· Природные:
– горы, вершины гор (Кольский полуостров, Карелия, север Астраханской области, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Восточное Забайкалье, Якутия);
– перевалы (Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия);
– скалы-останцы, нередко напоминающие фигуры людей или животных (Кольский полуостров, Карелия, Кавказ, Северный и Приполярный Урал, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Восточное Забайкалье, Якутия);
– камни-идолы – относительно небольших размеров (1,0–2,0 м) камни причудливой, часто антропоморфной или зооморфной формы (Республика Карелия, Вологодская область, Северный и Приполярный Урал, Большое Сочи);
– крупные валуны весом 0,5–1 т и более, нередко ледникового происхождения (Синий камень в Ярославской области, Девичий камень и Гусь-камень в Голосовом овраге в Москве, Конь-камень в Тульской области, Бык-камень в Бурятии, Котел-камень в Восточном Забайкалье);
– камни-следовики – валуны с вмятинами на поверхности, напоминающими следы рук или ступней (Кириллов камень на вершине горы Маура в Вологодской области, камень Дмитрия Донского на Куликовом поле в Тульской области);
· Природные объекты со следами человеческой деятельности в виде наскальной живописи и (или) присутствия в непосредственной близости от них культовых предметов:
– скальные святилища (Кольский полуостров, Карелия, Алтай, Тува, Хакасия, Иркутская область, Бурятия, Якутия, Амурская область);
– пещерные святилища – пещеры и гроты (Кавказ, Урал, Хакасия, Прибайкалье, Бурятия).
· Примитивные сооружения из камней:
– лабиринты – спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунов на поверхности земли (Кольский полуостров, Карелия);
– валунные насыпи (Соловецкие острова);
– мегалиты – многотонные камни или сооружения из камней, специально установленные человеком. Подразделяются на:
а) сейды – крупные валуны, установленные на камни-подставки (Кольский полуостров, Карелия);
б) дольмены-монолиты – очень крупные валуны диаметром более 8–10 м с выдолбленными внутренними камерами (Западный Кавказ);
в) плиточные дольмены – сооружения из нескольких каменных плит (Западный Кавказ);
г) плиточные ограждения курганов (Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Забайкальский край);
д) менгиры – вкопанные одиночные каменные столбы (Кавказ, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия);
е) стелы – вкопанные каменные столбы или плиты с выбитыми изображениями (Минусинская котловина);
ж) изваяния – вкопанные каменные столбы или плиты с выпуклыми антропоморфными или зооморфными изображениями – личинами (Минусинская котловина).
· Камни-лекари – объекты особого почитания среди современных паломников – разнообразные камни из перечисленных выше, обладающие положительным действием на организм и психику человека.
· Острова:
– морские (Вайгач в Баренцевом море, Соловецкие острова и архипелаг Кузова в Белом море);
– озерные (Кижи в Онежском озере, Валаам в Ладожском озере, Ольхон на Байкале;
– речные (Столб в дельте реки Лена).
· Водные объекты:
– озера (Плещеево, Светлояр, Нумто, Байкал, Ножий),
– реки (Аршаны в Бурятии и Восточном Забайкалье),
– истоки великих рек (Волги, Оки, Дона, Днепра, Москвы, Печоры, Северной Двины, Оби, Енисея, Лены), почитаемые как национальные святыни;
· – святые и целебные источники по всей территории России
Живые растительные объекты:
– отдельно растущие деревья-долгожители огромных размеров и, нередко, причудливой формы (преимущественно дубы, березы, вязы, тополя, лиственницы, ели, сосны) (Калининградская область, Архангельская область, Калмыкия, Кавказ, Средневолжье, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия);
– священные рощи (Калининградская область, Архангельская область, Кавказ, Средневолжье, Алтай, Тува, Хакасия, Бурятия, Якутия).
· Местности, связанные с героями эпоса или историческими персонажами (Бурятия, Забайкальский край).
Подавляющее большинство природных сакральных мест России расположено на особо охраняемых природных территориях разного уровня: в заповедниках, национальных парках, музеях-заповедниках, природных парках, заказниках, памятниках природы. Однако их реальная охрана осуществляется лишь в заповедниках, национальных парках и, частично, в природных парках. Многие древние сакральные места, особенно скальные и пещерные святилища, стелы, изваяния, дольмены, сейды, в последние годы подвержены активному разрушению и уничтожению. К огромному сожалению, это связано ни сколько с негативными природными факторами, сколько с проявлением воинствующего вандализма и бескультурья. Остается только надеяться, что силы властных структур и сознательных слоев общественности смогут активно воспрепятствовать этим негативным процессам, поскольку природные сакральные места представляют собой национальное достояние нашей страны, и сохранить их – крайне важная задача для всех нас и будущих поколений.
Многие священные места являют собой яркий пример гармонизации отношений человека и природы. Немало примеров, когда именно охрана с древних времен культовых мест одновременно способствовало сохранению и природных достопримечательностей. Одним из наиболее ярких примеров такого отношения к сакральным объектам служит священный горный массив Алханай в Агинском Бурятском округе Забайкальского края. Именно благодаря исключительной настойчивости и самоотверженности местного населения этот массив был сохранен от промышленного освоения и взят по надежную федеральную охрану. В настоящее время национальный парк «Алханай» – одна из главных святынь северного буддизма и один из самых посещаемых парков России.
Несмотря на огромную популярность сакральных природных мест России в наши дни, привлекающих ежегодно к себе огромное множество паломников, продвинутых туристов, любителей получить энергетический заряд в местах силы, искателей всего необычного и загадочного, попытки обобщить, описать и систематизировать в литературе такие места отсутствуют. Надеемся, что предпринятая автором первая попытка найдет широкий отклик не только среди ученых и специалистов разной направленности, но и самых широких слоев населения, открывающих для себя Россию с такой необычной и малоисследованной стороны.
Иллюстрации: