Система педагогических наук и их связь с другими науками.




Предмет и задачи педагогики как науки. Отрасли педагогического знания.

ПЕДАГОГИКА - от греч «педагог» (pais – дитя и ago – веду, дословно – ведущий ребенка, детоводитель). Так называли раба, сопровождавшего в школу детей состоятельных родителей;собственно учитель носил название «дидаскáл» (греч. didaskein – учить). Следовательно, термин «педагогика» переводится как «детовождение».

В развитии выделяют 2 периода: - донаучный и -научный.

С древнейших времен и до начала XVII века продолжался донаучный период развития педагогики: педагогические идеи развивались в рамках философии. Все крупные педагоги этого периода известны прежде всего как философы (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Кирилл Туровский, Франциск Скорина, Сымон Будный и другие).

Начало научного периода в развитии педагогики, когда она наконец-то выделилась в самостоятельную область познания, связано с именами Фрэнсиса Бэкона и Яна Амоса Коменского. Английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением». Официальной датой рождения педагогики можно считать 1632 год, когда вышла в свет книга Я.А. Коменского «Великая дидактика».

В русский язык термин «педагогика» ввел выдающийся общественный деятель времен царствования Екатерины II, просветитель и журналист Николай Иванович Новикóв. Он же первым в России объявил педагогику наукой.

Объективной предпосылкой возникновения и развития педагогики, как и любой науки, являются социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. На развитие педагогической теории и практики всегда влияли также политика и идеология.

У каждой науки есть свой объект и предмет исследования. Объектом педагогики как науки явл воспитание, т.е. взаоимосвязаная деятельность педагога и воспитанника, направленная на формирование личности последнего, нор воспитание изучают и другие науки. Предмет – это цели, содержание закономерности, принципы, средства и формы, т.е система образующ. Характиристику воспитания.

Педагогика выполняет 2 основные функции:

-фундаментальную (теоретическую)

-прикладную (технологическую).

Фундаментальная заключается во вскрытии закономерности воспитания, в разработке его теоретических основ. Прикладная – конкретные разработки рекомендующие для преподавателей школ

Задачи педагогики:

1. Вскрытие закономерностей в области воспитания, обучения, управления образовательными системами.

2. Изучение и обобщение опыта педагогической деятельности.

3. Разработка целей, содержания, методов, средств, форм, технологий, систем воспитания, обучения и управления образовательными структурами.

4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.

5. Прогнозирование развития образования.

Система педагогических наук и их связь с другими науками.

Педагогика включает ряд отраслей (педагогических наук): общую педагогику, частные педагогики, прикладные педагогики, частные методики преподавания.

Общая педагогика исследует основные закономерности воспитания и обучения, общие для всех возрастов и категорий воспитанников. Общая педагогика составляет основу всех остальных направлений и отраслей педагогических знаний, и потому должна изучаться студентами педагогических специальностей в первую очередь.

Общая педагогика, в свою очередь, включает следующие основные разделы: история образования и педагогической мысли; сравнительная педагогика; этнопедагогика; дидактика; теория воспитания; школоведение.

История образования и педагогической мысли изучает развитие педагогических идей, теорий и систем.

Сравнительная педагогика (на Западе в синонимическом значении употребляется термин «компаративистика») изучает различия в системе образования в разных странах и регионах мира, а также общие тенденции развития образования в мире.

Этнопедагогика изучает взгляды, идеи, принципы, методы, средства воспитания, бытующие у разных народов, сформировавшиеся в донаучный период и, как правило, получившие отражение в фольклоре. Другими словами, объект исследования этнопедагогики – народная педагогика (например, народная педагогика белорусов).

Дидактика (греч. didakticos – поучительный от didaskein – учить, наставлять, поучать) – теория обучения. Это раздел общей педагогики, рассматривающий сущность процесса обучения, общие закономерности и принципы, на которых осуществляется процесс обучения, содержание образования, методы, средства и формы организации обучения и контроля его результатов.

Все эти вопросы дидактика разрабатывает в общепедагогическом плане, безотносительно к содержанию того или иного учебного предмета.

Теория воспитания – раздел общей педагогики, рассматривающий сущность, закономерности, принципы, методы, средства, формы организации процесса воспитания и диагностики его результатов.

Педагогический менеджмент (раньше эту отрасль педагогики называли «школоведение») – раздел общей педагогики, изучающий проблемы организации народного образования, деятельности должностных лиц в учреждениях образования, формы и методы руководства учебно-воспитательным процессом.

Помимо общей педагогики, выделяют частные педагогики. Критериями классификации здесь выступают возрастные и некоторые другие особенности воспитанников. Так, в зависимости от возраста воспитанников выделяются:

● ясельная педагогика (изучает вопросы воспитания детей раннего возраста – до 3 лет);

● дошкольная педагогика (от 3 до 6 лет);

● педагогика школы (от 6 лет до окончания школы);

● педагогика профессионального образования (внутри ее выделяется особый раздел – педагогика высшей школы);

● андрагогика (теория обучения и воспитания взрослых).

В наше время на Западе иногда говорят о геронтогогике – теории обучения и воспитания пожилых людей.

Кроме возрастных групп, выделяют некоторые другие особые группы воспитанников. Так, вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями психофизического развития, разрабатывает коррекционная, или специальная педагогика (устаревшее название – дефектология, от греч. defectus – недостаток). Коррекционная педагогика, в свою очередь, делится на такие отрасли, как олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия.

Семейная педагогика изучает процессы формирования личности ребенка в семье.

Социальная педагогика изучает процессы социального воспитания, то есть формирования личности в социальной среде (общество в целом, общественные организации и движения, неформальные молодежные объединения, СМИ, религиозные общины, деятельность педагогов-общественников). Социальную педагогику особенно интересуют проблемы воспитания тех детей, которые подвергаются риску и нуждаются в социальной поддержке и защите (сироты, инвалиды, дети, растущие в асоциальном окружении).

С социальной педагогикой тесно связана превентивная педагогика, которая изучает пути и способы предупреждения и преодоления асоциальных отношений среди молодежи.

Вопросы перевоспитания преступников и правонарушителей (детей и взрослых) в условиях исправительного учреждения рассматривает пенитенциарная педагогика.

Производственная педагогика изучает процессы профессиональной подготовки, профессионального и личностного развития работников непосредственно на производстве (на заводе, фабрике, в организациях и учреждениях).

Спортивная педагогика занимается теорией и практикой подготовки спортсменов, военная педагогика – вопросами подготовки военнослужащих.

Частные, или предметные методики (частные дидактики) рассматривают теорию и практику обучения конкретным учебным предметам. Например, говорят о методике преподавания математики, методике преподавания биологии, истории и т. п.

Связь педагогики с другими науками. Эта связь осуществляется двояко. Во-первых, имеет место интеграция научных знаний. Педагогика заимствует и интерпретирует идеи других наук. Занимаясь вопросами воспитания человеческой личности, педагогика решает их в тесном взаимодействии с другими науками о человеке: философией, социологией, психологией, школьной гигиеной, анатомией и физиологией человека, этикой, эстетикой, кибернетикой и др.

Так, философские идеи выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Социология исследует проблемы социальной обусловленности и социальных функций воспитания. Физиологические идеи об условно-рефлекторной деятельности лежат в основе методики формирования умений, навыков, привычек поведения. Кибернетика рассматривает процесс обучения и воспитания как управляемый, который можно планировать, моделировать.

Во-вторых, педагогика использует методы исследования других наук, что обогащает ее, как бы «вливает новую кровь». Так, проникновение в педагогику на рубеже XIX–XX веков психологического эксперимента породило экспериментальную педагогику. Использование методов медицины привело к созданию лечебной педагогики и было положено в основу воспитательной системы «школа здоровья». Внедрение методов кибернетики вызвало к жизни особый вид обучения – программированное обучение. Использование метода сравнения, взятого из биологии, породило сравнительную педагогику. Опора на социологические методы (анкетирование, интервьюирование) сделала возможным массовые педагогические исследования. Математические методы в педагогике позволяют исследователям оперировать цифрами, обрабатывать большие объемы материалов, получить количественные оценки эффективности тех или иных методик обучения и воспитания и, за счет этого, повысить меру точности эксперимента.

...





Читайте также:
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.