Перед постановкой инъекции необходимо провести психологическую подготовку ребенка, если позволит возраст, то есть старше 4-х лет, если ребенок раннего возраста то матери объяснить ход и цель манипуляции, с ребенком установить доброжелательный контакт.
При постановке инъекции необходимо крепко держать ребенка, зафиксировав руки и ноги. Для этой цели используют помощника.
У детей старшего возраста инъекции делают в в верхний наружный квадрат ягодицы (как у взрослых). У детей до 3-х лет инъекции проводят в передненаружную область бедра.
При выполнении инъекции следует учитывать близость расположения к поверхности тела кровеносных сосудов, нервных сплетений и костной ткани.
У детей с недостаточно выраженным подкожно-жировым слоем (у маловесных, недоношенных и страдающих гипотрофией) следует сформировать кожно-мышечную складку, иглу вводить в ткани под углом 30о. У остальных детей угол введения остается 90о.
Сестринский осмотр детей с заболеванием органов дыхания.
При осмотре ребенка следует обратить внимание:
На цвет кожных покровов. Может быть диатез общий или местный. У детей раннего возраста иногда отмечаются пенистые выделения в углах рта (проникновение воспалительного экссудата из дыхательных путей).
Нос – возможно затрудненное дыхание, участие в акте дыхания крыльев носа, характер выделяемого (слизистое, слизисто-гнойное, слизисто-серозное, сукровичное).
Полость рта – необходимо обратить внимание на состояние зева и миндалин. С помощью матери, которая фиксирует ребенка, медработник быстро проводит шпателем до корня языка и сильным надавливанием книзу заставляет ребенка широко открыть рот. Определяет степень гиперемии зева, состояние миндалин, наличие налета на них, осматривает небные дужки и заднюю стенку глотки.
Тип дыхания – у детей до 2-х лет брюшной тип дыхания, затем грудно-брюшной, а далее с 8-ми лет у мальчиков остается брюшной, а у девочек грудной.
Частоту дыхания – подсчет частоты дыхания за одну минуту в зависимости от типа дыхания.
Одышку – при обструкции верхнедыхательных путей наблюдается затруднение вдоха (инспираторная одышка), а при бронхиальной астме, абструктивном бронхите наблюдается затруднение выдоха (экспираторная одышка).
Смешанная одышка свойственна пневмонии.
Голос – охриплый, осиплый, полное его отсутствие (афония) говорит о поражении слизистой оболочки гортани. Носовой оттенок голоса бывает при отеке, абсцессе миндалин.
Кашель – приступообразный, с репризами (при коклюше), сухой, изнуряющий (при трахеите), влажный, глубокий (при бронхите и пневмонии), лающий (при ларингите), болезненный, короткий (при плеврите).
Мокрота – до 4-5 лет дети мокроту проглатывают, при сборе мокроты проводится ее осмотр.
Определение типа и частоты дыхания.
Цель: определить основные характеристики дыхания.
Оснащение:
· часы;
· ручка;
· температурный лист.
Обязательные условия:
Считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Э Т А П Ы | МОТИВАЦИЯ |
Подготовка к процедуре | |
1.Ознакомить ребенка (маму) с ходом исследования, установить доброжелательные отношения. 2. Обеспечить спокойную обстановку. 3. Вымыть и осушить руки. 4. Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь, живот (желательно, чтобы грудной ребенок спал). | Психологическая подготовка, участие в исследовании. Ритм дыхания у детей неустойчивый: беспокойство, крик, прием пищи учащает дыхание. Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение достижения результата. |
Выполнение процедуры | |
1. Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки передней брюшной стенки. 2. Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту. Примечание: если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то необходимо положить руку на грудную клетку или живот и подсчитать частоту дыхательных движений за 1 минуту · У новорожденных и детей первых месяцев жизни можно использовать фонендоскоп, раструб которого держат около носа. | Тип дыхания зависит от возраста ребенка. Обеспечение достоверности результата, так как у детей дыхание аритмичное. Обеспечение достоверности результатов. |
Завершение процедуры. | |
1. Записать результаты в температурный лист. 2. Вымыть и осушить руки. | Документирование, исследование и обеспечение преемственности. Обеспечение инфекционной безопасности. |
ВОЗРАСТ | Частота дыхательных движений |
Новорожденный 6 мес. 1 год 1 – 3 лет 4 – 6 лет 7 – 11 лет 12 – 15 лет | 40 – 60 35 - 40 35 – 30 30 – 25 25 - 23 23 – 20 20 - 16 |