Эйзенах - 21.III.1685г. – 28.VII.1750г. – Лейпциг.




 

Даты События жизни События творчества
.1685г Эйзенах     1691 – 92г..     1693г. 21.III. – в городе Эйзенахе в семье потомственно- го музыканта Иоганна Амброзиуса родился сын Иоганн Себастьян. (младший – 8-ой ребенок) Первые занятия музыкой по традиции семьи проходили под руководством отца. Лет с шести мальчик стал заниматься игрой на скрипке и му- зыкальной грамотой. В семь лет он пошел учить- ся в городскую школу.  
1695г. Ордруф   В неполные десять лет, осиротев после смерти родителей, Иоганн переехал в город Ордруф, где старший брат Иоганн Кристоф уже много лет служил городским церковным органистом.    
1696г. Иоганн поступил учиться в Ордруфский лицей. Под руководством брата в эти годы начались систематические занятия музыкой. Мальчик, не оставляя скрипку, осваивал игру на клавире и ор- гане. Способности его и тяга к музыке значитель- но превышали тот уровень, который позволял в занятиях старший брат. Иоганн нашел выход. – он стал тайно, ночами, увы! только лунными вытаскивать из шкафа и переписывать ноты произведений, известных клавирных композито- ров того времени. Тяжелый труд и страх быть пойманным продол- жался шесть месяцев. Однако тетрадь с уже переписанными произведениями была найдена и отобрана. Бах вернул ее себе только после смерти брата. Душевная травма имела последствия в кон це жизни композитора. Первые сочинения разных жанров.
1699г. Этот год отмечен регулярным участием в каче- стве певчего в церковном хоре. В этом возрасте Иоганн обладал красивым сопрано. 8 хоральных обработок для органа.
1700г. Люнебург Начало самостоятельной жизни. Переезд в го- род Люнебург. За красивый голос Бах был принят в школу при Михаэлевском монастыре. В период мутации стал скрипачом в оркестре. Став стипен- диатом монастыря, обучался в лицее (1700-1703г) В монастыре была богатая музыкальная библио- тека. Здесь И.С. смог познакомиться с большим количеством лучших произведений не только немецких, но и итальянских композиторов.  
1700-1705 1703г. Арнштадтг. В эти годы Бах совершил несколько интересных и важных для него поездок. Несколько раз был в Гамбурге, где слушал знаменитого органиста Рейнкена и побывал в опере. В городе Целле слушал оркестр. Несколько месяцев работал в го- роде Веймаре в качестве скрипача, альтиста и органиста в придворной капелле герцога. Переехав в город Арнштадт, получил место место органиста и кантора (руководителя школьного хора) хора) при Новой церкви. Реконструированный, с хорошими возможностями орган, богатая библио- тека, наличие свободного от службы времени позволяли Б. изучать музыкальную литературу (немецкую и итальянскую) и доводить свое исполнительство до совершенства. С этой же целью в октябре Бах пешком (!) отпра- вился в город Любек, чтобы познакомиться с исполнительским искусством органистаБуксте- худе. Получив отпуск на 4 недели, Бах отсутство- вал 4 месяца. Результатом было возросшее испол- нительское мастерство и создание одного из лучших произведений – « Токатты и фуги d-moll» 1704г. – создание первых светских и духовных кан- тат. В их числе - «Ты не оставишь души моей в аду»   1704г. – «Каприччио на отъезд возлюбленного бра- та» для клавира. (Пово- дом стал отъезд старшего брата Иоганна Якоба на службу в армию шведского короля Карла XII в качест- ве гобоиста). В эти годы были созданы первые 2-х и 3-х голосные инвенции.   1706г. – «Токатта и фуга d-moll» для органа.
1707г. Мюльхау- зен свадьба - Конфликты с начальством разрастались по мере расширения творческой деятельности и Бах пере- ехал в город Мюльхаузен. Здесь 17Х-1707состоя лась ялась его свадьба с Марией Барбарой. Семья не- долго прожила здесь. Пожар, который уничтожил большую часть города стал причиной их отъезда в г. Веймар. «Выборная кантата» - написана для торжеств в день муниципальных выборов, издана на общественные деньги.
Веймарский период 1708 – 1717годы.
1708г. Веймар В Веймаре Бах получил место директора камер- ной музыки придворной капеллы герцогаЭрнста. Одновременно ему были поручены обязанности капельмейстера и органиста. В этот период Бах совершает много поездок в другие города. Иногда это связано с испытания- ми новых или обновляемых органов. Другие поездки - концертные. Исполнительская слава Баха возрастает и распространяется все шире. 1.Сочинение многочислен- ных кантат. 2.Создание различных по жанрам пьес для клавира: прелюдии, фантазии, инвенции, вариации, сюиты, фуги. 3.Создание лучших произ- ведений для органа: 10 прелюдий и фуг, 3фан …
1717г. Веймар 1717г. Кетен. В IX Иоганн Себастьян по приглашению короля приезжает в Дрезден, где в салоне графа Флеминга должно было состояться состязание со знаменитым французским клавесини- стом и органистом Луи Маршаном. Однако поединок не состоялся. Маршан, привыкший к славе непревзойденного исполнителя, услышав игру Баха на органе в церкви, почел за луч- шее без объяснений и прощаний покинуть Дрезден. Бах играл один и заслужил востор- женные отзывы. В Веймарский период в семье Баха родились три сына. Двое: Вильгельм Фридеман и Филипп Эм- мануил в будущем (еще при жизни отца) будут очень известными (даже более отца)музыкантами. В Веймаре Бах проработал почти 10 лет, но не был оценен по достоинству. Особенно остро он чувствовал это после поездок, подобных Дрезден- ской. Когда в XI освободилась более приличная должность, Бах получил отказ при явно более слабых возможностях конкурента. Он подал заявление об отставке, но в наказание за стропти- вость был арестован (!) С 6XI по 2XII находясь в камере судебного уп- равления, он занимался творчеством. Он создал цикл полифонических миниатюр «Органная книжка» Мстительная выходка герцога не сломила Баха. Всей семьей они переехали в город Кетен. тазии и фуги, 5токкат с фу- гами, 8 маленьких прелю- дий и фуг, знаменитая «Пассакалия c-moll», орган- ные транскрипции концер- тов Вивальди.   «Органная книжка» - 46 хоральных прелюдий (упражнений) для начи- нающих. Ныне все они зву- чат и в учебных классах, в концертных залах.
Кетенский период 1717 -1723 годы
1717г. – 1723г. Кетен. 1717г. – 1723г. Кетен. 1720г. 1721г. Бах получил должность придворного капельмей- стера. К большому сожалению, в городе не было хорошего органа. Однако это обернулось расцве- том новых сторон таланта композитора. За шесть лет им были созданы многочисленные замечательные инструментальные произведения для солирующих скрипки, виолончели, духовых, для камерных ансамблей разного состава. Виртуозность, изящество стиля, жанровое разно- образие миниатюр, сюит, обработок концертов других композиторов – все это стало новой, инте- ресной страницей в европейской музыке. Особое место заняла клавирная музыка. Бах предугадал будущее клавира, который в усо- вершенствованном виде, при использовании но- вого строя (темперированного) станет самым распространенным и универсальным инструмен- том. Он много, охотно писал для клавира. Новиз- на и совершенство произведений Баха как бы подготовили будущие века фортепианной музыки. Жизнь Баха в маленькой резиденции князя была бы самым счастливым периодом, если бы не умерла в VII 1720 неожиданно и скоропостижно Мария Барбара, оставив сиротами 4 детей, но через полтора года судьба пошлет Баху новую спутницу жизни – Анну Магдалену. Она станет не только любящей женой, замечательной хозяй- кой, заботливой матерью своим и приемным де- тям, но и прекрасной помощницей мужу в компо- зиторском творчестве. Ею записаны, переписаны и по тому сохранены многие произведения Баха. Она приучила к тому и сыновей. Думая о необходимом образовании детей, Бах предпринимал попытки сменить место житель- ства. С этой целью и не всегда удачно участво- вал в конкурсах. Наконец, в начале 1723года он согласился занять должность мюзик-директора и кантора при церкви св.Фомы в Лейпциге. Для струнных инструмен- тов: 3 сонаты и 3партиты для с для скрипки, «Чакона» - по сей день наипопуляр- нейший номер концерти- рующих скрипачей (часть из сюиты для скрипки соло d-moll), 5 концертов для скрипки с оркестром, 6 сюит для виолончели соло.     Для клавира: 6 француз- ских и 6 английских сюит, фантазии и фуги в том чис- ле «Хроматическая фанта- зияя и фуга d-moll», 7 токкат, 1-я нотная тетрадь Анны Магдалены Бах, обработки для клавесина различных произведений, в том числе 16 концертов (Вивальди, Марчелло, Телемана…)   1721г. – В подарок Марк- графу сочинены 6Бран- денбургских концертов для оркестра.   1722г. – I томХорошо темперированного кла- вира.  
  Лейпцигский период 1723 – 1750 годы.
1723г. Лейпциг Новые обязанности требовали подчинения на- чальникам нескольких уровней, обслуживания многих церковных ритуалов, еженедельного на- писания музыки для церковных служб, подбора способных учащихся, постоянного участия в вос- питании их, обучения мальчиков не только пению и игре на инструментах, но и латыни. Казалось бы на свободное творчество не должно было оставаться времени. Однако, именно в эти годы созданы лучшие, грандиозные произведения Баха. Все творческие поиски прошедших лет получили свое достойное продолжение. Дебютировал Бах великолепным «Magnificat» - величальной ораторией для 5-тиголосного хора, солистов и оркестра   «Страсти по Иоанну». «Магнификат».     2-я тетрадь Анны Магдале- ны Бах
1729г. В музыкальной жизни Лейпцига заметную роль играл университетский студенческий кружок «Collegium musicum», которым с 1729 по 1740 гыим руководил И.С.Бах. Именно для концертов этого коллектива создано значительное количество «светских кантат» и инструментальных компози- ций (сюиты=увертюры, концерты)   Создание и единственное исполнение в Томаскирхе «Страстей по Матфею» 15 апреля 1729 г. 1727-1730гг. – 3 концерта для 2-х клавесинов.
1733г. 1735г. 1736г. 1740г. 1742г. 1747г. Поездка в Дрезден, где сын Вильгельм Фриде- ман держал испытание и был принят органистом. Поездка в Мюльхаузен с сыном Иоганном Гот- Фридом (по тому же поводу). Королевским декретом Баху присваивается титул композитора придворной капеллы. Сын Карл Филипп Эмануэль поступает на службу клавесинистом-аккомпаниатором к прусскому королю Фридриху II в Берлине. По просьбе бывшего русского посланника при дворе курфюрста Саксонского для его музыканта Гольдберга Бах сочинил «Арию и 30 вариаций». Граф постоянно в моменты нездоровья или бес- сонниц слушал эти вариации и был столь дово- лен, что в благодарность прислал композитору золотой кубок, наполненный сотней луидоров. Эти вариации закрепились в истории музыки под названием «гольдберговских». Поездка в сопровождении сына Вильгельма Ф. в Берлин и Потсдам к сыну Карлу Ф.Э. Несколько концертов, в том числе для короля. 1730-1733гг. – 7 концертов для клавесина, 2 концерта для 3-хклавесинов, кон- церт для 4-хклавесинов= обработка конц. Вивальди, концерт для 4-хскрипокс оркестром, концерт для флейты+скрипки+клавеси- на. 1732г.«Кофейная кантата» 1733 - 1738гг. – «Высокая месса». 1742г. – «Гольдберговские вариации»   1744г. – II том ХТК  
1749г. Трудная пожизненная работа привела к тяжелой болезни глаз. Две операции окончились неудачей Наступила полная слепота ! 1749 -1750гг. - «Искус- ство фуги»
1750г. 18VII на несколько часов Бах прозрел. Затем слу- чился удар, от которого он не оправился. 28 VII Бах умер.  

 

 

(Мистика – силы реально ощутимые, но не во всем понятные и не подвластные человеку. Не путать с фантастикой).

 

 

Франц Йозеф Гайдн

Рорау – 31 III 1732г. – 31 V 1809г. – Вена

Даты События жизни. События творчества.
1732г. 31III в деревне Рорау (хорватское название Трстник), в семье каретного мастера Матиаса и его жены Анны Марии родился сын Франц Йозеф. Отец, обладая незаурядными музыкальными способностями выполнял еще и обязанности приходского пономаря (звонаря), пел красивым тенором и немного играл на органе. Одной из семейных традиций были еженедельные концерты, участие в которых принимали все родные (любого возраста) и друзья, даже приезжавшие из других мест. «Всемогущий господь (только его милости я обязан всем) одарил меня, особенно в музыке, такими способностями. что я уже на шестом году смело распевал вместе с хором некоторые мессы, а также играл понемногу на клавикорде и на скрипке.» - из воспоминаний Й.Гайдна  
1738г. Хайнбург Дальний родственник, школьный учитель и регент Франк, заметив поразительные способности шестилетнего мальчика, увез его с собой в г.Хайнбург. Йозеф стал успешно осваивать несколько музыкальных инструментов (клавир, скрипку), петь в церковном хоре, изучать латынь. Талантливый ребенок стал известен во всей округе.  
1740г. г.Вена Когда регент собора св. Стефана в Вене Рейтер, подыскивая для хора мальчиков с хорошими голосами, побывал у Франка в Хайнбурге, судьба восьмилетнего мальчика решилась навсегда. Он поехал в Вену.  
1740г. – 1749г г.Вена Великолепие одной из богатейших европейских столиц, величие огромного красивейшего собора, четыре органа, изумительных и по звучанию, и по внешнему виду - все это изумляло, восторгало и становилось частью его жизни, миром который теперь растил и воспитывал его. Нищий и бесправный певчий он часто был бит и постоянно голоден. Работать приходилось по шестнадцать, а то и по восемнадцать часов. Ведь приходилось заниматься и самообразованием т.к. уроков по композиции и теории музыки ему не полагалось. (За 9 лет Рейтер лишь дважды проконсультировал его по композиции). Но слушать прекрасную музыку, участвовать в пышных богослужебных церемониях и отважиться самому пробовать сочинять – уже было счастьем. Это длилось около 9 лет   Создает ряд произведений инструментальных и хоровых, в том числе «Salve regina» на 12 голосов.
IX -1749г. 1753-1756г годы работы у Н.Порпора   В период мутации, не предвидя появления красивого певческого голоса, Йзефа уволили. Он оказался на улице, без крыши над головой и постоянной работы. Он перебивается перепиской нот, уроками, случайными заработками в качестве органиста, скрипача, певца, сочинением на заказ. Спасал характер простолюдина не избалованного жизнью. Он радовался, переписывая новые еще не знакомые ему произведения. Он радовался разнообразию форм венского городского музицирования: серенады, танцы, спектакли, в том числе ярмарочные импровизационные комедии…. Он нашел изумительный способ получать необходимые знания – он устроился на работу аккомпаниатором, а в сущности лакеем (!), к знаменитому итальянскому композитору и педагогу пения Николе Порпора. Теперь он получил замечательный источник профессиональных знаний, возможность знакомства с итальянской музыкой, с итальянским языком, с новыми музыкантами. Среди них оказался высокообразованный любитель, организатор кружка Фюрнберг. На музыкальных вечерах в его имении Гайдн был и скрипачом и композитором. 1749г. – сонаты, танцы для клавира – заказы учениц.. 1750 -1751г.– Месса, дивертисменты, струнные трио, концерты для клавира.   1752г. – создание и постановка зингшпиля «Новый хромой бес».   1755г. – создание первых струнных квартетов для кружка Фюнберга. (18 квартетов).
1759-1761г Луковец По рекомендации Фюрнберга Гайдн поступил на службу к графу Морцина в г.Луковце близ Пльзеня. Гайдн возглавил небольшую капеллу, для которой сочинял дивертисменты и создал свои первые симфонии. 1759-1761гг. –создание первых симфоний (около полутора десятков)
С 1761г. - по 1790г. Эйзенштадт 1785г. 1790г. г.Вена Нижняя Австрия – Зйзенштадт, позднее поместье Эстерхаза. С этими местоми и с капеллой богатого, знатного княжеского рода Эстергази Гайдн будет связан 30 (!) лет. Начинал Гайдн вторым капельмайстером, потом числился композитором и главным капельмейстером. При дворце были выстроены два театра – один для оперных спектаклей со зрительным залом на 300(!) мест, другой для марионеток. (Г. поставил, кроме своих, 90 итальянских опер). Инструментальная музыка звучала и на открытом воздухе, и во время званных обедов, и в вечерних концертах (с17 до 23часов). (Гайдн при этом успевал наслаждаться обожаемой природой, охотой, рыбной ловлей, игрой в кегли.)В 1764г– произведения Г. публикуются в Париже, в 1765г. – его творчество упоминается в английской прессе. В Вене состоялось знакомство с Моцартом. Довелось совместно поиграть в квартете. В благодарность Гайдну Моцарт написал и посвятил ему 6 струнных квартетов. Гайдн – первый из композиторов инструментальной музыки, достигший мировой известности. Роспуск капеллы. Переезд в Вену. Гайдну сохраняют должность с окладом и пенсией. С 1761 по 1764годы созданы 22 симфони 1763г.- опера-buffa -«Ацис и Галатея» 1772г.- создание «Прощальной» симфонии №45. 1775г.-«Семь слов спасителя на кресте». 1781г. -6 «Русских квартетов» 1787г. Исполнение симфоний Гайдна в Америке.  
1790г-1792г. 15 XII-1790 – VI-1792г. Первая поездка в Лондон 16 марта 1791г. – бенефис Г. 8VII-1791г.присуждение степени почетного доктора Оксфордского университета. Знакомство с музыкой Г.Ф.Генделя. Создание первых 6-ти «Лондонских» симфоний.
1792г. Возвращаясь из Англии в г.Бонне Г. встретился с Бетховеном. Договорились о возможных уроках.  
1794г-1795г. . 1794г.-1795г Вторая поездка в Лондон. В Вене Бетховен исполняет у князя Лихновского сонаты, посвященные Гайдну. Создание еще 6-ти «Лондонских» симфоний.
1795-1802г. Годы творческой активности. Создает: кварте ты, трио, сонаты, мессы, песни ,оратории.  
1798г. 1799г. - -1800г. Вена. Г. дирижирует исполнением пассьонов для оркестра «Семь нот на кресте». Избран почетным членом Шведской королевской академии. Исполнение оратории «Сотворение мира» в Вене, Будапеште (под управлением Г.), Петербурге, Москве, Париже. 1798г.- оратория «Сотворение мира»
1801г. В Лейпциге начинается издание полного соб-рания сочинений Гайдна. Во Франции и Голландии присуждаются почетные звания. 1801г.- оратория «Времена года». 1802г.- последние мессы и кантаты.
1803-1804г. Вручение золотой медали и избрание Гайдна почетным гражданином г.Вены  
1805г. г.Париж – Л.Керубинивручает Г.диплом члена Парижской консерватории.  
1808г. Избрание почетным членом Филармонического общества г Петербурга.  
1809г.Вена 31 мая – Гайдн умер.  

Вставить в обзор симфоний

«Мой князь всеми моими работами бывал доволен, мне рукоплескали; как руководитель оркестра, я мог экспериментировать, пробовать, наблюдая, что производит впечатление, что ослабляет его, и таким образом что-то улучшать, добавлять или выбрасывать, на что-то отважиться. Ведь я был вдалеке от света. Никто рядом со мной не мог поколебать моей уверенности в задуманном, никто не заставлял меня, и я должен был идти своим путем». Й. Гайдн

 

 

Князь Миклош (Николай) особенно любил камерную музыку и сам даже принимал участие в ансамбле, исполняя партию на баритоне – любимом своем инструменте, похожем на виолончель. Это был старинный инструмент, давно вышедший из употребления. Инструмент с широкой и высокой шейкой, На семи струнах играли смычком, С задней стороны выдолблено было углубление, над которым, как на арфе, натягивались металлические струны, настроенные по секундам. На них играли большим пальцем и мизинцем правой руки, которая одновременно вела и смычок. Сложный инструмент был этот баритон! Т.Попова

 

«Раз Г., стараясь развеселить князя, отправился на ярмарку в небольшой венгерский городок по соседству с Эйзенштадтом и накупил там целую корзину свистулек, «кукушек», деревянных труб и прочих инструментов, созданных на потеху ребятишкам, Он не поленился изучить предельные возможности и характерные свойства этих инструментов и написал для них самую забавную симфонию, в которой имеются даже сольные партии: «кукушка» в этой пьесе выступает в роли генерал-баса». Стендаль (Ныне эту симфонию исполняют под названием «Детская»)

 

Не раз трактовали «Прощальную симфонию» как образное воплощение прощания с жизнью. Так воспринимали ее романтики.

«И никто не смеялся при этом, так как было не до смеха» Роберт Шуман

Интересна и своеобразна полуюмористическая версия возникновения «Прощальной симфонии», сохранившаяся со слов самого Гайдна в воспоминаниях современников.

Согласно этой версии (кстати, не единственной), князь Николай однажды очень долго не отпускал музыкантов из Эстерхаз в Эйзенштадт к их семьям. Желая помочь своим подчиненным, Гайдн сочинил заключение «Прощальной симфонии» в качестве тонкого намека князю, выраженной музыкальным образами просьбы о долгожданном отпуске. Намек был понят.

 

Вольфганг Амадей

(Иоанн Хризостом Теофиль) Моцарт.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!