нормам международного права финансирование им поступало напрямую от правительств и диппредставительств США, Великобритании, структур ЕС. К моменту начала работы Комиссии в реестр включено свыше 90 организаций – иностранных агентов, причем около половины из них поставлено на учет только после прокурорского вмешательства. Предоставленная Комиссии справка Министерства юстиции РФ позволяет говорить об объемах финансирования НКО, признанных иностранными агентами. Они колеблются от 70 до почти 90 млрд. рублей в год. В некоторых НКО зарубежная финансовая помощь превышает 90% их годового бюджета. Есть данные о расширении «серых схем» иностранного финансирования российских НКО, включая передачу наличных денег, что само по себе содержит признаки нарушения налогового законодательства РФ. Помимо прямого финансирования извне российских политизированных структур существуют многочисленные факты так называемой учебы «перспективных политических деятелей» России за рубежом. Такого рода «учеба» носит обычно выраженный антироссийский характер и проводится, в частности, в странах Прибалтики и США с участием должностных лиц этих стран.

Результаты прокурорских проверок показали, что наиболее активно во внутренние дела РФ вмешиваются иностранные НКО, часть из которых, как было показано в разделе 2 Доклада, уже попали в категорию нежелательных организаций.

Второеработа с образовательными учреждениями, обучающимися, финансирование образовательных программ с целью дальнейшего контроля этой сферы, ее трансформация в направлениях, которые выгодны нашим политическим конкурентам. Имеющиеся в распоряжении Комиссии данные показывают, что в результате долговременной деятельности (особенно в 1990-е и начале 2000-х гг.) зарубежных государственных и частных центров влияния система российского образования оказалась заметно ориентирована на так называемую западную модель в ее политических, экономических и социальных аспектах. Внешнее воздействие закрепляется в этой сфере за счет стимулирования деятельности лояльных Западу лиц из числа профессорско-преподавательского состава, внедрения западных кадров в систему преподавания, адресной грантовой политики и т.д. Эта тема требует отдельного глубокого изучения и вдумчивого реагирования, которое ни в коей мере не предполагает какую-либо самоизоляцию или свертывание взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки, образования, просвещения.

Третьеиспользование СМИ и социальных сетей для дискредитации страны, институтов власти, политических лидеров и в целом для формирования определенных стандартов общественного мнения. Конституция РФ (ст.29, п.5) гарантирует свободу СМИ и запрещает цензуру. Последнее относится как к российским, так и зарубежным СМИ. Однако свободой мысли и слова в РФ активно и масштабно пользуются те, кто поставил во главу угла своей политики принцип «сдерживания России». О наличии такого рода вмешательства заявлялось и на самом высоком уровне. Так, отвечая в интервью на подобный вопрос, Президент РФ В.В. Путин сказал,

Имея в виду СМИ США и ряда прозападных государств:«Если вы проанализируете прессу–она занимается постоянным вмешательством в наши внутренние дела»5.

Комиссия отмечает,чтовмешательствоосуществляетсянетолькочерезпрямуюпропагандуантироссийскогохарактератакихзарубежныхгосударственныхСМИ,как,например,«Радиосвобода»(США),круглосуточновещающихнарусскомязыкеиязыкахнародовРФ.Осуществляетсяреализациязарубежных«образовательных»программ,ориентированныхнароссийскихжурналистов,взаимодействиеиобменопытомпредставителейамериканскихиевропейскихсредствмассовойинформациисроссийскимижурналистами и редакторамиоппозиционныхонлайн-изданий.Врамкахэтойработыорганизуется обучениеметодикамиспользования социальныхсетейи интернет-сервисовдляпсихологического воздействиянаобщественноесознаниеиактивизациипротестногопотенциалапользователейсетиИнтернет.

Комиссия обращаетвниманиенаугрозыинформационной безопасности России,связанныесданнымипоприобретениюиподдержкеиностранцамимедийных ресурсоввроссийскихрегионах.Контент-анализговоритопопыткахпродвижениячерезрегиональныеСМИРФвполнеопределенной повестки днясприцеломна«антикремлевскиепозиции».Внутренниедокументы американскогоКонгрессаиГенеральнойинспекцииСШАпоказали,чтоамериканскоеправительственноеагентствоBBGактивноработаетсроссийскимиСМИиотдельнымижурналистами,причеминогдаэтисхемывызывают вопросыи с точки зренияроссийскогоналоговогозаконодательства.

Четвертоедискредитация Русской Православной Церкви иразжиганиемежрелигиозной розни. Комиссия предполагаетуделитьотдельноевниманиеэтомуиследующемунаправлениювсвоемгодовомдокладе,которыйбудетподготовленкдекабрю2017 г.

Пятоестимулирование протестной повестки извне и вовлечение в протестные акции молодежи.

Шестое - вмешательство в российские выборы на федеральном и региональном уровне. Данное направление более подробно будет освещено в разделе 6.

Седьмоеразжигание межэтнических противоречий, конфликтов, инспирирование протестных акций на этнической почве в республиках Северного Кавказа, Поволжья, в Крыму. Так, Крым является регионом, испытывающим в этом отношении сильное деструктивное влияние извне (Украина, Турция, США и ЕС) с участием так называемого «Меджлиса крымско-татарского народа» и его пособников. На Юге России межэтнические вопросы пытаются обострять, в частности, через спекуляции на черкесской тематике. По имеющейся информации, планируется, что Конфедерация черкесских организаций, созданная в Турции, объединит все черкесские диаспоры, что активно поддерживается черкесскими организациями США. Проект реализуется в рамках создания новой транснациональной организации - «Черкесская полития», претендующей на роль виртуального черкесского государства. Идеологом и координатором антироссийских мероприятий по черкесской тематике является «Джеймстаунский фонд» (США). На северо-востоке России заметно влияние извне вокруг тематики коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Там США и их союзники проводят линию, направленную на срыв стоящих пред Россией задач по освоению и развитию Арктики, Сибири и Дальнего Востока.

Восьмоевсе виды антироссийских санкций как инструмент нажима на власти и общество. Попытки применять различного рода односторонние, неправомерные и дискриминационные санкции в отношении РФ со стороны группы государств, относящих себя к «западному миру», предпринимались практически на всем протяжении существования новой России. Однако они максимально расширились и усилились в период 2014 – 2017 гг. Как отметил В.В. Путин в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г.: «Это не 16. Анализ показал, что с помощью антироссийских санкций их авторы стремятся достигнуть следующих целей в отношении РФ: изменить внешнеполитическую позицию России, сократить поступление доходов в нашу страну и ее бюджет; ослабить отечественную экономику и вытеснить наших производителей товаров и услуг с зарубежных рынков; препятствовать реализации стратегических инфраструктурных проектов с участием РФ и в РФ; обострить социально-экономическую, а также политическую ситуацию внутри России.

Просто нервная реакция США или их союзниковнанашупозициювсвязи ссобытиямиигоспереворотомнаУкраинеидаженевсвязистак называемой«крымскойвесной».Уверен,что еслибывсего этого небыло…то придумалибыкакой-нибудьдругойповод длятого,чтобысдержатьрастущиевозможностиРоссии,повлиятьнанеё,аещелучше–использовать в своих интересах»6.Анализпоказал,чтоспомощьюантироссийскихсанкцийихавторыстремятся достигнутьследующихцелейвотношенииРФ:изменитьвнешнеполитическуюпозициюРоссии,сократитьпоступлениедоходоввнашустрануиеебюджет;ослабитьотечественнуюэкономикуивытеснитьнашихпроизводителейтоваровиуслугсзарубежныхрынков;препятствоватьреализациистратегическихинфраструктурныхпроектовсучастиемРФ ивРФ;обострить социально-экономическую,атакжеполитическуюситуациювнутриРоссии.

Девятое - очернение на мировой арене российской политической и экономической жизни с последующим использованием этой информации внутри России. Действия в этом направлении будут представленывпоследующих разделах.

Комиссия отмечает,чтопопыткивмешательстваизвневовнутренниеделаРФсовершаются нетолькоправительственными структурами иностранныхгосударств,ноиразличнымимежгосударственнымиобъединениями,средикоторых заметнуюрольиграетНАТО инекоторыеучреждения ЕС.Как отмечал,выступаянаслушанияхвСоветеФедерациивиюнес.г. ДиректорСлужбывнешнейразведкиРФС.Е.Нарышкин,«антироссийскинастроенныенеправительственныеорганизациивСШАиЕвропеужеслужатнестолько инструментомвруках государств,сколькоархитекторамиилоббистамижесткогодавлениянаМоскву.Выступаяглавными проводниками глобализации,онивсостоянииосуществлятьсамостоятельнуюлиниюбезоглядкинанациональныеправительства,включая Белый дом».

Комиссия обращает внимание на то, что если в отношении российских и иностранных юридических лиц, связанных с реализацией политической деятельности на зарубежные средства, есть соответствующее законодательное регулирование («иностранный агент» и «нежелательная организация»), то в отношении физических лиц (в первую очередь, зарубежных) оно в настоящее время отсутствует, чем беззастенчиво пользуются те, кто на деле пытается вмешиваться извне во внутренние дела РФ.

Комиссия также отмечает, что помимо известных угроз, исходящих от США и ряда стран НАТО, не следует забывать о потенциальных (явных и скрытых) угрозах с иных направлений. Среди них особое значение Комиссия придает угрозам со стороны экстремистов, называющих себя Исламским государством (запрещенная в РФ организация) и им подобным. Подчеркиваем, что террористический характер деятельности указанных структур является лишь инструментом их политики, выражающейся в т.ч. в попытках вмешательства во внутренние дела РФ.

Важным элементом, как изучения угроз вмешательства в дела суверенных государств, так и аргументом в сплочении отечественной и зарубежной общественности для противодействия подобным противоправным действиям могла бы стать Черная книга вмешательства, подготовка которой начата

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: