Мир во второй половине XX в.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный педагогический

Университет имени А.И. Герцена

Выборгский филиал

Г.И. БОЛЬШАКОВА

ИСТОРИЯ

Учебное пособие

Для студентов 1 курса заочной формы обучения направления 44.33.01«Педагогическое образование», профиль «Экономическое образование», направление44.33.01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольного образование», направление 44.33.02«Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования»

Выборг

УДК 373.167.1:94(100)+373.167.1:94(100) «05/…»

ББК 63.3 (2) я72+63.3(2) я72

Б79

 

Рассмотрено и рекомендовано к публикации на заседании кафедры «Социального и естественнонаучного образования», протокол № 7 от 1 октября 2015г.

Утверждено к изданию Ученым советом Выборгского филиала РГПУ им. И.И.Герцена, протокол № от 2015г.

 

Большакова Г.И. История. Учебное пособие для студентов 1 курса высшего профессионального педагогического образования, всех направлений.- СПб.: Изд-во «Астерион», 2015.- 302 с.

 

 

Учебное пособие подготовлено для студентов 1 курса и содержит учебный материал по курсу «История». Содержание учебного пособия соответствует ФГОС третьего поколения.

Предназначено для студентов, преподавателей, а также лицам, интересующимся всеобщей историей и историей России.

 

Составитель: д-р ист. наук, проф. Г. И. Большакова

Рецензент: д.и.н., проф. зав. кафедрой истории ЛГУ им. А.С. Пушкина

В.А. Веременко

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5

Раздел 1. Основы исторического знания ……………………………………....8

Тема 1. История как наука……………………………………………………......8

Тема 2. Исторические источники……………….................................................13

Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества ….....18

Тема 3. Первобытный мир и зарождение цивилизации ………………… …...18

Тема 4. Цивилизации Древнего Востока …………………………………........21

Тема 5. Древнегреческая цивилизация…………………………………………32

Тема 6.Цивилизация Древнего Рима…………………………………………...35

Раздел 3. История Средних веков …………………………………………….39

Христианская Европа и исламский мир в Средние века

Тема 7. Средние века: Варварские государства в Европе………………….....39

Тема 8. Церковь в средние века………………………………………………...42

Тема 9. Реформация и контрреформация в Европе………………………. ….48

Тема 10. Возникновение ислама. Арабский халифат………………………...56

Тема 11. Древние славяне………………………………………………………60

Тема 12. Древняя Русь и Византия…………………………………………..…66

Тема 13. Политическая раздробленность Руси………………………………..72

Тема 14. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в……………….....77

3.2. От древней Руси к Московскому царству.

Тема 15. Русь и Западная Европа в конце XIV- начале XV вв……………….85

Тема 16. Россия при Иване IV Грозном……………………………………….96

Тема 17. Россия в период Смутного времени………………………………...101

Раздел 4. История нового и новейшего времени …………………….. …...108

4.1.Страны Европы в XVI-XVIII вв.

Тема 18. Революции в Англии в XVII-XVIII вв…………………………..….108

Тема 19. Война за независимость в Северной Америке и образование США………………………………………………………….……………..…..113

Тема 20.Революция во Франции в XVIII в. …………………………………..116

Тема 21. Промышленный переворот и становление индустриальной

цивилизации…………………………………………………………………….120

Россия в XVIII в.

Тема 22. Россия при Петре I………………………………………………...…126

Тема 23. Государственные и административные реформы Петра I ……….130

Тема 24.Россия в период дворцовых переворотов…………………………...135

Тема 25. Россия во второй половине XVIII в…………………………….….139

Страны Европы и Северной Америки в XIX в.

Тема 26. Страны Европы и Северной Америки в XIX в…………………....143

Россия в XIX в.

Тема 27. Внутренняя политика России при Александре I…………………...151

Тема 28.Отечественная война 1812 г………………………………………….155

Тема 29. Россия при Николае I………………………………………………...158

Тема 30. Россия во второй половине XIX в…………………………………..163

Раздел 5. История XX века...............................................................................170

Мир в 1900-1914 гг.

Тема 31. Подготовка ведущих капиталистических держав к войне за передел мира, новые рынки сбыта и сырья. …………………………………………...170

Россия в начале XX в.

Тема 32. Россия в конце XIX - начале XX вв………………………………...173

Первая мировая война 1914-1918 гг.

Тема 33. Причины и начало первой мировой войны………………………...179

Россия в 1917 г.

Тема 34. Февральская революция 1917 г. ……………………………………185

Тема 35. Октябрьская революция 1917 г……………………………………..189

Страны Западной Европы и США в 1918-1939 гг.

Тема 36. Версальская система. Страны Западной Европы и США в

1918-1939 гг. …………………………………………………………………...191

СССР в 1918-1940 гг.

Тема 37. Гражданская война и ее итоги……………………………………....195

Тема 38. Экономическая политика в годы Гражданской войны и после ее окончания: «Политика военного коммунизма» и НЭП………………….…..199

Тема 39. Образование СССР……………………………...…………………...203

Тема 40. СССР в 1920-1930-е гг. План построения социализма в СССР....205

Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

Тема 41. Причины, начало и повод второй мировой войны 1939-1945 гг…210

Тема 42. Причины и начало Великой Отечественной войны 1941-1945гг…216

Тема 43. Основные этапы Великой Отечественной войны……………….…219

Тема 44. Окончательный разгром фашистской Германии. Завершение второй мировой войны………………………………………………………………….224

Мир во второй половине XX в.

Тема 45. «Холодная война». Международные отношения после второй мировой войны.…………………………………………………….…………..229

Тема 46. СССР в восстановительный период 1945-1960 гг.………………...232

Тема 47. СССР в годы «хрущевской оттепели»……………………………...237

Тема 48. СССР в 1970 - начале 1980-х гг. Нарастание кризисных

явлений……………………………………………………………………….…234

Тема 49. Перестройка в СССР 1985-1991 гг. ………………………………..242

Раздел 6 Мир в начале XXI в............................................................................242

Тема 50. Распад СССР. …………………..……………………………………250

Тема 51. Августовские события 1991г. ……………….…………………….252

Тема 52. Российская Федерация на новом переломе истории: 1990 -е

- начало 2000 гг. ……………………………………………….…………......255

Тема 53. Россия в первое десятилетие XXI в. ……………………………….265

Тема 54. Культура современной России ………………………………..……271

Рекомендуемая литература…………………………………………………..278

Приложение 1: Вопросы к дифференцированному зачету…………………281

Приложение 2: Примеры тестовых заданий………………………………...283

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость создания данного учебного пособия вызвана отсутствием учебников и учебных пособий по курсу «История» для студентов высшего профессионального образования (ВПО). Предлагаемое учебное пособие ставит своей целью помочь студентам-бакалаврам в овладении программного курса истории, изучаемого на первом курсе ВПО высшего учебного заведения.

Структура и содержание учебного пособия «История» определяется объемом и тематикой учебного материала, рекомендованного Рабочей программой. Также своей содержательной частью предложенные лекционные темы ориентированы на ФГОС третьего поколения и не выходят за рамки рекомендованных базовых компонентов. Лекции, рекомендованные студентам, являются базой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных исторических знаний. Более того, в связи с существующим разнообразием исторической литературы, проблематика проверочных вопросов и заданий определена таким образом, что она сможет удовлетворить уровень восприятия учебного материала любым студентом.

В основе структурного построения учебного пособия лежит хронологический принцип. Пособие состоит из шести разделов, соответствующих основным периодам развития всеобщей и российской истории с древнейших времен по XXI век.

В учебном пособии дается синхронизированное изложение зарубежной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Освещаются основные этапы, важнейшие события и явления истории человечества, раскрываются механизмы становления современной цивилизации. На фоне общих исторических закономерностей показаны особенности развития России.

В соответствии с целями обучения пособие включает вопросы и задания различных типов: для поурочного (текущего контроля); контроля усвоения исторических терминов и понятий и итогового контроля.

Следует обратить особое внимание на то, что интерпретация русской истории предполагает ответ на общетеоретический вопрос об историческом соотношении России и Европы. Достаточно вспомнить, что, по верному наблюдению русского философа «серебряного века» Ф.А. Степуна, национальное самоопределение России и началось-то (в плане развития социально-философской и исторической мысли) с выяснения ее отношений к Западу[1].

Поневоле сводя сложнейшее объяснение к ключевым тезисам, отметим, что, развиваясь по общеевропейскому пути, Россия в каждый данный момент своей истории была более похожа не на современные ей западноевропейские страны, а на эти же страны в прошлом. Асинхронность исторического развития привела к тому, что многие важнейшие перемены, происходившие в России, осуществлялись не одновременно с соответствующими переменами в большинстве стран Западной Европы.

 

Западная Европа I этап: V-VI вв.-раннее средневековье II этап: VI-IXвв.-классическое IIIэтап:IX-XVвв.-позднее средневековье   Россия IX-XII вв. - раннее средневековье XII-XVI вв. - классическое XVI-XIXвв.- позднее средневековье

 

С рубежа XVII и XVIII веков органичность хода русской истории нарушилась, поскольку с этого времени государство, осознав, в первую очередь, военно-техническое и экономическое превосходство Запада, повернуло огромную страну в русло «догоняющей модернизации»: стало внедрять мануфактурную промышленность, новую систему вооруженных сил и управления, светскую науку и образование, и прочие элементы новоевропейской культуры. «Западные идеи» и процессы попали на вполне готовую для их восприятия почву. В результате, например, весь «петербургский» период русской истории характеризует культурная и психологическая дистанция между быстро модернизировавшимся городом и куда более консервативной деревней. Россия одновременно жила как бы в разных эпохах. Оборотной стороной «догоняющей модернизации» был рост социальной напряженности между «европеизированными» верхами (прежде всего, дворянством и выросшей на его корнях интеллигенцией) и «традиционными» низами (главным образом, многомиллионным крестьянством). Русская революция, конечно, не являлась фатально неизбежной, но она в значительной мере заключала в себе стихийную реакцию на данный раскол.

Асинхронность исторического процесса России и стран Западной Европы так же объясняется как более ранним началом западноевропейского развития в условиях живой преемственности с этапом предыдущего роста культуры – античностью, так и различными тормозящими факторами, действовавшими на протяжении столетий русской истории.

Большинство современных западноевропейских народов начали свой исторический путь на самой заре средневековья в пределах Западной Римской империи или вблизи от этих пределов, т.е. на уже освоенной культурной территории. Россия стала выходить из до письменного и до государственного мрака только в IX веке на северо-восточной окраине Европы в значительном отдалении от сложившихся центров культуры. Из многообразия других причин выделим, в частности географические особенности Восточно-Европейской равнины, которые обусловливали колонизационный процесс в качестве константы русского исторического развития. Неисчерпанные резервы внутренней колонизации способствовали росту хозяйства и общественных отношений «вширь», а не «вглубь», делая медленными темпы отечественной исторической эволюции.

Тезис об асинхронности исторического развития разных частей Европы не должен мешать ее восприятию как исторической и культурной целостности, образованной индоевропейскими христианскими народами.

Проблема европейской идентификации России имеет много планов. В частности, согласно Д.С. Лихачеву, когда отрицается европейский характер русской средневековой культуры, имеют в виду два ее мнимых свойства: первое - отдаленность, замкнутость развития, и второе – якобы промежуточное положение между Востоком и Западом. Между тем в настоящее время в трудах историков, литературоведов, культурологов хорошо показано, что и до эпохи Петра Великого Россия не страдала болезнью национальной замкнутости и исключительности. Она ощущала себя частью православного культурного пространства, некогда возглавляемого Византией, а русская культура (литература, живопись, зодчество до конца XVII века была свободна от сколько-нибудь заметных азиатских черт и мотивов). Поэтому, имея в виду культурно-исторический процесс XVIII в. правильнее говорить не о «европеизации» России (в смысле превращения чего-то «неевропейского» в «европейское»), а о перемене основных связей и ориентаций русской культуры с одного круга европейских стран на другой круг.

Если положить в основание вычленения цивилизаций религиозно-культурный фактор, то необходимо говорить о европейской христианской цивилизации, безусловно включающей в себя Россию, поскольку культурной общности у России с Западом куда больше, чем при сопоставлении ее с каким-либо иным из больших культурных или цивилизационных миров.

Учитывая эти замечания, автор, тем не менее, рассчитывает на критические замечания коллег и заранее благодарна им за помощь в совершенствовании материалов данного учебного пособия.

РАЗДЕЛ I

ТЕМА 1

ИСТОРИЯ КАК НАУКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: